Параллельное движение на левой стороне

Сядьте на пол. Скрестив ноги, и представьте себе на этот раз распрямление левого легкого. Голова начинает медленно подниматься с каждым дыханием. Наблюдайте, как дыхание распространяется вдоль позвоночника с движением головы. В тех местах, где позвоночник зажат, грудь не движется и не притягивает к себе легкое в достаточной степени, оно не скользит. Продолжайте до тех пор, пока вам не покажется, что оно стало скользить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать движение диафрагмы, тянущей поясничные позвонки.

Встаньте, пройдитесь, почувствуйте изменения, которые произошли после того, как вы сделали значительную часть процесса дыхания сознательной.

Дыхание левым легким; голова наклонена вправо

Снова сядьте на пол. Согните правую ногу назад, левую поместите перед собой, опирайтесь на пол левой ногой и наклоните голову таким образом, чтобы правое ухо приблизилось к плечу. Оставаясь в этом положении, наполните легкие воздухом. В воображении растяните левую сторону до плеча в направлении уха и одновременно вниз. Таким образом, легкое будет скользить, заполняя все пространство на левой стороне груди. При выдохе представьте себе отход легкого от груди. Заметьте, что голова уже не будет лежать на плече. Это происходит из-за недостатка гибкости груди, мышцы которой все еще слишком напряжены. Дыхание не является полным в любом месте груди, которое не вполне гибко.

Дыхание правым легким

Сядьте на пол, дышите как ранее. Представьте себе изменение правого легкого и его отход от стенок груди при выдохе, ощущение сжимания, как будто оно буквально отодвигается. Заметьте, что когда вы наблюдаете, что происходит на правой стороне, голова и туловище наклоняются влево в стадии удлинения и возвращаются к середине при выдохе.

Встаньте и отметьте изменения, которые вы можете почувствовать.

Современные исследования поведения животных в естественных условиях их жизни показали, что элементы социальной структуры не созданы человеком в том смысле, в каком человеком создана музыка и математика. Тесная связь с определенным домом или территорией, преданность стаду или стае, враждебность к членам чужого стада, даже фиксированная иерархия в стае, — все это показывает, что войны за территорию и борьба за власть и положение являются животным наследием в человеке. Агрессивные импульсы всегда были камнем преткновения при попытках людей усовершенствовать себя. Немногие исключительные люди, которые действительно стремились к миру и подлинной братской любви, достигли такого состояния, совершенствуя свое сознавание, а не подавляя свои страсти.

Если справедливо, что мы наследуем инстинкты, то это значит, что точно также наследуется и сознавание, то есть совершенствовать сознавание предпочтительнее, чем подавлять свое животное начало. Сознавание — высшая стадия человеческого развития, и, когда оно является полным, оно поддерживает гармоничную «правильность» деятельности тела. Если человек силен, сильны и его страсти, и его способности и жизненность находятся на том же уровне. Невозможно подавить первичные влечения без уменьшения общего потенциала. Совершенствование осознавания предпочтительнее любых попыток преодолеть инстинктивные влечения. Чем, более полным становится сознавание в человеке, тем более способен он удовлетворить свои желания без нарушения первичного осознавания, и каждое его действие будет становиться все более человеческим.

В наше время молодые люди освобождают себя от условностей, сковавших их предков в области морали, секса, эстетики. Лишь в немногих областях, таких как наука и производство материальных благ, они могут следовать своим предшественникам, не ущемляя своих чувств, в остальных областях жизни они находятся в состоянии бунта или в состоянии полной неразберихи.

Увеличение осознавания поможет им преодолеть смятение и освободить свою энергию для творческой работы.

Содержание

Метод Фельденкрайза...................................... 5

I. Понимание при действии

Предисловие....................................................................7

Образ себя.....................................................................14

Уровни развития...........................................................27

С чего и как начать................,........................................31

Структура и функция......................................................39

II. Действие ради понимания

Двенадцать практических уроков.....................................51

Общие указания.............................................................51

Несколько практических советов......................................56

Урок 1: что такое хорошая поза?......................................58

Урок 2: что такое хорошее действие?.................................75

Урок 3: некоторые фундаментальные свойства движения.....80

Урок 4: дифференциация частей и функций в дыхании.......87

Урок 5: координация флексоров и экстензоров..................94

Урок 6: дифференциация тазовых движений с помощью

воображаемых часов .......................................................99

Урок 7: посадка головы влияет на состояние мускулатуры .. 106

Урок 8: совершенствование образа себя............................112

Урок 9: пространственные отношения как средство

координации действия ...................................................120

Урок 10: движения глаз организуют движение тела............125

Урок 11: сознавание частей, находящихся вне сознания, с

помощью средств, подвластных сознанию.........................134

Урок 12: мышление и дыхание........................................139

Заключение

Научное издание

М.Фельденкрайз

СОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ

Сдано в набор 02.01.2001. Подписано в печать 02.02.2001.

Формат 84xl08V32- Гарнитура Петербург. Печать высокая.

Объем 5,0 печ. л. Тираж 5000 экз.

Заказ № 136.

Институт Общегуманитарных Исследований.

121471, Москва, Можайское ш., д. 28.

Издательская лицензия ИД № 02443 от 24.07.2000.

Отпечатано с оригинал-макета в ФГУП «Печатный двор»

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и

средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Наши рекомендации