Методика обучения порядковому счету.
Л.С.Метлина. Математика в детском саду.
Стр. 106-107, 169-171.
Отличие порядкового счета от количественного:
1. цель количественного счета – определение общего количества элементов множества, цель порядкового счета – определение места предмета среди других;
2. при количественном счете используются количественные числительные (один, два и т.д.), при порядковом – порядковые (первый, второй и т.д.);
3. при количественном счете отвечаем на вопрос «Сколько?», при порядковом – «Какой по счету?» или «Который?»;
4. при количественном счете направление не имеет значения, при порядковом – имеет;
5. при количественном счете последнее названное числительное относится ко всей совокупности, при порядковом оно имеет два значения: относится ко всей совокупности, если перечислены таким образом все предметы, указывает место последнего предмета среди других, а если порядковый счет останавливается не на последнем предмете, то порядковое числительное указывает только его место.
В 4 года дети уже пользуются порядковыми числительными, но используют их неверно, подменяя ими количественные. На вопрос «Сколько?» считают «Первый, второй, третий – всего три елочки».
Раскрыть значение количественных и порядковых числительных помогает сравнение их. Воспитатель должен разъяснить, что когда хотят узнать, сколько всего предметов, то считают «Один, два, три», а когда хотят узнать место предмета среди других, тоже считают, но по-другому: «Первый, второй, третий».
Воспитатель должен правильно использовать вопросительные слова и показать детям их отличие: сколько? какой? какой по счету? который?
Для организации упражнений берем предметы, отличающиеся признаками: разного цвета, формы, разного вида, но относящиеся к одному родовому понятию.
Для организации ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ (средняя группа) берем 5 одинаковых коробочек, в одну из них прячем матрешку. Цель занятия – показать детям значение порядкового счета и познакомить с его механизмом.
- Сколько коробочек?
- Все коробочки одинаковые. В одной из них спряталась матрешка. Можете вы сказать, в какой коробочке матрешка? (нет)
- Для этого надо знать место коробочки. Послушайте, как надо считать. Матрешка спряталась в третьей коробочке. Сначала узнаем, на каком по счету месте стоит последняя коробочка: первая, вторая, третья, четвертая, пятая – последняя коробочка пятая, она стоит на пятом месте. Найдем третью коробочку (считает) (механизм тот же, что и при количественном счете, только используются порядковые числительные, важно вовремя остановить счет).
На дальнейших занятиях воспитатель предлагает упражнения на выработку умения вести порядковый счет. Важно менять наглядность, задавать разные вопросы, чередовать задания.
Примеры заданий (в качестве наглядности используются разноцветные флажки):
· Каким по счету стоит красный флажок?
· Какого цвета флажок стоит на четвертом месте?
· Расставьте флажки так, чтобы на первом месте был желтый, на втором – синий, на третьем – зеленый и т.д.
· Поменяйте местами 2-ой и 5-ый (синий и красный) флажок, какое по счету место теперь они занимают?
· Поставьте синий флажок пятым (между четвертым и шестым), порядковое место каких флажков изменилось (не изменилось)?
· Поставь зеленый флажок так, чтобы синий стал пятым
· Что нужно сделать, чтобы красный флажок стал вторым?
В старшем дошкольном возрасте углубляется представление детей о порядковом счете. Важно показать, где, в каких ситуациях люди пользуются порядковыми числительными (через беседы).
На специальном занятии показать зависимость результата порядкового счета от направления счета. Для этого на полоске бумаги нарисовать в ряд 8 одинаковых елочек (или выложить их на фланелеграфе, или расставить на полочке елочки-игрушки). Сделать так, чтобы под одной из елочек находилось изображение коробочки – клада.
- Ребята, к нам пришел Буратино. Он получил письмо, в котором написано, что под одной из елочек спрятан клад. Буратино, ты знаешь, под какой по счету елочкой спрятан клад? (нет). В письме сказано, что клад зарыт под шестой елочкой. Найди его. Буратино «считает», но делает это справа налево.
- Почему Буратино не нашел клад? Давайте ему поможем (считают слева направо, находят «клад»).
- Ребята, давайте посчитаем, сколько всего елочек (предложить считать в разных направлениях, с любой елочки).
- Когда хотим узнать, сколько всего предметов, то считать можно в любом направлении, а для того, чтобы узнать место предмета, то важно знать направление счета. Предложить узнать место какой-либо елочки, считая в разных направлениях.
- Чтобы определить место предмета, как правило, считают слева направо. Если направление места важно знать, то его специально указывают.
Для организации упражнений используют тот же наглядный материал. Предлагаем определить место предмета с указанием направления и без. Задания даются с усложнением: который пропал? Что изменилось?