Трёхсложные размеры – ДАКТИЛЬ, АНАПЕСТ, АМФИБРАХИЙ.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХИ –это ритмически организованная речь.

РИТМ – равномерное чередование каких-либо повторяющихся единиц.

Единица стихотворного ритма – СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА.

Составляющими РИТМА являются РАЗМЕР, РИФМА, РИФМОВКА, СТРОФА, ПОВТОРЫ, АНАФОРЫ, ОБРАМЛЕНИЕ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ЗВУКОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА СТИХА.

РАЗМЕР – чередование ударных и безударных слогов в стопе.

СТОПА – единица размера, состоящая из одного ударного (/) и одного (двусложные размеры)или двух(трёхсложные размеры)безударных (U) слогов.

Пиррихий – облегчённая стопа (UU). Если строка кончается на ударный слог, то он считается за стопу, безударный слог стопой не считается.

Двусложные размеры– ЯМБ, ХОРЕЙ.

ХОРЕЙ: / U.

Быстрый, динамичный, иногда плясовой размер.

По дороге зимней, скучной

Трой-ка бор-за-я бе-жит.

/ U. / U. U U. /

ЯМБ: U /.

Более плавный, гибкий размер, может передавать разнообразные интонации, в том числе разговорные.

Друзь-я Люд-ми-лы и Рус-ла-на!

U /. U /. U U. U /. U

Ямб бывает от одно- до шестистопного. Шестистопный ямб называется александрийским стихом:

Ве-ле-нью бо-жье-му, о му-за, будь по-слуш-на!

U /. U /. U U. U /. U /. U /. U

РАЗНОСТОПНЫЕ (НЕРАВНОСТОПНЫЕ) стихи имеют разное количество стоп в стихотворных строчках. Разностопным (басенным) ямбом написана комедия Грибоедова «Горе от ума»:

Ба-рон фон-Клоц в ми-нис-тры ме-тил,

U /. U /. U /. U /. U - 4 стопы

А я

U / - 1 стопа

К не-му в зять-я…

U /. U /. - 2 стопы

Трёхсложные размеры – ДАКТИЛЬ, АНАПЕСТ, АМФИБРАХИЙ.

ДАКТИЛЬ: / U U.

Размер плавный, речитативный, повествовательный:

Славная осень. Здоровый, ядрёный

Воз-дух ус-та-лы-е си-лы бод-рит.

/ U U. / U U. / U U. / - 4-стопный

Генетически дактиль восходит к гекзаметру, древнегреческому размеру. Гекзаметры любил Жуковский.

Ур-ну с во-дой у-ро-нив, об у-тёс её де-ва раз-би-ла.

/ U U. / U U. / U U. / UU. / U U. / U

АНАПЕСТ: U U /.

Плавный, напевный размер, близкий по звучанию к фольклорному стиху.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

О-дер-жи-мый хо-лоп-ским не-ду-гом…

U U /. U U /. U U /. U - 3-стопный

АМФИБРАХИЙ: U / U

Лиро-эпический, балладный размер:

Бой-цы вспо-ми-на-ют ми-нув-ши-е дни…

U / U. U / U. U / U. U / - 4-стопный

РИФМА – созвучие концов стихотворных строк.

I. РИФМА мужская, женская, дактилическая.

- При мужской рифме ударение падает на последний слог в строке:

Молчи, бессмысленный народ.

Поденщик, раб нужды, забот.

Динамичность, резкость звучания.

- При женскойударный слог – предпоследний:

Его пример – другим наука,

Но боже мой, какая скука…

Рифма более плавная, более мягкая, чем мужская.

- При дактилическойрифме ударение падает на третий слог от конца:

И, медленно пройдя меж пья-ны-ми,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и тума-на-ми…

СОНЕТ

Суровый Дант не презирал сонета;a

В нём жар любви Петрарка изливал;b

Игру его любил творец Макбета;a

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.b

И в наши дни пленяет он поэта;a

Вордсворт его орудием избрал,b

Когда вдали от суетного светаa

Природы он рисует идеал. b

Под сенью гор Тавриды отдалённойc

Певец Литвы в размер её стеснённыйc

Свои мечты мгновенно заключал.b

У нас его ещё не знали девы,d

Как для него уж Дельвиг забывалb

Гекзаметра священные напевы. d

(Пушкин)

Стройная композиция: каждый катрен облекает законченную мысль. В первых двух катренах сонета сквозные рифмы. Слово, один раз употреблённое в сонете, не должно в нём повторяться.

