Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого

Перекатывающегося и пересыпающегося грузов

При рассмотрении начальной остойчивости и посадки судна в результате перемещения, а также приема (снятия) грузов, предполагалось, что они не меняют своего положения относительно корпуса вследствие наклонения, т.е. в процессе наклонения не меняется положение грузов в координатной системе, жестко связанной с судном. Однако на судах могут быть грузы, местоположение которых относительно корпуса является функцией угла наклонения. К таким грузам относятся подвешенные, перекатывающиеся, пересыпающиеся и жидкие со свободной поверхностью.

Влияние на остойчивость подвешенного груза

Особенность подвешенного груза с точки зрения остойчивости заключается в том, что он, удерживаясь на весу, может перемещаться.

Рассмотрим в качестве примера случай приема груза плавучим краном (рис. 2.16). Груз весом Р поднят краном в точку N на уровень zг относительно основной плоскости (ОП). Вылет стрелы относительно центра тяжести начальной ватерлинии (ВЛ0) составляет lg, а нить (трос), удерживающая груз, имеет длину l и закреплена на стреле в точке А (нок стрелы).

Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru

Рис. 2.16. К влиянию приема подвешенного груза на остойчивость

Прием груза вызовет изменение средней осадки крана на Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru , где S – площадь ватерлинии ВЛ0, а также его наклонение на угол θ.

С точки зрения остойчивости прием подвешенного груза удобно рассматривать в два этапа.

На первом этапе груз принимается в точку N и рассматривается (условно) как груз с фиксированным расположением относительно судна. На втором этапе считается, что груз удерживается только нитью и он занимает новое (окончательное) положение с центром в точке K.

Выражение для коэффициента остойчивости Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru , применительно к первому этапу, может быть получено с использованием зависимостей, представленных в п.2.4. Для этого этапа будем иметь

Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru

где Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru – поправка к начальному коэффициенту остойчивости Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru .

На втором этапе приема груза возникает кренящий момент Мкр=Р∙lр=Р∙l∙sinθ (см. рис. 2.16), который принято рассматривать как поправочный восстанавливающий момент с отрицательным знаком, т.е. Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru

Последнее выражение можно представить в виде Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru где Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru – вторая поправка к начальному коэффициенту остойчивости.

Суммарную поправку Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru к начальному коэффициенту остойчивости можно представить в виде Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru или, обозначив Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru , записать в форме

Влияние на остойчивость подвешенного, жидкого - student2.ru (2.25)

Из формулы (2.25) следует, что при определении поправки к коэффициенту остойчивости, в случае приема или снятия подвешенного груза, в качестве аппликаты его центра тяжести следует принимать аппликату точки подвеса (т. А на рис. 2.16).

Влияние подвешенных грузов следует учитывать, в частности, при оценке остойчивости плавучих кранов и рефрижераторных судов, перевозящих мясные туши, подвешенные на крюках.

Наши рекомендации