Падение давления и повышение температуры масла в системах двигателей и редукторов
1. Если давление масла в двигателе упало ниже 3 кгс/см2 с
одновременным повышением его температуры выше 125° С, необ
ходимо изменить режим полета с целью изменения режима рабо
ты двигателей. Если после этого давление и температура не вос
станавливаются, давление продолжает уменьшаться, а темпера
тура растет, необходимо выключить двигатель краном останова,
в маслосистеме которого обнаружена указанная неисправность, и
закрыть пожарный кран. После выключения двигателя устано
вить необходимый режим полета с одним работающим двигате
лем и произвести вынужденную посадку на подобранную пло
щадку.
2. Уменьшение давления масла в главном редукторе ниже
3 кгс/см2 с одновременным повышением температуры его выше
90° С указывает на нарушение смазки главного редуктора, что
может привести к поломке зубьев механизма редуктора и закли
ниванию главного вала редуктора. При обнаружении такой неис
правности в системе главного редуктора пилот должен немедлен
но прекратить выполнение полетного задания, перейти на сниже
ние с пониженной мощностью двигателей, установив скорость
120—140 км/ч. Произвести вынужденную посадку на подобран
ную площадку с воздуха. Желательно посадку производить с ко
ротким пробегом на пониженном режиме работы двигателей.
Если же выбранная площадка не позволяет произвести посадку
с пробегом, то необходимо применить посадку вертикальную.
При обнаружении указанной неисправности необходимо помнить следующее обстоятельство. При правом скольжении с углами крена более 15° давление масла в главном редукторе будет ниже 3 кгс/см2 ввиду уменьшения гидростатического давления масла на входе в насос. Это объясняется тем, что насос расположен влево от продольной оси вертолета, поэтому при правом кре-
не со скольжением уровень масла над маслозаборником уменьшается. При правом скольжении с углом крена более 15° допускается уменьшение давления масла в главном редукторе до 2,5 кгс/см2. Такое уменьшение давления не принимать за неисправность маслосистемы.
3. Повышение температуры масла в промежуточном и хвостовом редукторах выше 120° С является признаком неисправности указанных редукторов. 1 В этом случае необходимо действовать как и при неисправности масляной системы главного редуктора: прекратить полет и без замедления совершить посадку на подо* бранную площадку.
Во всех случаях при нарушении температурного режима и уменьшении давления масла в двигателях и редукторах прежде чем принимать решение о прекращении полета необходимо убедиться, что произошел отказ агрегата, а не приборов. Для этого при появлении ранее рассмотренных признаков неисправностей систем и агрегатов нужно оценить показания всех приборов, контролирующих работу данной системы или агрегата.
ОТКАЗ В ПОЛЕТЕ АВТОПИЛОТА
Могут быть два наиболее характерных случая отказа автопилота отдельно по каждому каналу, при которых дальнейшая эксплуатация отказавшего канала не представляется возможной, а поэтому его необходимо отключить.
1. Происходят периодические колебания вертолета относитель
но какой-либо из трех осей или по высоте, что указывает на от
каз соответствующего канала автопилота. Такое поведение вер
толета указывает на то, что отказало поляризованное реле
РЭП-8Т, т. е. оно стало работать в режиме «хлопания». При та
ком отказе какого-либо канала автопилота необходимо от
ключить отказавший канал и продолжать полет. Повторно
включать отказавший канал автопилота во время полета запре
щается.
2. Происходит незначительный, но ощутимый рывок вертоле
та по одному из четырех каналов с односторонним уходом штока
комбинированного гидроусилителя в крайнее положение. При
этом вертолет продолжает нарушать равновесие в указанном на
правлении, а стрелка индикатора нулевого отказавшего канала
уходит в какое-либо крайнее положение на упор и остается на
нем. Такое поведение вертолета указывает на отказ поляризован
ного реле (произошел обрыв одной из обмоток реле РЭП-8Т или
произошло так называемое «залипание» реле). При таком ха
рактере отказа необходимо в первую очередь немедленно вме
шаться в управление по отказавшему каналу и парировать ры
вок и дальнейшее нарушение равновесия. После парирования
1 У промежуточного и хвостового редукторов смазка барботажная.
рывка необходимо отключить отказавший канал автопилота, при этом быть готовым парировать незначительный рывок по отказавшему каналу, вызванный установкой штока гидроусилителя в нейтральное положение. После выключения неисправного канала стрелка индикатора нулевого занимает нейтральное положение.
При аналогичном отказе канала направления после незначительного рывка вертолета по курсу педали перемещаются в одно из крайних положений за 3—5 с. Поэтому при обнаружении неисправности канала направления необходимо немедленно поставить ноги на педали. При этом от нажатия подпедальников произойдет отключение канала направления, и движение педалей прекращается. На всякий случай следует быть готовым приложить усилие 10—15 кгс на педали для предотвращения их одностороннего движения и удержания вертолета по курсу. После этого выключить канал направления кнопкой на пульте управления или выключить автопилот кнопкой, установленной на левой и правой ручках циклического шага.
При отказе и отключении какого-либо канала остальные исправные каналы могут быть включены.
Повторное включение отказавшего канала автопилота во время полета запрещается.
Отказ автопилота по всем каналам или по отдельным каналам не является причиной для вынужденной посадки, полет продолжается без автопилота.