Элементарное конструирование

Складывание из счетных палочек (до 10-12 штук) фигур и узоров по образцу, картинке и по собственному замыслу: двухэтажный дом, грузовая машина, письменный стол с ящиками, все буквы алфавита и т. д.

Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм.

Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями.

Складывание картинки из 4-х и 6-ти кубиков с картинками.

Выполнение построек и фигур из 5-6 объемных и плоскостных форм при зрительном диктанте по показу (без экрана) и по образцу (с экраном).

Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:

стол на 4-х ножках (кубиках); диван, кресло, этажерка;

дом одноэтажный; дом с воротами, забором и дорожкой;

двухэтажный дом; двухэтажный дом с воротами и дорожкой;

автомобиль; поезд.

Использование при конструировании знаний и представлений детей о размерах, формах и цвете, о пространственных отношениях предметов: вверху – внизу, справа – слева, впереди – сзади, выше – ниже и др.

Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.

Работа с мозаикой

Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой, приобретенных в 1-м и 2-м классах.

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный и т. д.);

выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов (красный – зеленый – белый – красный – зеленый – белый и т. д.).

выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, прямоугольник, шестиугольник – без названия).

Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:

дом с крышей и трубой; букет; елочка; снежинка;

декоративный орнамент «Коврик» (из 10-12 элементов):

выкладывание свободного узора по замыслу детей.

Выкладывание хорошо знакомых сюжетов по представляемому образцу: выложенный учителем сюжет показывается, проводится совместная с детьми работа по его анализу, после чего образец убирается и дети самостоятельно производят его.

Выкладывание простых (из 10-12 элементов) сюжетов без образца, по рисунку.

Мозаика «Сказка»;

прочное соединение деталей; составление длинных рядов из одноцветных и чередующихся по цвету деталей; составление по показу объемных фигур (куб, параллелепипед); составление свободного узора по замыслу детей.

Лепка

Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 и 2 классах.

Закрепить навыки: отщипывания пальцами кусочков пластилина и скатывания их в мелкие шарики (вишни, сливы, яички); защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдце, миска, корзинка); вытягивания столбика из короткого толстого цилиндра (морковь, огурец).

Лепка более сложных форм из 2-5 частей (пирамида, снеговик, погремушка, рыбка, утенок, зайчик, матрешка, кувшин с ручкой).

Освоить приемы:

соединения деталей примазыванием (матрешка, цыпленок);

прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв).

Передавать форму простых знакомых предметов, достигая приблизительного сходства (овощи, фрукты, посуда).

Лепка их по представлению (без показа образца).

Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков.

Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу.

Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.

Работа с бумагой

Закрепление навыков, полученных в 1-2 классах.

Умения и навыки работы с бумагой; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.

Изготовление изделий: «тетрадь» из 3-4 листов бумаги с обложкой, «наборная линейка» с загибом боковых сторон.

Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Наклеивание простейших форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей (дом с крышей, гриб и т. д.).

Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений, флажков из цветной бумаги: цепочки из двух разноцветных полос. Для более сильного состава детей, получивших дошкольную подготовку: знакомство с крахмальным клейстером и его свойствами; умение пользоваться клейстером; приемы работы с кистью. Наклеивание выше указанных форм и изготовление изделий с применением клея.

Экскурсия в картонажно-переплетную мастерскую школы, в книжный магазин канцелярских принадлежностей.

Работа с нитками и тканью

Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.

Плетение косичек из толстых цветных шнуров или мотков ниток.

Завязывание узелков на концах. Завязывание бантом.

Экскурсия в школьную швейную мастерскую, ознакомление с работами старших учеников и оборудованием мастерской.

IV класс

Повторение более трудных разделов программы предметно-практической деятельности для 2-3 классов, того, что недостаточно усвоено детьми данного класса.

Повторение работы с мозаикой – построение знакомых сюжетов (по программе 2-3 классов), не только по показу и по образцу, но и по представлению (выложенный сюжет учителем убирается), и только по названию сюжета.

Повторение работы по конструированию (по программе 3 класса). Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.

Несложные объемные изделия из природных материалов.

а) Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза.

б) Изготовление по образцу цветка. Цветоложе – из пластилина, лепестки – крылатки вяза, цветоножка – проволока.

Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».

Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.

Наши рекомендации