ПОДХОД № 2: КОНТРОЛЬ НАД СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ
Многие современные виды терапии — в особенности психоанализ — позволяют человеку уклониться от ответственности за свои собственные неврозы. Но РЭТ этого не делает. Около десяти лет тому назад журнал «Психология сегодня» окрестил этот вид терапии «Не отвертишься!». И это именно так.
Но, в отличие от многих экстремистских культов, РЭТ вовсе не провозглашает человека полностью ответственным за все его неприятности. Напротив. Как уже было отмечено ранее, на вас влияют и ваши гены, и воспитание, которые также способствуют развитию тех или иных расстройств. И тем не менее — в определенной степени — вы можете контролировать свои эмоции. В какой-то мере вы можете сами выбрать, насколько часто вы будете «опрокидывать тележку с яблоками». Ведь это вы слушаете родителей и учителей. Вы собственноручно претворяете в жизнь всю ту чушь, которой вас учили. Вы сами выбираете потворство панике или отчаянию — хотя чаще всего прекрасно знаете, как остановить поток своих эмоций.
Да, именно вы.
И это довольно удачно. Потому что если бы вас угнетали непосредственно эмоциональные проблемы, если бы ваши неврозы были продуктом исключительно внешних условий, то чтобы вы сами смогли сделать, дабы помочь себе? Практически ничего!
Но если вы — и никто другой — сами создаете свои неврозы, то вы можете изменить это положение. Вы можете что-то выбрать — но вы можете и отказаться от этого. Вы можете выбрать определенные чувства и мысли, и вы можете отказаться думать и чувствовать таким образом. Именно в этом заключается подход РЭТ № 2: В значительной степени (хотя и не полностью) вы сами являетесь творцом своих расстраивающих мыслей и чувств; а потому в вашей власти взять их под контроль и изменить — конечно, при условии, что вы принимаете данный подход и готовы старательно работать над его применением.
Позвольте мне изложить основные положения, азбуку РЭТ. А — это активизирующее событие, то есть такое событие, которое блокирует или подрывает осуществление ваших целей, удовлетворение потребностей и исполнение желаний. Например: вы хотите получить работу, но терпите неудачу на собеседовании и получаете отказ. В данном случае А (активизирующее событие) — это неудача И отказ.
Пожалуйста, обратите внимание на следующее: в рамках РЭТ мы начинаем изучение основ эмоциональных расстройств, встающих преградой на пути к достижению целей, решениям задач, осуществлению желаний и переоценке ценностей. Сознательно или подсознательно, вы сами ставите для себя барьеры перед определенными целями (G).
Каковы, в общем случае, те цели, преграды на пути к которым делают нас несчастными?
Это, во-первых, выживание, а во-вторых — удовлетворение собственных потребностей и обретение счастья. С самого рождения в вас развита сильнейшая биологическая тенденция к сохранению жизни и к борьбе за получение удовлетворения. Если бы у вас не было желания выжить, то вряд ли бы вы в этом преуспели. Если бы у вас не было желания — цели — быть счастливым, то вы, возможно, не захотели бы продолжать жизнь. Итак, желание жить и быть счастливым, пока мы живы, является сильной врожденной тенденцией и помогает не только сохранению вас как индивида, но и сохранению всего рода человеческого.
Теперь, каким образом вы хотите быть счастливым или удовлетворенным? А кто как Кто-то испытывает удовлетворение от одиночества, кто-то — от активного общения с людьми, ну а кто-то — от общения с близким ему человеком. Одни счастливы, когда у них все прекрасно на работе или в бизнесе, когда они достаточно зарабатывают, чтобы жить хорошо, а для дру! их — нет большей радости, чем предаваться занятиям искусством, наукой, спортом, творчеством или же просто наслаждаться беззаботным отдыхом
Если однажды вы решите, что вам надо жить, и притом жить счастливо, вы привнесете эти цели в основы человеческого существования. На пути к своей цели вы сталкиваетесь с А (активизирующим событием) И если вы чувствуете себя несчастным или действуете нелепо (пункт С, последствия пунктов А и G), то ваша цель в пункте А блокируется.
Итак, мы имеем:
G — ваша цель, которая заключается в получении того, что вы хотите (в особенности успеха и одобрения).
А — активизирующее событие, которое блокирует достижение вашей цели (например, неудача или отказ).
С — эмоциональные последствия пунктов G и А (в основном, ощущение тревоги и депрессии, или развитие пагубных видов поведения — например, уход в себя или болезненные пристрастия).
Всякий раз, когда неприятные активизирующие события ставят преграды вашим целям, вы совершенно несправедливо обвиняете в этом последствия (С). Например, вы говорите: «Поскольку я потерпел неудачу и отказ в связи с событием А и поскольку я переживаю депрессию С, то событие А вызвало последствие С. У меня депрессия из-за провала и отказа!»
