Профессиональные и общедоступные информационно-поисковые системы (ИПС)
Компьютерные базы данных изначально создаются для проведения поиска.
В некоторых случаях базы данных являются расширенными или, наоборот, сокращенными копиями широко известных печатных периодических изданий. Многие известные базы данных не имеют печатного аналога.
Семь ступеней аналитического исследования
Теория информационно-аналитической работы должна опираться на выработанную человечеством научную картину мира. Универсализм и практическая применимость должны также лежать в ее основе. С учетом рассмотренных замечаний, будет целесообразно рассмотреть схему информационно-аналитической работы, известную как схема Плэтта.
Достоинство представленной Вашингтоном Плэттом схемы информационно-аналитической работы основано прежде всего на ее простоте. Схема состоит всего из семи последовательных этапов. Каждый этап понятен, естественен и логичен в практическом применении.
Первые четыре этапа схемы Плэтта представляют собой процедуру чисто информационной работы, и только в трех заключительных этапах содержится суть аналитического подхода.
Семь ступеней аналитического исследования
1. Первый этап - общее знакомство с проблемой. На этом этапе рекомендуется изучить в целом исследуемую предметную область. Собрать данные об общих тенденциях ее развития.
2. Второй этап - уточнение формулировок. Практически всегда понятия инициатора запроса и исполнителя не совпадают. На этапе уточнения формулировок предстоит подробное изучение терминологии для того, чтобы не попасть в информационный тупик.
3. Третий этап - сбор фактов. Факты являются каркасом аналитической работы. Сбор максимально возможного количества фактов лежит в основе этого весьма трудоемкого этапа.
4. Четвертый этап - оценка фактов. Этап оценки фактов необходим для проверки на достоверность и первичной систематизации всех собранных сведений.
5. Пятый этап - так называемая интеграция фактов. Этот научный термин означает не просто объединение или сборку. На этапе интеграции реализуется переход на новый уровень, связанный с построением гипотез и аналитических моделей.
6. Шестой этап - формулировка выводов. На этом этапе в краткой и сжатой форме фиксируются основные итоги проведенных исследований.
7. И, наконец, самый последний, седьмой этап - подготовка заключений. Здесь производится оформление результатов исследования в виде законченного документа, предназначенного для инициатора запроса.
Метод аналогии
Метод аналогии основан на перемещении известных закономерностей в новую предметную область. В этом методе мы двигаемся от понятного, известного, к еще не понятому, но весьма интересному.
Метод аналогии удобен для получения первоначального результата, построения схемы закономерностей на черновом уровне.
Использование метода аналогии предполагает несколько этапов. Как правило, исследование начинается с изучаемого явления (явления-преемника).
Встретившись с трудностями в отыскании закономерностей этого явления, мы обращаемся к явлению-шаблону. После этого производится перенос закономерностей явления-шаблона на явление-преемник.
Метод прямого обращения к фактам
Метод прямого обращения к фактам предполагает построение прогнозной схемы на основе изучения единичных свидетельств, представленных конкретными людьми.
В методе изучения отдельных случаев отбираются факты, типичные для всей группы исследуемых явлений. Затем детально анализируется каждый из этих фактов.
Метод статистики
Многие изучаемые явления связаны с таким количеством фактов, что исследователь просто вынужден применить какой-нибудь способ обобщения для получения обозримой картины. В этом случае для выяснения или подтверждения изучаемых закономерностей используется метод статистики. В зависимости от уровня математической подготовки, аналитики используют более или менее сложные способы статистического анализа.
Метод статистики, несмотря на все условности, уже мною лет применяется на практике. Умелое применение этого метода приводит иногда к выдающимся по своему значению результатам. Но в целом считается более рациональным опираться сразу на несколько методов обобщения, используя метод статистики в качестве вспомогательного инструмента.
Метод «Pro & Contra»
Метод построения баланса противоположных мнений, или метод последовательного обсуждения всех «за» и «против» (метод pro & contra), стоит особняком, так как он явно не ориентирован на построение рабочих гипотез.
Обобщения, полученные при помощи метода построения сравнительного баланса мнений, могут быть сразу включены в итоговые отчеты, что немаловажно в тех случаях, когда рабочая гипотеза по ряду обстоятельств не сформулирована.
