Экономическая скорость и продолжительность полета
Экономической скоростью горизонтального полета называется скорость, при полете на которой требуется минимальная мощность. Поэтому на данной скорости получается минимальный часовой расход топлива. На экономической скорости полета. с данным запасом топлива достигается наибольшая продолжительность полета, а для полета на заданное время будет израсходовано минимальное количество топлива.
На рис. 62 приведены часовые расходы топлива в зависимости от скорости и высоты полета для вертолета Ми-8 с нормальным и максимальным весом, полученные в результате расчета для стандартной атмосферы. Как видно по, результатам расчета, минимальные часовые расходы топлива для вертолета весом 11 100 кг составляют около 500 кг/ч на истинных скоростях полета 125—150 км/ч в зависимости от высоты полета: чем больше высота, тем больше скорость (см. рис. 62, а). Для вертолета с весом 12 000 кг часовые расходы будут больше 500 кг/ч и на
больших скоростях полета — 135—160 км/ч, также в зависимости от высоты полета (см. рис. 62,6).
Расчеты и эксперименты показали, что часовой расход топлива зависит от высоты полета. С увеличением высоты полета до 3000 м часовой расход топлива уменьшается, на больших высотах он значительно увеличивается.
600 500 |
200Уисгг1}км/ч |
ас кг/ч
I | ||||
//=500^ | ||||
5000 1\ | ||||
ш | ||||
5000 | у 1/4000 | |||
1000- | $оо\ | У-3000 —2000 | ||
н=ьооо- |
Рис. 62. Часовые расходы топлива для вертолета Ми-8 в зависимости от скорости и высоты полета, полученные расчетом:
а—для вертолета весом 11 100 кг; б—для вертолета весом 12 000 кг
Минимальному часовому расходу топлива будет соответствовать и определенная максимальная продолжительность полета вертолета в зависимости от количества запаса топлива, веса и высоты полета. Максимальная продолжительность полета, по расчетным данным, приведена в табл. 7 с учетом 5% аэронавигационного запаса топлива.
Общая закономерность по часовому расходу топлива и про-должительности полета, полученная в результате расчета, подтверждена и экспериментальными данными.
На рис. 63 представлены часовые расходы топлива вертолета Ми-8 в зависимости от скорости по прибору, высоты полета и полетного веса, полученные в результате летных испытаний и приведенные к стандартным атмосферным условиям. Как видно по результатам эксперимента, минимальный часовой расход топлив для вертолета весом 10 550 кг получен на скорости 120 км/ч по прибору, для вертолета весом 11450 кг минимальный расход будет на скорости несколько больше 120 км/ч. До
высоты 3000 м экономическая скорость по прибору практически меняется, и лишь на высоте более 3000 м она незначительно уменьшается.
Таблица 7 Максимальная продолжительность полета вертолета Ми-8
Количество | Кыгптя | Экономиче- | Часовой | Продолжи- | |
Вариант | топлива | ±->ы с и 1 о. тт/л ттафО | ская | расход | тельность |
вертолета | в баках, | 1ШЛС 1 <Х, | скорость, | топлива, | полета, |
кг | М | км/ч | кг/ч | ч | |
Транспортный | 2,5 | ||||
Ьзл=П 10° кг | 2,55 | ||||
2,71 | |||||
Транспортный | 2,38 | ||||
(7взл=12 000 кг | 2,43 | ||||
2,49 | |||||
Перегоночный | 3,79 | ||||
•Езл=11 Ю0 кг | 3,87 | ||||
4,08 |
500 |
200 Упр? км/ч |
100 |
150 |
Рис. 63. Часовые расходы топлива вертолета Ми-8 в зависимости от скорости и высоты полета, полученные летными испытаниями:
/—для вертолета весом 10 550 кг; 2—для вертолета весом 11 450 кг; 3—для высоты 500 м; 4—для высоты 1000 м
Итак, расчетами и экспериментами установлено, что экономическая скорость для вертолета Ми-8 составляет 120 км/ч по прибору. Эта скорость практически не меняется от высоты полета и незначительно изменяется от полетного веса вертолета. Практически же она принята независимо от высоты и веса вер-
толета равной 120 км/ч по прибору и лишь на высоте 4000 м она составит 1О0 км/ч по прибору.
Минимальному часовому расходу топлива будет соответствовать и определенная максимальная продолжительность полета в зависимости от запаса топлива, веса вертолета и высоты полета. Максимальная практическая продолжительность полета на экономической скорости 120 км/ч на высоте 500 м, полученная летными испытаниями и установленная для эксплуатации вертолета Ми-8, приведена в табл. 8.
Таблица 8