Неправда! Ложь! Ошибка!
Событие А (провал или отказ, которые блокируют ваши цели) вносит определенный вклад в развитие последствий С, но никогда не порождает эти последствия
Почему?
Скажите, если сто человек, имеющих одинаковую цель (например, получение работы), блокированы событием А (получили отказ), будут ли они все испытывать одинаковую депрессию? Конечно, нет!
Некоторые будут совершенно подавлены и даже, возможно, захотят покончить с собой. Некоторые будут огорчены и разочарованы, но не будут страдать от депрессии Некоторые будут спокойны или безразличны. А некоторые даже получат от этого удовлетворение. Почему? А может быть, они решили, что работа, которую они хотели получить, не так уж и хороша. Или им просто больше нравится быть безработными.
Итак, вы видите, что активизирующие события (А) не порождают непосредственно последствия С — хотя они и Вносят определенный вклад в формирование эмоций.
Это вовсе не новое открытие РЭТ. Об этом говорили Многие философы — в особенности стоики античности — еще две с половиной тысячи лет назад. Один из наиболее выдающихся мыслителей, Эпиктет предельно четко сформулировал это положение в первом веке нашей эры: Люди расстраиваются не из-за вещей, а из-за своего взгляда на вещи». Ту же самую мысль проводит Шекспир в Гамлете»: «...ибо нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым...» (перевод М. Ловинского).
Подход рационально-эмотивной терапии к основам эмоциональных расстройств имеет славную историю. РЭТ не является чистым стоицизмом, в чем вы сможете убедиться в дальнейшем. Но РЭТ соглашается с Эпиктетом: вы сами в значительной степени (хотя и не полностью) создаете свои несчастья. И вы можете сделать сознательный выбор не быть несчастным
Как же можно предотвратить расстройство или устранить его? Для этого нужно взглянуть на параметр В, то есть на свои убеждения и представления.
Итак, что же такое представление?
Представления (Bs) можно назвать мыслями, взглядами, убеждениями, мнениями, системой ценностей, отношениями, идеями, ожиданиями или философией. В других видах терапии используются другие названия. Но в рамках этой книги мы будем придерживаться термина «представления».
Вы можете иметь представления сознательные или подсознательные — другими словами, осознанные или неосознанные. Вы можете выражать их в словах, образах, фантазиях, символах, в общем — самыми различными способами. Но если вы хотите ясно осознать свои представления и использовать их для того, чтобы изменить себя, вам лучше выражать их словесно. Но от тех идей, которые делают вас несчастными, можно отказаться и другим способом. Фактически одно из достоинств РЭТ заключается в том, что она предоставляет вам множество путей для изменения ваших представлений, о чем я расскажу в дальнейшем.
Когда вы без нужды делаете себя несчастным, то пользуетесь двумя основными видами представлений:
1. Рациональные представления (rBs). Ваши рациональные представления — это те мысли, которые помогают вам переживать уместные чувства и вести себя соответствующим образом. И это способствует тому, чтобы получить побольше того, чего вы хотите, и поменьше того, чего не хотите. Эти представления включают «холодные» размышления или спокойные описания того, что происходит в вашей жизни. Например: «Человек, который проводит собеседование, хмурится. Он может решить, что я для этой работы не подхожу». Это «холодная» мысль, поскольку она говорит о том, что делает человек, а не о том, какую оценку вы даете его поведению. Вам будет легче понять ваши чувства, если вы обратитесь к тем «теплым» мыслям, которые также включаются в состав ваших рациональных представлений. Например: «Я хочу получить работу, и потому мне не нравится хмурый взгляд человека, проводящего собеседование. Я хочу, чтобы он перестал хмуриться и взглянул бы на меня с улыбкой». В этой «теплой» мысли выражаются ваши желания, предпочтения и антипатии. Итак, «теплые» мысли оценивают то, что происходит, в контексте вашей цели (G). «Теплые» рациональные представления тоже не являются догматическими. Они основаны скорее на вероятности, чем на обязательности. Например: «Очень может быть, что эта работа мне понравится, когда я ее получу. А может быть — и нет. И даже если она мне очень понравится, из этого совершенно не обязательно следует, что я обязан получить эту работу или держаться за нее — хотя это и было бы хорошо!»
