Понятие, признаки информационного общества и условия его построения
Словосочетание «информационное общество» (далее — ИО) было впервые употреблено американским экономистом Ф. Машлупом в его работе «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах» (1962), где автор исследовал в числе других информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие ИО быстро развивается в концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего.
В развитии теории информационного общества можно выделить следующие моменты. Первоначально постулируется понятие «посткапиталистического» — «постиндустриального общества» (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания и, соответственно, появляется новая отрасль — информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса—так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникации становятся централизованным процессом (теория «глобальной деревни» Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций ИО принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума (Информационное общество как постиндустриальное общество. 1983) (См.: Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997; Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999)
Американский экономист и социолог Уолт Ростоу отмечал, что развитие экономики проходит через цепь резких технологических сдвигов. Одним из них был упадок сельского хозяйства и рост машинного производства (от первичного к вторичному сектору), затем следующий сдвиг - от промышленности к услугам (третичному).
Билл Хиггинс назвал этот процесс «сдвигом от одной схемы базовых природных ресурсов к другой». Он уточняет, что в настоящее время происходит сдвиг к четвертичному сектору - высокопроизводительным наукоемким отраслям, основанным на информационных технологиях. В этом секторе границы собственно производства, с одной стороны, и услуг, с другой, (как, например, в компьютерных технологиях достаточно условны).
Большинство аналитиков связывают процессы глобализации современного мирового сообщества с развитием информационной революции.
В истории обмена информацией мир переживает пятую технологическую революцию. 1456 г. — изобретение печатного станка с подвижными металлическими литерами Иоганом Гутенбергом.
1876 г. — создание телефонного аппарата, запатентованного 10 марта Александром Беллом.
1895 г, — создание радио (А. Попов, Г. Герц, Г. Маркони, Н. Тесла).
1900-1930-е годы — зарождение телевидения: открытие принципа последовательной передачи элементов изображения (конец XIX в. — параллельно русский ученый П. И. Бахметьев и португальский ученый А. ди Пайва), изобретение передающей телевизионной трубки и кинескопа (начало 1930-х гг. — В. К. Зворыкин и Ф. Фарнсу орт, США), А. А. Суинтон (Англия), И. А. Адамиан, В. П. Грабовский, С. И. Катаев, А. П. Костантинов, Б. Л. Розинг, П. В. Тимофеев, П. В. Шмаков (все — СССР), регулярное телевещание (1936-й год — Великобритания и Германия, 1939-й — Россия, 1941-й — США).
1945 г. — создание ЭВМ учеными Пенсильванского университета Дж. Мокли и Д. Эккертом (вес первой ЭВМ — 30т).
В современной информационной революции также можно выделить ряд этапов ее развития.
Первый этап ведет отсчет с начала 1950-х годов, когда были созданы первые большие вычислительные машины, ориентированные на многопользовательскую эксплуатацию для решения сложных технических задач, прежде всего в оборонной сфере, и средства, позволяющие объединить несколько ЭВМ в единую сеть посредством коммуникационных линий.
Второй этап связан с появлением и массовым использованием персональных, а не корпоративных компьютеров. В 1974 г. американская фирма MITS выпустила небольшое устройство Altair 8800, которое принято считать первым персональным компьютером. В начале 80-х годов начались массовые продажи компьютеров фирм Appel и IВМ.
Третий этап «информационной революции» начался в 1990 г. с «открытием» глобальной информационной сети Интернет — этап информационных коммуникаций и сетей.
Первоначально информационное общество предполагалось почти исключительно как общество, в котором каждый его член имел бы возможность получить любую требующуюся информацию в любое время и в любом месте, т.е. значительно более мобильное, нежели традиционное. Однако абстрактные взгляды на становление информационного общества середины 1980-х гг. к настоящему моменту претерпели серьезные изменения. В сегодняшней интерпретации присутствует комплексная оценка воздействия информационной революции на общество.
Можно выделить следующие основные признаки информационного общества:
1. Формирование информационного и технологического рынка наряду с традиционными реальными рынками (например, рынком труда, сырья), перевод информационных ресурсов в реальные ресурсы государства.
Одно из основных отличий нового информационного общества от традиционного состоит в том, что в нем присутствует особый сектор, осуществляющий сбор, обработку, хранение и распространение информации. Информационное общество пронизано целой сетью различных информационных каналов и коммуникационных систем, но при этом для него характерно наличие своей отдельной информационной индустрии. Ее продукция — столь же необходимая и неотъемлемая часть жизни данного общества, как и продукция материального производства.
2. Переориентация экономик наиболее развитых в информационном отношении стран на максимальное задействование непроизводственного сектора.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.
3. Широкое распространение надежных и относительно недорогих персональных компьютеров, дополнительного программно-аппаратного обеспечения к ним, наличие мощной, разветвленной, высоконадежной и широко доступной сети связи, позволяющей передавать большой диапазон сообщений различных типов в реальном времени.
Многократное увеличение информационных ресурсов и услуг, доступных для общественного и личного использования
Наличие высокой правовой культуры в обществе и правового государства
4. Увеличение зависимости функционирования социально-экономических и государственных институтов от устойчивости различных инфраструктур, прежде всего информационных.
5. Формирование единого мирового информационного пространства и углубляющаяся взаимозависимость. Объективной исторической закономерностью является то, что мир неуклонно движется к глобальному информационному пространству.
6. Сохранение единого информационного пространства страны.
7. Повышение требований к обеспечению информационной безопасности. Создание эффективной правовой базы для реализации и защиты личности, общества и государства в информационной сфере при обеспечении их баланса.
Все перечисленные признаки характеризуют уровень развития информационной среды общества и степень эффективности использования информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Сегодня пути формирования информационного общества определяются преимущественно на трансъевропейском или глобальном уровнях, где целью информационной политики заявляется интеграция в глобальное информационное общество.
Несмотря на то, что общие принципы политики отдельных стран совпадают, имеются значительные различия. Анализ национальных планов построения информационного общества позволяет выделить следующие ключевые факторы, определяющие эти различия:
1) особенности макроэкономической политики государства в контексте формирования информационного общества;
2) особенности идеологии формирования информационного общества;
3) специфика законодательства, обеспечивающего движение к информационному обществу;
4) особенности национальной культуры и менталитета, влияющие на развитие информационного общества.
Таким образом, информационное общество, как наиболее организованная социальная система, предполагает не только более высокий уровень оборота информации, но и более высокую степень регулирования этих отношений, в том числе необходимых ограничений в этой сфере, что возможно, прежде всего, на правовой основе.