Максимальная практическая продолжительность полета вертолета Ми-8 при скорости по прибору 120 км/ч на высоте 500 м в стандартной
Атмосфере
Полный | Остаток | Средний | Продол- | ||
Полетный | запас | топлива | житель- | ||
Вариант вертолета | вес, | топлива | при | ТПГТ ГТИКЯ | ность |
кг | при взле- | посадке, | кг/ч | полета, | |
те, кг | кг | ч, мин |
При заправке основных баков топливом 1450 кг
Транспортный Транспортный
Транспортный с одним дополнительным баком
Транспортный с двумя дополнительными баками
Перегоночный сдвумя дополнительными баками
Пассажирский (28 человек)
11 100 | |||
12 000 | |||
12 000 | |||
12 000 | |||
10 145 | |||
11 575 |
2—50 2—40 4—00
5—30 5—45 2—15
При заправке основных баков топливом 2046 кг
Транспортный Транспортный
Транспортный с одним дополнительным баком
Транспортный с двумя дополнительными баками
Перегоночный с двумя дополнительными баками
Пассажирский (28 человек)
11 100 | |||
12 000 | |||
12 000 | |||
12 000 | |||
10 876 | |||
12 000 |
4—00 3—40
5—10
6—35 7—00 2—55
Остаток топлива принят в зависимости от варианта вертолета: для транспортного он составляет 5% от полного запаса
топлива, для пассажирского он должен обеспечить полет в течение 30 мин на крейсерской скорости 1.
В табл. 8 указана максимальная продолжительность полета на высоте 500 м. С увеличением высоты полета до 3000 м она незначительно будет увеличиваться, а на больших высотах — уменьшаться.
Как показали эксперименты, три транспортировке компактных грузов на внешней подвеске экономическая скорость практически не меняется по величине, лишь меняется часовой расход I топлива за счет увеличения сопротивления и соответственного роста потребной мощности. Экспериментами установлено, что в среднем часовой расход топлива при транспортировке грузов на внешней подвеске увеличивается на 20% по сравнению с расходом .при транспортировке грузов внутри кабины. При транспортировке крупногабаритных грузов, кроме увеличения часового расхода топлива, несколько меняется и экономическая скорость (в сторону уменьшения).
Экономическая скорость применяется для полетов, связанных не с необходимостью преодолевать большие расстояния, а для патрулирования, ожидания в воздухе и др. Экономическая скорость горизонтального полета является наивыгоднейшей скоростью набора высоты, так как на этой скорости максимальный избыток мощности, а следовательно, максимальная вертикальная скорость набора высоты.
3. Наивыгоднейшая и крейсерская скорости. Дальность полета
Наивыгоднейшей скоростью горизонтального полета называется скорость, при которой достигается минимальный километровый расход топлива. На этой скорости с данным запасом топлива можно достичь максимальной дальности полета. Для прохождения заданного расстояния расходуется минимальное количество топлива.
Крейсерской скоростью называется скорость, на которой совершаются обычные длительные полеты, не ограниченные по времени работой силовой установки. По величине крейсерская скорость близка к наивыгоднейшей, но она может быть больше или меньше ее по ряду причин.
На рис. 64 представлены километровые расходы топлива в зависимости от скорости и высоты полета для вертолета Ми-8 с нормальным и максимальным весом, полученные в результате расчета для стандартной атмосферы. Как видно по результатам расчета, минимальные километровые расходы топлива для вертолета весом 11100 кг составляют около 3 кг/км на скорости
1 В гражданской авиации остаток топлива принят на 30 мин полета и Для транспортного варианта вертолета.
6* 163
по прибору около 220 км/ч (см. рис. 64, а). Для вертолета весом 12000 кг километровые расходы при тех же скоростях будут больше (см. рис. 64,6),
100 |
1Н=500\ | /000 | ||
г | 5000 /1000 | ||
2000- |
н~шо / /500 /1000 | |||
X | 3000] Н=2000~ |
Ю0 |
Рис. 64. Километровые расходы топлива для вертолета Ми-8 в зависимости от скорости по прибору и высоты полета, полученные расчетом:
а_для вертолета весом 11 100 кг; б—для вертолета весом 12 000 кг
Таблица 9
Максимальная | дальность | полета вертолета Ми-8 | |||
Количество | Высота | Наивысшая | Километро- | Дальность | |
Вариант | топлива | по лета | скорость | вый расход | полета, |
вертолета | в баках, | м | по прибору, | топлива, | км |
кг | км/ч | кг/ч | |||
Транспортный | 2,96 | ||||
Овзл= П Ю0 кг | 2,87 | ||||
2,73 | |||||
Транспортный | 3,07 | ||||
Овзл= 12 000 кг | 3,0 | ||||
2,91 | |||||
Перегоночный | 2,96 | ||||
авзл=П 100 кг | 2,87 | ||||
2,73 |
Расчеты показали, что километровые расходы топлива зависят от высоты полета: с увеличением высоты полета до 3000 м километровый расход топлива уменьшается, как и часовой расход. По тем же причинам, на больших высотах километровый расход топлива значительно увеличивается.
50 |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
ркг/км
ч | |||
100 |
200*/пр,км/ч
Рис. 65. Километровые расходы топлива
вертолета Ми-8 в зависимости от скорости
и высоты полета, полученные летными
испытаниями:
1— для вертолета весом 10 550 кг; 2—для вертолета весом 11 450 кг; 3—-для высоты 500 м; 4—для высоты 1000 м
Минимальному километровому расходу топлива будет соответствовать и определенная максимальная дальность полета вертолета в зависимости от количества запаса топлива, веса вертолета и высоты полета. Максимальная дальность полета по расчетным данным приведена ив табл. 9 с учетом 5% аэронавигационного запаса топлива.
Общая закономерность по километровым расходам топлива и дальности полета, полученная в результате расчета, подтверждена и экспериментальными данными.
На рис. 65 представлен график километрового расхода топлива вертолета Ми-8 в зависимости от скорости по прибору, высоты полета и полетного ;веса, полученный в результате летных испытаний и приведенный к стандартным атмосферным условиям. Как видно по результатам эксперимента, минимальный километровый расход топлива для вертолета весом 10550 кг получен на скорости 220 км/ч, для вертолета весом 11450 кг на скорости несколько меньшей. Наивыгоднейшая скорость по прибору до вы-
соты 1000 м не меняется, а на высотах более 1000 м она умень-шается. Экспериментами установлено, что наивыгоднейшая скорость вертолета Ми-8 с весом, близким к нормальному, составляет около 220 км/ч по прибору на высотах до 1000 м. На высотах более 1000 м она уменьшается и незначительно изменяется в зависимости от веса вертолета: чем больше вес, тем меньше наивыгоднейшая скорость полета.
Для вертолета Ми-8 в зависимости от веса и высоты полета установлены следующие наивыгоднейшие скорости, при которых получается минимальный километровый расход топлива (табл. 10).
Таблица 10