2. Иррациональные представления (IBs). Ваши иррациональные представления — это те мысли, которые способствуют формированию неуместных чувств и несоответствующего поведения. Они только мешают тому, чтобы получить побольше того, что вы хотите, и поменьше того, чего вы не хотите. Они начинаются с «холодных» мыслей («Похоже, интервьюер меня явно невзлюбил!»), или с «теплых» мыслей («Я хочу, чтобы он отнесся ко мне хорошо. Мне неприятно, что я не нравлюсь ему. Мне не нравится, что он может не допустить меня до этой работы».) Но здесь вмешиваются и «горячие» мысли, которые расставляют оценки тому, что происходит, и являются абсолютистскими, догматическими, требовательными. Например: «Любым путем я должен произвести хорошее впечатление на интервьюера, я обязан заставить его принять меня на работу. Если он этого не сделает, это будет ужасно. Я не переживу этого! Если я не получу работу, значит, я — некомпетентный, нестоящий человек, который никогда не будет способен занять сколько-нибудь значительное положение».
Обратите внимание! РЭТ не утверждает, что все эмоциональные расстройства произрастают из iBs, поскольку возможно существование и других важных причин. РЭТ также не утверждает, что абсолютно все иррациональные представления ведут к формированию эмоциональных расстройств, поскольку (как отметил еще Джон Дьюи) это не соответствует действительности. Вы можете совершенно нерационально верить в то, что все женщины — сумасшедшие, что поедание черепах способствует избавлению от бородавок, что дважды два равно пяти, и при этом не чувствовать никакого душевного дискомфорта. Возможно, вы будете действовать не вполне адекватно, если станете придерживаться этих иррациональных представлений (и еще сотен других). Но беспокоиться по этому поводу не станете, так как это зависит исключительно от вас.
РЭТ утверждает — и в этом состоит ее уникальность — что если вы жестко и неуклонно придерживаетесь своих иррациональных представлений, если вы догматически настаиваете на том, что у вас все должно получаться хорошо, что вас должны одобрять окружающие, что к вам должны относиться справедливо, что вы должны жить в приятных и комфортабельных условиях, — так вот, если вы упорно стоите на таких позициях, то вы добьетесь того, что сделаете сами себя несчастными и, не исключено, нанесете огромный ущерб делу достижения наиболее желанных целей. Далее РЭТ утверждает, что, придерживаясь иррациональных представлений, вы сами выбираете императивные понятия «должен» и «обязан» — сознательно или бессознательно. А потому у вас есть возможность сознательно исследовать эти представления и изменить их. А теперь позвольте мне повторить положения подхода № 2:
В значительной степени (хотя и не полностью) вы сами являетесь творцом своих расстраивающих мыслей и чувств; а потому в вашей власти взять их под контроль и изменить — конечно, при условии, что вы принимаете этот подход и готовы старательно работать в этом направлении.
Можно выразиться более определенно: вы можете перестать чувствовать себя несчастным, если будете работать в направлении поиска и преобразования своих иррациональных представлений Джордж, прослышав, что РЭТ имеет дело с иррациональными представлениями, обратился ко мне с такой проблемой: он совершенно «иррационально» питал вожделение к любой женщине моложе сорока лет Ему самому было двадцать пять.
Вскоре я смог доказать Джорджу, что его желание заниматься сексом с любой встречной женщиной вряд ли можно считать иррациональным, пока это не выходит за пределы разумного. Свое рациональное представление (гВ) Джордж мог бы сформулировать следующим образом: «Мне очень нравится заниматься любовью, и я хотел бы проделать это с большинством женщин, которых встречаю».
Его иррациональное представление (1В) звучало так: «Я не должен иметь таких сильных сексуальных влечений! Я должен быть избирательным в своих желаниях. Я должен желать только тех женщин, которые мне действительно нравятся».
«А почему вы считаете, что такое представление является иррациональным?» — спросил меня Джордж, согласившись с тем, что дело обстоит именно так.
«А потому, — ответил я, — что это не желание, а требование. Вы можете разумно предпочитать быть более сдержанным или даже вовсе не испытывать вожделения. Но, заявляя: "Я не имею права желать женщин! Я не должен вожделеть!", вы немедленно становитесь одержимы своим желанием, и даже будете переживать его гораздо острее. Более того, вы потеряете способность принимать Какие-то разумные меры, чтобы ослабить это желание. Таким образом, ваше стремление или намерение стать менее страстным является вполне закономерным. Но категоричное требование этого ввергает вас в неприятности. Вы будете страдать от тревоги и чувства вины».
«Так и есть!» — воскликнул Джордж. «Поэтому вам надо понять, в чем же состоит ваше иррациональное представление», — сказал я.
«Вы хотите сказать, — живо откликнулся Джордж, — что я имею определенное иррациональное представление о своем рациональном представлении, то есть о пристрастии к сексу. Не так ли?»
«Совершенно верно! В терминах РЭТ можно сказать, что у вас действительно есть рациональное представление (гВ) по поводу иррационального представления (iB). Теперь, если вы сможете отказаться от иррационального представление о том, что вы обязаны быть менее темпераментным, у вас все-таки останется рациональная вера в то, что секс — это приятно, и вы сможете заниматься им, получая от этого большое удовольствие»
«Понятно», — кивнул Джордж.
