Раздел 14. Интернет представительства муниципального органа власти
Типология сайтов
По своим функциям и свойствам сайты бывают: визитками, промоакциями, электронными магазинами, информационными сайтами, корпоративными представительствами, порталами, системами управления предприятием.
1. Визитка— краткий, компактный, лаконичный сайт, содержащий общую информацию о компании и роде оказываемых услуг.
Цель такого сайта презентационная.
Свойства:
• характеристика контента — логотип, контакты, персоналии, история, род деятельности и предоставляемые услуги.
• количество страниц — менее 15;
• тип и характеристика дизайна — несложный деловой дизайн;
• система навигации — максимально прозрачная и простая;
• частота и необходимость обновления — по мере необходимости;
• посетители — целевая аудитория и партнеры;
• наличие баннеров — не рекомендуются (презентационный проект не должен сам зарабатывать деньги);
• рекламная кампания — индексация в поисковых системах, обмен ссылками с дружескими сайтами.
Задачи:
• дать общее представление о компании;
• максимально заинтересовать в покупке или иных формах коммуникаций с компанией;
• привлечь клиентов и партнеров;
• обеспечить запоминаемость и узнаваемость у потенциальных клиентов и партнеров.
Примерный срок разработки: 2 недели — 1 месяц. Затраты: минимальные. На российском рынке сайт-визитка обойдется в среднем 300-800 долларов, в зависимости от компании - Исполнителя. Пример: www.infoconsult.ru
2. Промоушн-сайт — сайт, являющийся прямой рекламой отдельно взятого товара или события.
Цель — рекламно-маркетинговая. Свойства:
• характеристика контента — яркий и динамичный сайт, как правило, с использованием flash-технологий, содержит информацию о продукте, явлении, действии, услугах, координаты и информацию о путях их получения;
• количество страниц — 10—15;
• тип и характеристика дизайна — яркий рекламный дизайн с элементами flash, запоминающийся и бросающийся в глаза;
• система навигации — самая простая;
• частота и необходимость обновления — не нуждается в обновлении, так как создается на период рекламы того или иного продукта, товара или услуги;
• посетители — целевая аудитория;
• наличие баннеров — возможно;
• рекламная кампания — отображается на основном сайте компании и индексируется в поисковиках.
Задачи:
• проинформировать пользователя об услугах, действии или явлении;
• привлечь новых клиентов;
• заинтересовать общественность;
• повысить известность и популярность компании.
Примерный срок разработки: 2 недели — 1 месяц. Затраты: в связи с высокой технологичностью сайта и креативным дизайном, промо-сайт примерно будет стоить от 800 долларов. Пример: www.bochka.ru
3. Электронный магазин — сайт, предназначенный для продажи товаров, услуг через интернет. Как правило, содержит каталог продукции, прайс-листы, систему заказов.
Цель — маркетинговая. Свойства:
• характеристика контента — система заказа, подробное описание условий заказа, а также описание товара, как правило, в системе каталога, возможно наличие кабинета пользователя, хорошо организованная система поиска;
• количество страниц — от 100;
• тип и характеристика дизайна — деловой дизайн;
• система навигации — максимально удобная и простая система навигации;
• частота и необходимость обновления — частое обновление;
• наличие баннеров — баннерная система;
• рекламная кампания — широко развита рекламная кампания, возможно использование услуг веб-студий по продвижению и раскрутке сайтов.
Задачи:
• обеспечить возможность покупки;
• привлечь покупателей;
Примерный срок разработки: 1 месяц — 6 месяцев. Затраты: достаточно высокие. На российском рынке электронный магазин обойдется в среднем от 1000 долларов, в зависимости от компании-Исполнителя и сложности магазина. Пример: www.ozon.ru
4. Информационный сайт — сайт, который содержит исчерпывающую информацию по некоторой предметной области. Сайты этого типа, как правило, содержат множество статей различных авторов, а также такие услуги, как опросы, голосование, рассылки. Сайт носит в основном некоммерческий характер.
Цель — информационная и коммуникативная.
Свойства:
• характеристика контента — статьи и публикации, интерактивные сервисы: опросы, голосование, чат;
• количество страниц — от 50;
• тип и характеристика дизайна — в зависимости от специфики информационного наполнения может быть как креативным, так и строго деловым;
• система навигации — сложная;
• частота и необходимость обновления — частое (оперативное) обновление;
• наличие баннеров — баннерная система обеспечивает финансовую поддержку сайта;
• рекламная кампания — в зависимости от задач заказчика.
Задачи:
• дать максимальную и исчерпывающую информацию;
• обеспечить запоминаемость.
Примерный срок разработки: 2 недели - 3 месяца. Затраты: варьируются от сложности сайта. На российском рынке информационный сайт обойдется в среднем от 500 до 3000 долларов. Пример: http://www.duma.gov.ru/
5. Корпоративное представительство— автоматизация деятельности компании. Может включать электронный магазин, систему заказов, коммуникационные сервисы, электронный обмен документами, переговоры в режиме онлайн и т.д.