- шекспировский сонет – одна из многочисленных вариаций на тему классического сонета (4+4+4+2):

Уж если ты разлюбишь, - так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не раз родится ночь

Дождливым утром – утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее.

Что нет невзгод, а есть одна беда –

Твоей любви лишиться навсегда.

В русской поэзии встречаются как традиционные строфы, так и оригинальные. Оригинальной онегинской строфой (14 строк) написан пушкинский роман в стихах:

Мой дядя самых честных правил, a

Когда не в шутку занемог,b

Он уважать себя заставилa

И лучше выдумать не мог.b

Его пример другим наука;c

Но, боже мой, какая скукаc

С больным сидеть и день и ночь,d

Не отходя ни шагу прочь!d

Какое низкое коварствоe

Полуживого забавлять,f

Ему подушки поправлять,f

Печально подносить лекарство,e

Вздыхать и думать про себя:g

Когда же чёрт возьмёт тебя!g

Три катрена, в каждом из которых собственная система рифмовки, и двустишие.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХИ –это ритмически организованная речь.

РИТМ – равномерное чередование каких-либо повторяющихся единиц.

Единица стихотворного ритма – СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА.

Составляющими РИТМА являются РАЗМЕР, РИФМА, РИФМОВКА, СТРОФА, ПОВТОРЫ, АНАФОРЫ, ОБРАМЛЕНИЕ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ЗВУКОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА СТИХА.

РАЗМЕР – чередование ударных и безударных слогов в стопе.

СТОПА – единица размера, состоящая из одного ударного (/) и одного (двусложные размеры)или двух(трёхсложные размеры)безударных (U) слогов.

Пиррихий – облегчённая стопа (UU). Если строка кончается на ударный слог, то он считается за стопу, безударный слог стопой не считается.

Двусложные размеры– ЯМБ, ХОРЕЙ.

ХОРЕЙ: / U.

Быстрый, динамичный, иногда плясовой размер.

По дороге зимней, скучной

Трой-ка бор-за-я бе-жит.

/ U. / U. U U. /

ЯМБ: U /.

Более плавный, гибкий размер, может передавать разнообразные интонации, в том числе разговорные.

Друзь-я Люд-ми-лы и Рус-ла-на!

U /. U /. U U. U /. U

Ямб бывает от одно- до шестистопного. Шестистопный ямб называется александрийским стихом:

Ве-ле-нью бо-жье-му, о му-за, будь по-слуш-на!

U /. U /. U U. U /. U /. U /. U

РАЗНОСТОПНЫЕ (НЕРАВНОСТОПНЫЕ) стихи имеют разное количество стоп в стихотворных строчках. Разностопным (басенным) ямбом написана комедия Грибоедова «Горе от ума»:

Ба-рон фон-Клоц в ми-нис-тры ме-тил,

U /. U /. U /. U /. U - 4 стопы

А я

U / - 1 стопа

К не-му в зять-я…

U /. U /. - 2 стопы

Трёхсложные размеры – ДАКТИЛЬ, АНАПЕСТ, АМФИБРАХИЙ.

ДАКТИЛЬ: / U U.

Размер плавный, речитативный, повествовательный:

Славная осень. Здоровый, ядрёный

Воз-дух ус-та-лы-е си-лы бод-рит.

/ U U. / U U. / U U. / - 4-стопный

Генетически дактиль восходит к гекзаметру, древнегреческому размеру. Гекзаметры любил Жуковский.

Ур-ну с во-дой у-ро-нив, об у-тёс её де-ва раз-би-ла.

/ U U. / U U. / U U. / UU. / U U. / U

АНАПЕСТ: U U /.

Плавный, напевный размер, близкий по звучанию к фольклорному стиху.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

О-дер-жи-мый хо-лоп-ским не-ду-гом…

U U /. U U /. U U /. U - 3-стопный

АМФИБРАХИЙ: U / U

Лиро-эпический, балладный размер:

Бой-цы вспо-ми-на-ют ми-нув-ши-е дни…

U / U. U / U. U / U. U / - 4-стопный

РИФМА – созвучие концов стихотворных строк.

Наши рекомендации