И остойчивости судна, принятых в пособии, правилах рр
Правилах РС и ИМО*)
Наименование показателя | Размер-ность | пособие | РР | РС | ИМО | |
русское | английское | |||||
длина судна | length | м | L | L | L | L |
Ширина судна | breadth | м | B | B | B | B |
Высота борта | Depth | м | H | B | D | D |
Осадка | Draught | м | T | T | d | d |
Водоизмещение объемное | Displacement volume | м3 | V | V | Ñ | Ñ |
Водоизмещение весовое | Displacement weight | кН | Dc | D | D | D |
Массовая плотность воды | Mass density of water | т/м3 | r | g | g | g |
Центр тяжести судна: | Center of gravity: | – | G | G | G | G |
абсцисса | abscissa | м | xg | xg | xg | xg (XG) |
ордината | ordinate | м | yg | yg | yg | yg (YG) |
аппликата | applicate | м | zg | zg | zg | KG |
Центр плавучести судна: | Center of buoyancy: | – | C | C | C | C |
абсцисса | abscissa | м | xc | xc | xc | XB |
аппликата | applicate | м | zc | zc | zc | KB |
Абсцисса центра площади ватерлинии | Abscissa of centre of flotation | м | xf | xf | xf | xf (XF) |
Поперечная метацентрическая высота | Metacentric height transverse | м | h | h | h | GM |
Плечо статической остойчивости | Righting lever | м | l | l | l | GZ |
См. продолжение
Окончание прил.
Наименование показателя | Размер-ность | пособие | РР | РС | ИМО | |
русское | английское | |||||
Плечо динамической остойчивости | Dynamic lever | м∙рад | d | d | ld | l |
Продольная метацентрическая высота | Metacentric height longitudinal | м | H | H | H | GML |
*) Приняты условные обозначения: РР – Российский Речной Регистр РС – Российский Морской Регистр Судоходства ИМО – Международная Морская Организация |
Оглавление
1. | Общие понятия об остойчивости…………………………. | ||
2. | Начальная остойчивость…………………………………... | ||
2.1. Малые равнообъемные наклонения…………………. | |||
2.1.1. Теорема Эйлера……………………………….. | |||
2.1.2. Перемещение центра величины при малом равнообъемном наклонении. Метацентры и метацентрические радиусы………………….. | |||
2.2. | Метацентрические формулы остойчивости. Метацентрические высоты. Коэффициенты остойчивости | ||
2.3. | Изменение начальной остойчивости и посадки судна при перемещении груза……………………… | ||
2.4. | Изменение начальной остойчивости и посадки судна при приеме или расходовании груза……….. | ||
2.4.1. Прием груза на судно………………………… | |||
2.4.2. Снятие груза с судна (расходование груза)…. | |||
2.5. | Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого, перекатывающегося и пересыпающегося грузов…. | ||
2.5.1. Влияние на остойчивость подвешенного груза…………………………………………… | |||
2.5.2. Влияние на остойчивость перекатывающегося груза………………………………………… | |||
2.5.3. Влияние на остойчивость жидкого груза, имеющего свободную поверхность…………. | |||
2.5.4. Влияние на остойчивость пересыпающегося груза…………………………………………… | |||
2.6. | Некоторые прикладные задачи, решаемые методом начальной остойчивости……………………………. | ||
2.6.1. Подъем кормы на плаву для осмотра и ремонта гребных валов и винтов………………. | |||
2.6.2. Задача о «корабле на камне»………………… | |||
2.6.3. Определение остойчивости судна опытным путем………………………………………….. | |||
3. | остойчивость при больших наклонениях………………... | ||
3.1. | вводные замечания………………………………… | ||
3.2. | Составляющие плеча статической остойчивости. Диаграмма статической остойчивости…………….. | ||
3.3. | Расчет и построение диаграммы статической остойчивости…………………………………………… | ||
3.4. | Динамическая остойчивость судна. Диаграмма динамической остойчивости………………………. | ||
3.5. | Основные задачи, решаемые с помощью диаграмм статической и динамической остойчивости………. | ||
3.5.1. Решение задач с использованием диаграммы статической остойчивости…………………… | |||
3.5.2. Решение задач с использованием диаграммы динамической остойчивости………………… | |||
Библиографический список ………………………………….. | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………….. |
Кеслер Анатолий Александрович
Теория и устройство судна
Часть 2. Основы остойчивости
Учебное пособие
Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО «ВГАВТ»
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а |
*) r – плотность воды, т/м3;
g = 9,81м/с2 – ускорение свободного падения;
V – погруженный объем, м3.
*) График рис. 2.8 известен под названием: кривые элементов плавучести и начальной остойчивости.
*) В зарубежной литературе [2] точку F называют «центром плавучести».
*) Однако следует помнить, что при графическом проведении касательной не всегда можно обеспечить хорошую точность определения метацентрической высоты.
*) В пособии не рассматриваются решения широкого круга задач, связанных с нормированием остойчивости судов. Рекомендации и примеры решения таких задач можно найти в [1] [6] [7].
*) В соответствии с отмеченным выше, диапазон углов крена, относящихся к нисходящей ветви диаграммы, определяет область неустойчивой посадки судна при статических его наклонениях.