Возможность опрокидывания вертолета на земле
При страгивании с места, разгоне, рулении по земле, а также при вертикальном взлете и посадке в случае неправильных действий пилота могут создаться условия, при которых возможно опрокидывание вертолета Ми-8 на бок, непосредственно или относительно оси, проходящей через переднее колесо и одно из основных колес (рис. 116). Опрокидыванию способствуют система вертолета с трехколесным шасси, высокое расположение центра тяжести и большая масса вертолета.
Накренить вертолет стремятся следующие силы: сила тяги рулевого винта, боковая сила тяги несущего винта Тх, продольная сила тяги несущего винта Тх. Все эти силы действуют на плече, равном расстоянию от точки их приложения до оси 00 или О1О1, и создают соответствующие моменты. Если вертолет накренился, то дополнительно в сторону крена будет действовать и сила тяги несущего винта на плече / (рис. 116, а). И чем больше сила тяги, тем больше будет момент, увеличивающий
крен, тем менее устойчив вертолет на земле. Силой, удерживающей вертолет в состоянии равновесия, будет вес вертолета.
Чтобы не было скольжения вертолета по грунту (юза), необходимо, чтобы боковая сила Тг была направлена вправо и уравновешивала тягу рулевого винта. При нахождении вертолета на земле пилоту нечем руководствоваться в определении равенства этих двух сил, поэтому легко может быть допущена
б) |
а) |
Рис. 115и Схема сил и моментов, действующих на вертолет Ми-8 на земле:
а—крен влево; б—вид сверху
ошибка. Если боковая сила станет больше тяги рулевого винта, тогда появится правый юз, если она меньше тяги рулевого винта, отсутствует или направлена в сторону тяги рулевого винта — левый юз. Если грунт неровный или мягкий, и при юзе на внешней стороне колес образуется валик, препятствующий боковому перемещению вертолета, то создадутся явные условия для опрокидывания вертолета вправо или влево.
Предположим, что боковая сила Тг отсутствует или она существенно меньше тяги рулевого винта. Относительно точек опоры левого и переднего колес на вертолет будут действовать следующие моменты: момент тяги несущего винта Т1, направленный влево, в ту же сторону будет направлен и момент тяги рулевого винта Гр.в/1. Момент силы веса Са будет направлен в противоположную сторону. Если тяга несущего винта меньше веса вертолета, то момент силы вес? будет больше суммы моментов тяги несущего и рулевого винтов: Оа>-77+Гр.в/г, и чем
больше это неравенство, тем более устойчив вертолет на земле. Если по каким-либо причинам вертолет накренится влево относительно оси 00 (см. рис. 115,6), например, силой удара правого колеса при рулении по неровному грунту, тогда сила тяги несущего и рулевого винтов и сила удара создадут моменты, увеличивающие крен, а сила веса — момент, уменьшающий крен. Появившийся крен изменит соотношение этих моментов так, что с увеличением крена момент силы веса будет уменьшаться за счет уменьшения плеча а, так как центр тяжести будет приближаться к оси 00, вокруг которой начал вращаться вертолет. Поэтому устойчивость вертолета будет уменьшаться. При достижении какого-то критического угла крена кренящие моменты тяги винтов будут равны моменту, восстанавливающему равновесие от веса вертолета Оа = Т1-{-Т-9тВк. Вертолет получит безразличное равновесие на точках опор левого и переднего колес, даже при небольшом превышении кренящих моментов над моментом силы веса (Са<; 77+ Гр.в/г) будет продолжать крениться и, если не принять срочных мер, опрокинется.
Опасность опрокидывания в правую сторону возникает также, если появится крен в эту сторону при наличии боковой силы и, особенно, если она будет больше тяги рулевого винта. Но опасность опрокидывания вправо менее вероятна вследствие постоянно действующей силы тяги рулевого винта влево.
Способствовать опрокидыванию могут следующие причины: смещение центра тяжести вперед (более передняя центровка), что влечет за собой уменьшение восстанавливающего момента от силы веса; боковой (ветер, излишнее отклонение ручки циклического шага вперед, что вызывает наклон силы тяги несущего винта и увеличение опрокидывающих моментов.
Для того, чтобы не допустить опрокидывания вертолета, необходимо строго выполнять все ограничения при движении по земле. Если же наметилось опрокидывание вертолета по каким-либо причинам, необходимо энергично опустить ручку общего шага вниз до отказа. При этом тяги обоих винтов уменьшатся и вертолет восстановит нарушенное равновесие. Необходимо твердо помнить, что движение педалей в сторону, противоположную крену или юзу, не способствует выходу из крена или прекращению юза, а лишь усугубляет их. Если пилот сможет использовать педали при появлении крена или юза, то необходимо отклонять педаль в сторону крена или юза. В некоторых случаях при полной уверенности пилот может избежать опрокидывания, оторвав вертолет от земли.