О массе и способах ее измерения.
Под воздействием внешних сил тело может изменять свое положение в пространстве. Физическая величина, пропорциональная отношению величины действующей на тело силы к сообщаемому ей ускорению, называется массой данного тела:
F
m=k*a, где К-коэффициент, зависящий от выбора системы единиц (ее выбирают таким образом, чтобы коэффициент к равнялся единице). Масса т. обр. есть свойство тела, которое проявляется в том, что тело сопротивляется изменению своего положения в пространстве.
Массу можно измерить с помощью специальных вычислений или взвешиванием. Масса обозначается буквой m, а измеряется в килограммах (кг). Международный эталон килограмма – цилиндр из платины и иридия – хранится в г. Севр (Франция). Он имеет 39-миллиметровые высоту и диаметр.
Масса обладает рядом свойств:
- не зависит от рода взаимодействия (пружина, пороховой заряд, столкновение)
- складывается (аддитивна)
- изменяется при движении тел со скоростью, близкой к скорости света.
Массу следует отличать от веса. Вес тела – это сила, с которой тело, вследствие притяжения его к Земле, действует на опору или подвес. Если масса тела приложена к телу, то вес приложен к опоре. Кроме того, вес измеряется в Ньютонах.
Основой в развитии математического понятия величины массы является развитие «барического чувства» - восприятия тяжести предметов непосредственно «на руку». Развитие «барического чувства» служит прочной основой в формировании знаний о способах измерения и общепринятых эталонах оценки массы.
Особенности восприятия детьми массы предметов:
1. На 2 г.ж. восприятие носит локальный характер (только эта коробка тяжелая).
2. На 3 г.ж. ребенок пытается поднять, сдвинуть любой предмет, не оценивая свои возможности и массу предмета («всё по плечу).
3. На 4 г.ж. ребенок оценивает массу предмета на глаз и обращается к взрослому, представляя себе тяжесть предмета.
Т.обр., восприятие массы предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного, двигательного, слухового анализаторов, между которыми в результате практических действий устанавливается тесная связь и подключается действие речевого анализатора (реакция на слово «тяжелый», «легкий»).
Дети д/в легче ориентируются в «зоне тяжелых предметов» (их масса более 150 г). Они способны сравнить по массе предметы в 275 и 200 г (разница по массе 75 г). Труднее ориентируются в «зоне легких предметов» (их масса менее 150 г). Характеризуют как «оба легкие» предметы в 50 и 150 г (разница по массе 100 г).
Основные этапы работы.
I ЭТАП. 5 год жизни.
Цель: 1. Учить различать и обозначать точными словами массы предметов.
2. Познакомить с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем «взвешивания на ладонях».
Пособия:
- одинаковые по размеру дощечки из различных материалов
- мешочки с сыпучими веществами
- наполненные резиновые игрушки, коробочки.
Структура «идеального действия» по обследованию тяжести:
1 компонент – «установка»: взять предмет на ладони, чтобы в обследовании принимали участие тактильный и двигательный анализаторы
2 компонент – имитация движений чашечных весов «вверх-вниз»
3 компонент – проверка результатов действия, смена места предметов на ладонях.
Ошибки детей:
1.Захватывают предмет руками без выполнения каких-либо действий (определение массы только «тяжелых» предметов, низкая чувствительность, в основе – мышечные ощущения).
2. Захватывают предмет и выполняют его «зажим», встряхивание, надавливание.
3. Предмет держат на ладонях и раскачивают слева направо, поднимают и опускают несколько раз, подбрасывают, выполняют движения жима.
4. Держат предмет на ладонях без движений.
5. Предметы берут по одному (поочередный подъем).
6. Предметы в руки не берут совсем, ставят рядом на поверхности и проводят рукой сверху, как бы сравнивая по высоте.
7. Игнорируют проверку.
Речевое оформление парных отношений:
*** тяжелый: тугой, толстый, большой, твердый, здоровый, крепкий, сильный, нелегкий
*** легкий: нетяжелый, слабый, нормальный, мягкий, хороший, некрепкий, маленький, тоненький.
II ЭТАП. 6 год жизни.
Цель: 1. Учить устанавливать отношения между несколькими предметами.
2. Учить строить сериационный ряд по массе.
3. Учить понимать независимость массы от других признаков предметов.
Сначала дети сравнивают 3 предмета по массе, обозначая результат сравнения словами «легкий – тяжелее – самый тяжелый». Предметы берут парами и сравнивают с третьим.
Далее дети составляют упорядоченный ряд по правилу, их необходимо познакомить с относительностью и транзитивностью отношений между предметами по массе.
Упражнения:
*** найти место для предмета в сериационном ряду
*** подобрать пару по массе
*** сгруппировать предметы по массе
*** сравнивать предметы, разные по массе и по объему
*** проверка ответов с помощью «чашечных весов»
*** сериационные ряды из различных предметов
III ЭТАП. 6-7 год жизни.
Цель: 1. Познакомить с приемами измерения массы с помощью условной меры. 2. Познакомить с общепринятыми мерами массы.
В качестве мерки берется небольшой предмет: кубик, пуговица, желудь, монетка и т.п.. На одну чашу весов кладем предмет, на другую по одному подкладываем мерки, пока весы не уравновесятся. Назвать массу предмета, н-р, «масса мешочка равна массе трех кубиков».
Далее сравниваем массу предметов по числу: масса красного мешочка равна 5 кубикам, масса синего – 6, значит красный легче. А синий тяжелее.
Устные задачи.
Выстраиваем сериационный ряд по результатам измерения.
Учим устанавливать функциональную зависимость: чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.