Способы построения диагностических моделей

Способ построения ДМ во многом определяется видом модели. В связи с большим разнообразием ДМ электрооборудования существует множество различных способов их построения. Однако эти способы можно сгруппировать, учитывая их направленность и особенности. Так, при построении непрерывной ДМ предусматривается большое число способов упрощения дифференциального или алгебраического сравнения высокого порядка, описывающего диагностируемое оборудование, до порядка, позволяющего описывать процессы с допустимой погрешностью.

Упрощение передаточной функции.Если оборудование описывается передаточной функцией вида:

Способы построения диагностических моделей - student2.ru ,

то ДМ может быть получена разложением передаточной функции (15.1) в цепную дробь по следующей процедуре:

Способы построения диагностических моделей - student2.ru ,

где составляющие Wi(p) определяются в результате деления полинома на полином в следующей последовательности:

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

и.т.д.

На каждом шаге разложения передаточной функции в цепную дробь можно оценить получаемую погрешность, если в качестве ДМ использовать полученные выражения, отбросив остаток:

Способы построения диагностических моделей - student2.ru ; Способы построения диагностических моделей - student2.ru ;

Способы построения диагностических моделей - student2.ru и.т.д.

Пример. Оборудование описывается передаточной функцией вида

Способы построения диагностических моделей - student2.ru . (15.3)

Построить ДМ, разложив передаточную функцию в цепную дробь, сделав два шага, и оценить погрешность при отбрасывании остатка на каждом шаге.

Представим числитель и знаменатель выражения (15.3) в виде полиномов

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

Произведем соответствующие операции деления:

1-й шаг

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

2-й шаг

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

Получим в соответствии с (15.2) передаточную функцию

Способы построения диагностических моделей - student2.ru ,

которую и будем рассматривать как ДМ. Погрешность, допускаемая при этом, будет

Способы построения диагностических моделей - student2.ru .

Соответственно, погрешность по модулю будет

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

и по фазе

Способы построения диагностических моделей - student2.ru .

Рассчитаем Способы построения диагностических моделей - student2.ru и Способы построения диагностических моделей - student2.ru для различных Способы построения диагностических моделей - student2.ru :

Способы построения диагностических моделей - student2.ru-1...0 0,2 0,47 1,0 2,0 4,0 8,45 Способы построения диагностических моделей - student2.ru
Способы построения диагностических моделей - student2.ru ...9 - - 0,56 - - 0,01 -
Способы построения диагностических моделей - student2.ru ...0 -41 Способы построения диагностических моделей - student2.ru 90 +41 -41 Способы построения диагностических моделей - student2.ru 90 +80 +9

Графические зависимости для этих данных Способы построения диагностических моделей - student2.ru и Способы построения диагностических моделей - student2.ru приведены на рис.15.20.

Усечение характеристического уравнения. Способы построения диагностических моделей - student2.ru
Если характеристическое уравнение, описывающее оборудование, имеет высокий порядок, то в качестве ДМ можно использовать упрощенное характеристическое уравнение, получаемое усечением исходного, т.е. исключением из рассмотрения некоторых его членов. При этом рассматривается процесс построения последовательности хi, Способы построения диагностических моделей - student2.ru , сходящейся к корню х полного характеристического уравнения f(x) = 0. В качестве нулевого приближения берется корень усеченного уравнения Способы построения диагностических моделей - student2.ru . Если такой процесс сходится к корню уравнения f(x) = 0 и возможна оценка погрешности его приближения, то уравнение Способы построения диагностических моделей - student2.ru можно использовать как ДМ.

При построении модели применяется итерационный способ Ньютона, дающий следующие формальные итерации:

хо – произвольное число;

х1 = хо – f(xо)/f'(xо);

хn+1 = хn – f(xn)/f'(xn).

