Прогнозирование методами статистической классификации

Статистическая классификация базируется на теории распознавания образов. Распознавание образов предполагает отнесение изучаемого явления или объектапо их изображению к одному из известных классов объектов или явлений. При этом считается, что каждый класс характеризуется некоторым образом, присущим каждому изображению из множества изображений, составляющих этот класс.

 
  Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru

Для этого необходимо решение двух задач. Формирование классов, что часто трактуется как обучение, при котором на основе изучения изображений каждого класса определяется мера подобия или дается описание класса, и собственно распознавание, при котором определяется также мера подобия классу изображения.

По полученным результатам принимаются решения об отнесении изображений к тому классу, мера подобия ОД которому максимальна.

Принадлежность изображения к определенному классу характеризуется функцией подобия, с помощью которой определяется вероятность принадлежности к этому классу. Следует заметить, что отнесение изображения к определенному классу может основываться в принципе не на подобии (близости), а на различиях между классами.

При решении задачи прогнозирования ОД рассматриваются классы Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru , Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru , которые разделяются на (рис.9.11):

параметрические Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru : Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru ,

где Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru – интервал в поле допуска;

временные Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru : Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru ,

где Тi...Тj – временной интервал.

Множество и размеры класса определяются спецификой ОД. Они объединяют объекты, имеющие идентичные параметры состояния, совокупность свойств и т.п. Каждый временной класс характеризует долговечность, а параметрический – запас работоспособности.

Классы Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru представляют собой своего рода эталоны (образцы, портреты). Они задаются на основе испытаний. При этом определяются экстраполяционные связи Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru , соединяющие значения диагностических параметров с классами.

Классы необходимо разделить между собой. Если классы сильно различаются, то границу найти легко; если перекрываются, то трудно. На границе состояние распознаваемо. Задать границы классов (рис.9.12) можно методом зон, используя решающее правило

Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru

 
  Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru

Чем больше зона "0", тем надежнее распознавание.

Если состояние объекта оценивается n параметрами, то мера близости рассчитывается как сумма

Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru

Для примера (см. рис.9.12), если d<0, то ОД относится к классу R1, если d>0, то – к классу R2. Если d = 0, то ОД не может быть классифицирован с помощью этого метода.

Задача прогнозирования при использовании метода статистической классификации (распознавания объектов) формулируется следующим образом.

Состояние объекта характеризуется совокупностью Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru из m диагностических параметров: Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru , Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru (в простейшем случае – одним). Известны значения Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru в момент времени to или в ограниченный интервал времени [to,tl]. Необходимо принять решение о принадлежности объекта по состоянию к одному из известных классов Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru .

Подобная постановка задачи прогнозирования предполагает, что каждой совокупности Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru значений диагностических параметров Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru , Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru , характеризующей определенный класс состояний, соответствуют определенные долговечность или степень работоспособности объекта.

Процедура прогнозирования состояния методами статической классификации предусматривает:

1) определение обучающей выборки N объектов с гарантированными сроками сохранения работоспособности Тг. Каждому объекту выборки N соответствует определенный срок сохранения работоспособности ti, Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru ;

2) в зависимости от соотношения величин Тг и ti объекты разбиваются на классы;

3) описание каждого объекта диагностирования m-мерным вектором состояния;

4) выбор или построение функции распознавания Прогнозирование методами статистической классификации - student2.ru или решающего правила d;

5) собственно распознавание, т.е. отнесение объекта к определенному классу по его состоянию.

Первые два действия относятся, как было сказано выше, к решению задачи обучения, вследствие чего их часто называют этапом обучения, а последние три соответствуют этапу распознавания и называются основными.

Наши рекомендации