Особенно важен такой прием в ситуации, когда информационные потоки излишне разделены и аналитики просто не имеют возможности обобщить все имеющиеся факты. Они представляют полуфабрикат в расчете на то, что заказчики сами имеют возможность сгруппировать факты с учетом сведений, доступных на более высоком уровне служебной иерархии.
Горизонт прогноза
Прогноз будущего всегда под сомнением. На достаточно длительный период прогнозы развития всякий смысл. Можно сказать, что они имеют весьма малый ГОРИЗОНТ ПРОГНОЗА, или предел предсказуемости, понимая под горизонтом прогноза максимально удаленный период времени прогнозирования.
Шаблоны прогнозирования
Шаблоны облегчают работу аналитика, но не замещают или отменяют ее. Выбор шаблона прогнозирования, разумеется, непростая задача.
Наиболее употребительны следующие шаблоны прогнозирования:
- сохранение тенденции поступательного развития;
- ограничение в развитии и деструкция;
- переход в противоположное состояние;
- ориентация на цикличность.
ТЕНДЕНЦИЯ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ означает, что завтра изучаемое явление, скорее всего, будет развиваться в том же направлении, что и сегодня.
Фактически это означает, что развивающееся явление математически можно описать степенной функцией, а кривая, характеризующая зависимость основного параметра развития от времени, имеет вид устремляющейся вверх или же спадающей вниз экспоненты.
Считается, что это наиболее часто применяемый шаблон прогнозирования.
Шаблоны прогнозирования
Еще один шаблон прогнозирования основан на интересной закономерности: развитие любого явления раньше или позже замедляется, а то и совсем останавливается, сходит на «нет». Сначала изучаемое явление достигает своеобразной вершины, затем начинается спуск. Рассматриваемый прогнозный шаблон касается пика развития, который неизбежно будет пройден. Эта закономерность и становится предметом анализа.
Существует мнение, что ШАБЛОН ОГРАНИЧЕНИЯ в развитии связан с пессимистическим взглядом людей на природу вещей в целом. Однако в действительности такая позиция отражает беспристрастность и ответственность в изучении реально проявляющихся закономерностей. Фактически это принцип здравого пессимизма. Он утверждает, что в любом явлении изначально заложены условия, в свое время приводящие к прекращению развития. Другими словами, развитие само создает для себя ограничивающие факторы.
Иногда шаблон ОГРАНИЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ сводится к более общему принципу, описанному французом Анри-Луи Ле Шателье.
«Изменение любого фактора, могущего влиять на состояние равновесия системы веществ, вызывает в ней реакцию, стремящуюся противодействовать произведенному изменению»
Считается, что принцип Ле Шателье дает направление возможных изменений состояния, но не содержит никаких указаний на границы применимости. Он лишь подсказывает, что равновесие будет «держаться до последнего», после чего произойдет переход в новое равновесие, обладающее подобными же свойствами.
И последний, наверное, самый понятный шаблон прогнозирования. Шаблон ориентирован на повторяемость, цикличность в изучаемом явлении. Интересно, что несмотря на присутствие в любом цикле участков последовательного развития, ограничения в развитии и перехода в противоположное состояние, составляющих большую часть применяемых на сегодня прогнозных схем, применение шаблона циклического развития на практике распространено мало.
Для выявления циклических закономерностей нужно изучить, как минимум, один период развития.
Поэтому аналитику часто приходится разбивать обнаруженные циклы на несколько простых участков развития, фактически прятать их за более понятными шаблонами последовательного развития или перехода в противоположное состояние.
Информационные системы
Для понимания практики информационно-аналитической работы целесообразно рассмотреть две информационные системы, в которых удачно сочетаются простота организации и высокая эффективность. Эти системы позволяют на регулярной основе предоставлять абонентам сведения в соответствии с заранее сформированными запросами при постоянно действующей обратной связи.
Несмотря на простоту, системы ИРИ и ДОР позволяют добиться высоких результатов в подготовке специалистов и руководителей крупных концернов, исследовательских институтов и промышленных предприятий. Такие системы много лет успешно действуют в ряде университетов, академических институтов и на ведущих предприятиях оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.