Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальная политика».
Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальная политика».
Местное самоуправление - это целостная система общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти.
Местное самоуправление - это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационной формы осуществления, определяемой населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Этот уровень власти народа, организационно обособленный в системе управления обществом и государством. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Муниципальная политика - это система взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации. Муниципальная политика базируется на использовании властных полномочий, которыми наделено местное самоуправление, а право выступает в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации. Однако право не отвечает на вопрос: что в рамках закона делать целесообразно, а что нет.
Возрождение местного самоуправления в СССР в период новой экономической политики
После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата. В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем коммунистической партии. Однако необходимость скорейшего выхода из кризиса после гражданской войны вызвала к жизни новую экономическую политику (НЭП) с определенным допущением рыночных методов хозяйствования, некоторой децентрализацией власти и организацией хозяйственного самоуправления на местах. В 1920 - 1923 годах при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки. В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году - Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л. Велихов. Его фундаментальный труд "Основы городского хозяйства", изданный в 1928 году, и в наши дни сохраняет свою актуальность.
Основные проблемы местного самоуправления в России.
· низкий уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований
· их высокая зависимость от финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня
· отсутствие четких правил игры и стандартов в сфере межбюджетных отношений
· узкая доходная база муниципалитетов и крайне ограниченные возможности влиять на ее расширение
· двухуровневая система местного самоуправления создает конфликт интересов и ресурсов между муниципальными образованиями различного уровня
· чрезмерный контроль со стороны органов государственной власти за «независимым» местным самоуправлением.
· Сращивание власти с бизнесом
· Деградация местных элит
· Непрофильная финансовая обремененность
· Отсутствие принципа разделения властей в местном самоуправлении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в России
Правовую основуместного самоуправления составляют: — Европейская хартия о местном самоуправлении, — Конституция Российской Федерации,
Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальная политика».
Местное самоуправление - это целостная система общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти.
Местное самоуправление - это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационной формы осуществления, определяемой населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Этот уровень власти народа, организационно обособленный в системе управления обществом и государством. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Муниципальная политика - это система взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации. Муниципальная политика базируется на использовании властных полномочий, которыми наделено местное самоуправление, а право выступает в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации. Однако право не отвечает на вопрос: что в рамках закона делать целесообразно, а что нет.