Цель — организационно-менеджерская.
Свойства:
• характеристика контента — магазин, информационный сайт, система управления предприятием, сайт-визитка. Как правило, присутствует кабинет пользователя, объемное количество сервисов, предназначенных для решения задач компании;
• количество страниц — варьируется в зависимости от наполнения; как правило, от 50 страниц;
• тип и характеристика дизайна — деловой, зависимый от специфики компании, отражающий фирменный стиль компании;
• частота и необходимость обновления — по мере необходимости;
• наличие баннеров — баннеры на корпоративном сайте считаются плохим тоном;
• рекламная кампания — в зависимости от задач компании.
Задачи:
• автоматизация предприятия;
• предоставление информационных услуг;
• сервисное обслуживание клиентов и посетителей;
• учет бухгалтерии, заказов, изменений через веб-ресурс.
Примерный срок разработки: 1 месяц — 6 месяцев. Затраты: варьируются от сложности сайта. На российском рынке корпоративный сайт обойдется в среднем от 1000 долларов. Пример: www.fibo-forex.ru
6. Портал — крупный веб-ресурс, предназначенный для формирования некоего интернет-сообщества. Портал может объединять множество различных сервисов, предоставлять клиентам возможность покупки товаров, партнерам — обмен информацией.
Цель — коммуникативная.
Свойства:
• характеристика контента — широкий спектр услуг: опросы, форумы, голосование, чат, онлайн-операторы для оказания консультационной помощи, большое количество информации, служба поддержки;
• количество страниц — от 100;
• тип и характеристика дизайна — самый разнообразный, в зависимости от специфики портала и политики компании;
• система навигации — сложная;
• частота и необходимость обновления — обновление происходит
по разделам или какой-то небольшой информации, но системно и регулярно;
• наличие баннеров — баннерная система;
• рекламная кампания — в идеале портал работает как самоорганизующаяся и саморазворачивающаяся система и не требует раскрутки.
Задачи:
• постоянное развитие ресурса;
• дополнительный заработок на предоставлении рекламных мест другим компаниям (при условии высокой посещаемости ресурса).
Примерный срок разработки: 2 месяца — 6 месяцев. Затраты: варьируются от сложности сайта. На российском рынке информационный сайт обойдется в среднем от 500 до 3000 долларов. Пример: www.allbest.ru, www.rbk.ru
7. Система управления предприятием— сайт, интегрированный в корпоративную информационную систему управления предприятием (интернет + интранет).
Цель — информационная и организационно-менеджерская.
Свойства:
• характеристика контента — наличие встроенной системы управления предприятием в веб-ресурс, система санкционированного доступа, система защиты информации;
• количество страниц — более 50;
• тип и характеристика дизайна — деловой;
• система навигации — сложная;
• частота и необходимость обновления — частое;
• посетители — сотрудники предприятия, клиенты, партнеры;
• наличие баннеров — не рекомендуется;
• рекламная кампания — любая.
Задачи:
• информационная поддержка деятельности предприятия;
• презентация компании в интернете;
• сервис и поддержка клиентов;
• оказание услуг;
• учет товара, услуг, заказов, действий пользователей через веб-ресурс.
Как правило, компании не афишируют наличие такой встроенной системы управления на сайте.
Примерный срок разработки: 2 месяца — 6 месяцев Затраты: варьируются от сложности встраивания системы. На российском рынке обойдется в среднем от 800 долларов. Пример: в основном интернет-магазины
* * *
Система оценки сайтов.
На настоящее время нельзя говорить о существовании общепринятой системы оценки сайтов. Существует множество различных вариантов оценки, включающих разные критерии. В зависимости от их авторства их можно систематизировать следующим образом:
- конкурсные системы оценок
- системы оценок, предлагаемые фирмами, создающими сайты
- системы оценок, предлагаемые фирмами, в комплекс услуг которых входит оценка сайтов
- авторские системы оценок, созданные в научных целях.
Систематизация систем оценки сайтов по авторству хорошо коррелирует с распределением данных систем по целям их создания, глубине анализа, степени проработки и качеству [2].
Мы рассмотрим систему оценки, предложенную учредителями Интернет-премии международной специализированной выставки ТИБО. Она является профессиональной премией, ежегодно присуждаемой сетевым работам, созданным в белорусском секторе Интернет, за весомые социо-культурные, технологические и художественные достижения в области информации, культуры, искусства и образования.
Жюри руководствуется следующими критериями:
Содержание.
Содержание — весь объем информации, представленной на сайте. Информационное наполнение должно привлекать внимание посетителя и отвечать теме сайта, его форма должна соответствовать аудитории — материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде Интернет.
При оценке содержания следует учитывать его соответствие законодательству Республики Беларусь, в частности, статье 5 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации).