Падение давления и повышение температуры масла в системах двигателей и редукторов

1. Если давление масла в двигателе упало ниже 3 кгс/см2 с
одновременным повышением его температуры выше 125° С, необ­
ходимо изменить режим полета с целью изменения режима рабо­
ты двигателей. Если после этого давление и температура не вос­
станавливаются, давление продолжает уменьшаться, а темпера­
тура растет, необходимо выключить двигатель краном останова,
в маслосистеме которого обнаружена указанная неисправность, и
закрыть пожарный кран. После выключения двигателя устано­
вить необходимый режим полета с одним работающим двигате­
лем и произвести вынужденную посадку на подобранную пло­
щадку.

2. Уменьшение давления масла в главном редукторе ниже
3 кгс/см2 с одновременным повышением температуры его выше
90° С указывает на нарушение смазки главного редуктора, что
может привести к поломке зубьев механизма редуктора и закли­
ниванию главного вала редуктора. При обнаружении такой неис­
правности в системе главного редуктора пилот должен немедлен­
но прекратить выполнение полетного задания, перейти на сниже­
ние с пониженной мощностью двигателей, установив скорость
120—140 км/ч. Произвести вынужденную посадку на подобран­
ную площадку с воздуха. Желательно посадку производить с ко­
ротким пробегом на пониженном режиме работы двигателей.
Если же выбранная площадка не позволяет произвести посадку
с пробегом, то необходимо применить посадку вертикальную.

При обнаружении указанной неисправности необходимо пом­нить следующее обстоятельство. При правом скольжении с угла­ми крена более 15° давление масла в главном редукторе будет ниже 3 кгс/см2 ввиду уменьшения гидростатического давления масла на входе в насос. Это объясняется тем, что насос располо­жен влево от продольной оси вертолета, поэтому при правом кре-

не со скольжением уровень масла над маслозаборником умень­шается. При правом скольжении с углом крена более 15° допус­кается уменьшение давления масла в главном редукторе до 2,5 кгс/см2. Такое уменьшение давления не принимать за неис­правность маслосистемы.

3. Повышение температуры масла в промежуточном и хвосто­вом редукторах выше 120° С является признаком неисправности указанных редукторов. 1 В этом случае необходимо действовать как и при неисправности масляной системы главного редуктора: прекратить полет и без замедления совершить посадку на подо* бранную площадку.

Во всех случаях при нарушении температурного режима и уменьшении давления масла в двигателях и редукторах прежде чем принимать решение о прекращении полета необходимо убе­диться, что произошел отказ агрегата, а не приборов. Для этого при появлении ранее рассмотренных признаков неисправностей систем и агрегатов нужно оценить показания всех приборов, кон­тролирующих работу данной системы или агрегата.

ОТКАЗ В ПОЛЕТЕ АВТОПИЛОТА

Могут быть два наиболее характерных случая отказа автопи­лота отдельно по каждому каналу, при которых дальнейшая экс­плуатация отказавшего канала не представляется возможной, а поэтому его необходимо отключить.

1. Происходят периодические колебания вертолета относитель­
но какой-либо из трех осей или по высоте, что указывает на от­
каз соответствующего канала автопилота. Такое поведение вер­
толета указывает на то, что отказало поляризованное реле
РЭП-8Т, т. е. оно стало работать в режиме «хлопания». При та­
ком отказе какого-либо канала автопилота необходимо от­
ключить отказавший канал и продолжать полет. Повторно
включать отказавший канал автопилота во время полета запре­
щается.

2. Происходит незначительный, но ощутимый рывок вертоле­
та по одному из четырех каналов с односторонним уходом штока
комбинированного гидроусилителя в крайнее положение. При
этом вертолет продолжает нарушать равновесие в указанном на­
правлении, а стрелка индикатора нулевого отказавшего канала
уходит в какое-либо крайнее положение на упор и остается на
нем. Такое поведение вертолета указывает на отказ поляризован­
ного реле (произошел обрыв одной из обмоток реле РЭП-8Т или
произошло так называемое «залипание» реле). При таком ха­
рактере отказа необходимо в первую очередь немедленно вме­
шаться в управление по отказавшему каналу и парировать ры­
вок и дальнейшее нарушение равновесия. После парирования

1 У промежуточного и хвостового редукторов смазка барботажная.

рывка необходимо отключить отказавший канал автопилота, при этом быть готовым парировать незначительный рывок по отка­завшему каналу, вызванный установкой штока гидроусилителя в нейтральное положение. После выключения неисправного кана­ла стрелка индикатора нулевого занимает нейтральное положе­ние.

При аналогичном отказе канала направления после незначи­тельного рывка вертолета по курсу педали перемещаются в одно из крайних положений за 3—5 с. Поэтому при обнаружении не­исправности канала направления необходимо немедленно поста­вить ноги на педали. При этом от нажатия подпедальников про­изойдет отключение канала направления, и движение педалей прекращается. На всякий случай следует быть готовым прило­жить усилие 10—15 кгс на педали для предотвращения их одно­стороннего движения и удержания вертолета по курсу. После этого выключить канал направления кнопкой на пульте управле­ния или выключить автопилот кнопкой, установленной на левой и правой ручках циклического шага.

При отказе и отключении какого-либо канала остальные ис­правные каналы могут быть включены.

Повторное включение отказавшего канала автопилота во вре­мя полета запрещается.

Отказ автопилота по всем каналам или по отдельным кана­лам не является причиной для вынужденной посадки, полет про­должается без автопилота.

Наши рекомендации