Доказано, что если xо – корень уравнения Способы построения диагностических моделей - student2.ru и существует такое число Способы построения диагностических моделей - student2.ru >0 (не отрицательное), что в окружности радиуса Способы построения диагностических моделей - student2.ru число Способы построения диагностических моделей - student2.ru удовлетворяет неравенству, Способы построения диагностических моделей - student2.ru ; Способы построения диагностических моделей - student2.ru , то существует х – корень уравнения f(x)=0 такой, что Способы построения диагностических моделей - student2.ru .

Таким образом, соблюдение этого условия означает возможность приближения с точностью Способы построения диагностических моделей - student2.ru корня х полного характеристического уравнения f(x) = 0 к корню xо усеченного уравнения f(x) = 0. При этом, если корни x12,...,хn малы, то усечение нужно осуществлять слева, а если велики, то справа.

Пример.Оборудование описывается дифференциальным уравнением, которое имеет характеристическое уравнение:

р3 + 4,9р2 + 6,5р - 0,7 = 0

Корни характеристического уравнения соответственно равны

р1 = 0,1; р2,3 = 2,45 Способы построения диагностических моделей - student2.ru 0.7, a Способы построения диагностических моделей - student2.ru = 0.2.

Необходимо построить ДМ оборудования, усекая характеристическое уравнение. Ориентироваться при этом нужно на большие корни, т.е. усекать уравнение справа.

Устранив один член из характеристического уравнения справа, получим усеченное уравнение:

р2 + 4,9р + 6,5 =Q.

Для определения Способы построения диагностических моделей - student2.ru и Способы построения диагностических моделей - student2.ru возьмем производные

f'(p) = 3p2 + 9,8p + 6,5; f"(p) = 6p + 9,8.

Тогда

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

После разложения по степеням р-рооо), получим:

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

Способы построения диагностических моделей - student2.ru .

Соответственно

Способы построения диагностических моделей - student2.ru ;

Способы построения диагностических моделей - student2.ru .

Следовательно, уравнение Способы построения диагностических моделей - student2.ru можно использовать в качестве ДМ оборудования, описанного уравнением f(x) = 0 в том случае, если Способы построения диагностических моделей - student2.ru , т.е.

Способы построения диагностических моделей - student2.ru .

Если Способы построения диагностических моделей - student2.ru =0,2, то Способы построения диагностических моделей - student2.ru < 0,2/(1-0,2)=0,25 и, следовательно, в этом случае f(x) = 0 может рассматриваться как ДМ.

Способы построения диагностических моделей - student2.ru
Преобразование структурной (функциональной) схемы. Если в процессе проектирования ОД определена совокупность отдельных частей (устройств), из которых он будет состоять, и связи между ними (рис.15.21,а), то ДМ может быть представлена в виде схемы связей СЕ (рис.15.21,б).

Стрелки в модели указывают направление поступления входных хi и выходных yi сигналов в СЕ. В качестве выходных сигналов могут рассматриваться любые признаки (параметры), характеризующие изменения в состоянии СЕ. Состояние каждой СЕ оценивается в двоичной системе по выходам. Если выходной сигнал удовлетворяет установленным требованиям, то состояние оценивается 1, в противном случае – 0. В ходе анализа диагностической модели СЕ в зависимости от глубины обнаружения дефекта могут дробиться на более мелкие или объединяться в более крупные. При этом необходимо соблюдать условие, чтобы у каждой СЕ был только один выход.

Способы построения диагностических моделей - student2.ru Переход от структурной схемы к ориентированному графу. Схему соединения блоков можно заменить эквивалентным ориентированным графом. Блоки заменяются вершинами, а связи между блоками – направленными ветвями с сохранением направления прохождения сигналов.

Для структурной схемы, представленной на (рис.15.21,а), ДМ будет иметь вид (рис.15.22).

Представление в виде матрицы. Ориентированный граф может быть заменен матрицей, которая используется как ДМ.

Матрица является квадратной и имеет вид:

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

где n – число блоков (СЕ).

При этом

Способы построения диагностических моделей - student2.ru

Построенные тем или иным способом, ДМ должны быть проверены на адекватность объекту с целью обеспечения требуемой достоверности диагностирования.

Наши рекомендации