Физкульминутка «Бабочки летают»
Воспитатель предлагает детям показать, как летают бабочки. Упражнение выполняется под музыку.
III часть.Игровое упражнение «Поручение».
Перед началом занятия воспитатель прячет в группе игрушки.
По указанию воспитателя вызванный ребенок двигается в заданном направлении и отсчитывает определенное количество шагов. При правильном выполнении задания ребенок находит игрушку.
Упражнение повторяется 2–3 раза с участием других детей.
Апрель
Занятие 1
Программное содержание
• Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
• Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
• Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Строительный материал: шары, цилиндры, кубы разного цвета и величины (по 7 шт.); 6 цилиндров одного цвета и величины; 2 планки; 4 шнура; 5 елочек, 5 цветочков.
Методические указания
Игровая ситуация «Строим игровую площадку».
I часть.Воспитатель показывает детям геометрические фигуры (кубы, шары, цилиндры), предлагает определить их форму, цвет, величину и сгруппировать по форме. Предварительно дети вместе с воспитателем сравнивают цилиндр с шаром (кубом). Они определяют сходства (шар и цилиндр можно катать, куб и цилиндр можно поставить) и различия фигур (цилиндр в отличие от шара можно поставить, а в отличие от куба его можно катать). Затем воспитатель предлагает разложить строительный материал по группам (по форме).
II часть.Дети делятся на 2 подгруппы и садятся на ковер. Одной подгруппе воспитатель предлагает построить ворота (из 4 цилиндров и планки), другой – машину (из 2 цилиндров, планки и куба). В процессе выполнения задания он уточняет названия фигур и их отличительные признаки.
Воспитатель предлагает с одной стороны ворот «посадить» 5 елочек, а с другой стороны ворот на «клумбе» «посадить» по кругу столько же цветочков.
После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько елочек посажено у ворот? Как они расположены? Сколько цветочков на „клумбе“? Как они расположены? Что можно сказать о количестве елочек у ворот и цветочков на клумбе?»
Воспитатель подводит итог: «Елочки расположены в ряд, их пять, а цветочки растут «на клумбе» по кругу, их тоже пять. Елочек и цветочков по пять, поровну».
III часть.Игровое упражнение «Прыгаем близко, прыгаем далеко».
На ковре разложены шнуры: 2 близко друг к другу и 2 далеко друг от друга. Воспитатель спрашивает у детей, как расположены шнуры, и предлагает перепрыгнуть через них. Затем выясняет у ребят, далеко или близко они прыгнули.
Занятие 2
Программное содержание
• Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.
• Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
• Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток:утро, день, вечер, ночь.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, карточки с изображениями паровозика и 5 вагончиков с героями сказок (Колобок, Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка, Буратино), круги (желтый – утро, красный – день, голубой – вечер, черный – ночь), настольный театр (или видеозапись сказки), аудиозапись мелодии из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».
Раздаточный материал. Шарики и флажки разного цвета и величины (большой, поменьше, еще меньше и т. д. – по 5 шт. для каждого ребенка; размер каждого шарика соответствует размеру флажка).
Методические указания
Игровая ситуация «Поездка на праздник сказок».
I часть.Воспитатель выясняет у детей, какое сейчас время суток (утро), что можно делать утром. Затем прикрепляет на фланелеграф желтый круг и объясняет, что он будет обозначать утро.
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли сказочные герои, и предлагает всем вместе отправиться на праздник сказок.
Ребята строят паровозик (в каждом из вагончиков поедет один из героев сказки: Колобок, Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка, Буратино). Воспитатель уточняет: «Из каких сказок эти герои? Сколько гостей едет на праздник? Посчитайте. Сколько вагончиков? Как узнать, сколько вагончиков? (Дети определяют количество вагончиков, а затем считают их по порядку.) Кто едет в третьем вагончике? В котором по счету вагончике едет Чебурашка?» И так далее.
II часть.Воспитатель предлагает детям украсить зал флажками и шариками.
Воспитатель обращает внимание на шарики: «Что можно сказать о цвете (величине) шариков?»
Дети располагают шарики в возрастающей последовательности: начиная с самого маленького и заканчивая самым большим, уточняют приемы раскладывания предметов по величине.
Аналогичное задание дети выполняют с флажками и располагают их в порядке убывания.
После выполнения заданий дети рассказывают о величине предметов, используя слова: самый маленький, побольше, еще побольше, самый большой.
III часть.Игра «Найди себе пару».
Воспитатель выясняет у детей, что можно делать днем, и прикрепляет на фланелеграф красный круг, обозначающий день.
Затем предлагает поиграть.
Дети берут по одному шарику или флажку и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка с шариком или флажком такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Затем дети объясняют свой выбор и меняются предметами. Игра повторяется.
IV часть.Воспитатель обращает внимание детей на круги, обозначающие время суток, и предлагает назвать их по порядку в соответствии с тем временем суток, которое они обозначают. (Утро, день.)
«Какое время суток сменяет день?» – спрашивает воспитатель. Он прикрепляет на фланелеграф голубой круг и уточняет, какое время суток он обозначает.
Звучит музыка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!», и дети вместе с персонажами сказок смотрят мультфильм (видеозапись сказки).
Воспитатель уточняет, что теперь будут делать дети и герои сказок: «Как называется эта часть суток?» (Ночь.) Прикрепляет на фланелеграф черный круг и предлагает назвать все части суток по порядку: утро, день, вечер, ночь.
Занятие 3
Программное содержание
• Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
• Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.
• Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.