О массе и способах ее измерения.

Под воздействием внешних сил тело может изменять свое положение в пространстве. Физическая величина, пропорциональная отношению величины действующей на тело силы к сообщаемому ей ускорению, называется массой данного тела:

F

m=k*a, где К-коэффициент, зависящий от выбора системы единиц (ее выбирают таким образом, чтобы коэффициент к равнялся единице). Масса т. обр. есть свойство тела, которое проявляется в том, что тело сопротивляется изменению своего положения в пространстве.

Массу можно измерить с помощью специальных вычислений или взвешиванием. Масса обозначается буквой m, а измеряется в килограммах (кг). Международный эталон килограмма – цилиндр из платины и иридия – хранится в г. Севр (Франция). Он имеет 39-миллиметровые высоту и диаметр.

Масса обладает рядом свойств:

- не зависит от рода взаимодействия (пружина, пороховой заряд, столкновение)

- складывается (аддитивна)

- изменяется при движении тел со скоростью, близкой к скорости света.

Массу следует отличать от веса. Вес тела – это сила, с которой тело, вследствие притяжения его к Земле, действует на опору или подвес. Если масса тела приложена к телу, то вес приложен к опоре. Кроме того, вес измеряется в Ньютонах.

Основой в развитии математического понятия величины массы является развитие «барического чувства» - восприятия тяжести предметов непосредственно «на руку». Развитие «барического чувства» служит прочной основой в формировании знаний о способах измерения и общепринятых эталонах оценки массы.

Особенности восприятия детьми массы предметов:

1. На 2 г.ж. восприятие носит локальный характер (только эта коробка тяжелая).

2. На 3 г.ж. ребенок пытается поднять, сдвинуть любой предмет, не оценивая свои возможности и массу предмета («всё по плечу).

3. На 4 г.ж. ребенок оценивает массу предмета на глаз и обращается к взрослому, представляя себе тяжесть предмета.

Т.обр., восприятие массы предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного, двигательного, слухового анализаторов, между которыми в результате практических действий устанавливается тесная связь и подключается действие речевого анализатора (реакция на слово «тяжелый», «легкий»).

Дети д/в легче ориентируются в «зоне тяжелых предметов» (их масса более 150 г). Они способны сравнить по массе предметы в 275 и 200 г (разница по массе 75 г). Труднее ориентируются в «зоне легких предметов» (их масса менее 150 г). Характеризуют как «оба легкие» предметы в 50 и 150 г (разница по массе 100 г).

Основные этапы работы.

I ЭТАП. 5 год жизни.

Цель: 1. Учить различать и обозначать точными словами массы предметов.

2. Познакомить с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем «взвешивания на ладонях».

Пособия:

- одинаковые по размеру дощечки из различных материалов

- мешочки с сыпучими веществами

- наполненные резиновые игрушки, коробочки.

Структура «идеального действия» по обследованию тяжести:

1 компонент – «установка»: взять предмет на ладони, чтобы в обследовании принимали участие тактильный и двигательный анализаторы

2 компонент – имитация движений чашечных весов «вверх-вниз»

3 компонент – проверка результатов действия, смена места предметов на ладонях.

Ошибки детей:

1.Захватывают предмет руками без выполнения каких-либо действий (определение массы только «тяжелых» предметов, низкая чувствительность, в основе – мышечные ощущения).

2. Захватывают предмет и выполняют его «зажим», встряхивание, надавливание.

3. Предмет держат на ладонях и раскачивают слева направо, поднимают и опускают несколько раз, подбрасывают, выполняют движения жима.

4. Держат предмет на ладонях без движений.

5. Предметы берут по одному (поочередный подъем).

6. Предметы в руки не берут совсем, ставят рядом на поверхности и проводят рукой сверху, как бы сравнивая по высоте.

7. Игнорируют проверку.

Речевое оформление парных отношений:

*** тяжелый: тугой, толстый, большой, твердый, здоровый, крепкий, сильный, нелегкий

*** легкий: нетяжелый, слабый, нормальный, мягкий, хороший, некрепкий, маленький, тоненький.

II ЭТАП. 6 год жизни.

Цель: 1. Учить устанавливать отношения между несколькими предметами.

2. Учить строить сериационный ряд по массе.

3. Учить понимать независимость массы от других признаков предметов.

Сначала дети сравнивают 3 предмета по массе, обозначая результат сравнения словами «легкий – тяжелее – самый тяжелый». Предметы берут парами и сравнивают с третьим.

Далее дети составляют упорядоченный ряд по правилу, их необходимо познакомить с относительностью и транзитивностью отношений между предметами по массе.

Упражнения:

*** найти место для предмета в сериационном ряду

*** подобрать пару по массе

*** сгруппировать предметы по массе

*** сравнивать предметы, разные по массе и по объему

*** проверка ответов с помощью «чашечных весов»

*** сериационные ряды из различных предметов

III ЭТАП. 6-7 год жизни.

Цель: 1. Познакомить с приемами измерения массы с помощью условной меры. 2. Познакомить с общепринятыми мерами массы.

В качестве мерки берется небольшой предмет: кубик, пуговица, желудь, монетка и т.п.. На одну чашу весов кладем предмет, на другую по одному подкладываем мерки, пока весы не уравновесятся. Назвать массу предмета, н-р, «масса мешочка равна массе трех кубиков».

Далее сравниваем массу предметов по числу: масса красного мешочка равна 5 кубикам, масса синего – 6, значит красный легче. А синий тяжелее.

Устные задачи.

Выстраиваем сериационный ряд по результатам измерения.

Учим устанавливать функциональную зависимость: чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.

Наши рекомендации