Понятие эффективности управленческой деятельности.
Эффективность (результативность) – это отношение результата (эффекта) и затрат. Эффект – это положительный или отрицательный результат деятельности, выраженный в условных (или, например, денежных) единицах и полученный за определенный период от реализации определенной деятельности.
Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности.
Основные понятия эффективности управления:
– эффективность труда управленцев
– эффективность принятия решений
– эффективность системы управления и коммуникаций
– эффективность механизма (метода) управления (маркетингом, финансами и т.д.)
Критерий эффективности: максимум результата при минимуме затрат
Основной частью затрат являются организационно-управленческий затраты, которые делятся на явные и опосредованные (которые сложно выявить и отнести на конкретный вид деятельности). Опосредованные затраты могут быть не только экономическими, но и политическими, социальными, психологическими и т.д.
Виды эффективности:
1) По субъекту: индивидуальная, групповая и организационная
2) По сфере:
– экономическая (соотношение доходов и затрат по управленческому решению)
– социальная (факт достижение социальных целей для большого количества человек или общества за более короткое время, с меньшим числом работников и наименьшими затратами)
– технологическая (факт достижения определенного запланированного уровня производства за более короткое время или с наименьшими затратами)
– правовая
– экологическая
– этическая
– политическая и т.д.
Методологические подходы к оценке эффективности:
1) Логико-управленческий (рациональность и оптимальность действий)
2) Финансово-экономический
– Социально-психологический
– Специфико-производственный
При организации эффективного управления необходимо выбрать показатели, наиболее точно характеризующие состояние организации и отражающие релевантную информацию для принятия управленческих решений. Выбранные единичные показатели объединяются в частные (интегральные, рассчитанные на основании единичных), а интегральные – в общие. Таким образом, совокупность показателей складывается в систему
Школа человеческих отношений.
Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.
Движение человеческих отношений стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент делался на заботе о людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. То есть речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
ШЧО стала отправной точкой в социально-психологическом подходе к изучению управления. ШЧО – гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в управленческой теории и практике. ШЧО считает первостепенными следующие принципы:
· развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;
·использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;
·стимулирование процессов групповой динамики;
· демократизация управления;
· гуманизация труда.
В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.
В ШЧО организация именуется общиной и рассматривается как сфера решения не только производственных и деловых проблем, но и социальных.
ШЧО и разработанная ею модель управления возникли в результате крупномасштабного и долгосрочного социального Хоторнского эксперимента.
Теория "человеческих отношений" – это современная концепция менеджмента, излагающая принципы и задачи управления на предприятиях и пытающаяся изобразить отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми как "человеческие отношения", основанные зачастую на христианских началах. По существу, теория "человеческих отношений" разрабатывает программу мероприятий, маскирующих эксплуатацию рабочих и отвлекающих их от классовой борьбы. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:
· участие рабочих в прибылях монополий,
·приобретение рабочими акций,
· групповое страхование,
·посещение предпринимателями рабочих на дому,
·вручение праздничных подарков,
· совместные консультации рабочих и администрации,
·некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.
Расходы на эти мероприятия покрываются предпринимателями за счет интенсификации труда рабочих. Обусловленная требованиями научно-технического прогресса, теория человеческих отношений ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворенности трудом и неприязни к нему у рабочих, смягчение классовых противоречий. Теория "человеческих отношений" – основа политики предпринимателей в США, Франции, Италии и др. стран.
Одним из основателей теории "человеческих отношений" стал Элтон Мэйо.
Смысл взглядов ШЧО на природу человека сводится к следующим положениям:
·человек – социальное животное, которое может быть свободно и счастливо только в группе;
·человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в современных технологизированных организациях;
·организация – это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека;
·для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека;
·проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и организации.
Теория Х и теория У.
Дуглас Мак Грегор – известный ученый в области лидерства назвал предпосылки появления авторитарного и демократического стиля руководства.
Теория Х – предположения руководителя-автократа, который не принимает во внимание способностей исполнителей:
· люди изначально не любят трудиться и по-возможности избегают работы;
· у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
· больше всего они хотят защищенности;
· чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Теория У – предположения руководителя-демократа:
· труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
· если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль;
· приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
· способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.