Однако, несмотря на то что с моей помощью ему удалось увидеть разницу между его рациональными и иррациональными представлениями, он все же испытывал определенные трудности при отказе от последних. Когда его вновь одолевало иррациональное предубеждение, он, согласно моим советам, задавал себе вполне уместный вопрос: «Почему я не имею права желать многих женщин? Почему это плохо?» И давал ответ «Если я переживаю сильное сексуальное влечение, то это хорошо. Значит, у меня все в порядке».
И все-таки, видимо, полной уверенности в правоте подобных утверждений у Джорджа не было, потому что вскоре он вновь вернулся к прежним мыслям. «А если все же такая повышенная сексуальность ненормальна? Другие мужчины ведь не так ненасытны, как я Может быть, я все-таки ненормален в этом отношении? А если так, то пропащий я человек!»
Джордж продолжал переживать чувство тревоги и вины и снова обратился ко мне Я показал ему, что он пришел к неверному выводу. Более элегантное решение РЭТ может показать ему, во-первых, что его желание («Мне нравится заниматься сексом со многими женщинами») является рациональным; во-вторых, что даже если его сексуальные желания и являются необычными и если слишком большое потворство им нерационально, то это означает только одно: он — человек с ненормальными желаниями, но вовсе не ненормальный человек РЭТ показывает людям, как перестать поносить себя, как полностью принять себя даже в том случае, когда ты совершаешь глупые или даже аморальные поступки.
Во всяком случае, увидев разницу между своими рациональными и иррациональными представлениями, Джордж начал усиленно работать над тем, чтобы подчинить себе иррациональные, и в конце концов он перестал страдать от чувства вины и тревоги из-за своей повышенной сексуальности. Как-то раз, проведя несколько недель в лихорадочных сношениях с несколькими женщинами, Джордж совершенно забросил работу. Проанализировав ситуацию, он пришел к выводу, что, да, он вел себя по-идиотски и себе во вред, но не стал от этого хуже. В конце концов Джордж смог взять себя в руки и научился управлять своими сексуальными влечениями.
Прибегнув в процессе осознания проблемы к подходу № 2, Джордж получил возможность взять свои эмоции под контроль. Ему приходится иногда переживать сожаление, но уже не депрессию.
РЭТ-УПРАЖНЕНИЕ № 6
Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз переживали сильное чувство тревоги — например, панику перед экзаменом или перед важной игрой или страх перед разговором о повышении в должности или оплате труда. Попробуйте проанализировать, что стало причиной тревоги — рациональные представления и желания или иррациональные представления и категорические требования.
Вот пример рационального представления, или, другими словами, желания: «Я бы очень хотел хорошо сдать этот экзамен, но, если не получится, я могу пересдать его потом. А если уж я его вовсе не сдам, то как-нибудь переживу эту неприятность».
А вот пример иррационального представления, или категорического требования- «Я должен сдать этот экзамен. Если я не смогу этого сделать, значит, я просто тупица и мне ничего не светит в этой жизни».
Теперь вспомните тот случай, когда вы переживали депрессию из-за неудачи или отказа Попробуйте проверить, не вы ли сами сформировали это чувство депрессии на основе своего рационального и иррационального представления. Попробуйте вспомнить, в каких именно словах оно выражалось.
Вот пример рационального представления, или желания: «Я бы очень котел выиграть, но я способен принять и проигрыш. Буду тренироваться, чтобы в следующий раз играть лучше. Кроме того, я могу получать удовольствие от игры, даже если проигрываю».
Теперь рассмотрим пример иррационального представления, или требования: «Я просто обязан выиграть. Если я проиграю, то, значит, ничего не стою ни как спортсмен, ни как человек».
Ну а теперь вспомните случай, когда вы были очень рассержены или злы, и поочередно предположите: вначале что ваш гнев был вызван наличием рационального представления, или желания, затем наличием иррационального представления, или категорического требования.
Вот пример рационального представления, или желания: «Мне хотелось бы, чтобы начальник сам понял, что я заслуживаю повышения, и предоставил мне новую должность. Если он этого не делает — значит, не ценит мою работу. Это весьма неприятно, но совсем не конец света».
Пример иррационального представления, или требования: «Я — хороший работник, а потому мой начальник обязан оценить меня по достоинству и дать мне повышение. А если он этого не делает, то он подлец и заслуживает того, чтобы его чертой бизнес провалился в тартарары!»
Когда вы чувствуете себя по-настоящему тревожно, подавленно, когда вы злитесь, жалеете или ненавидите себя, настойчиво ищите свои рациональные и иррациональные представления Постарайтесь осознать, что рациональные представления отражают ваши предпочтения и антипатии — то есть то, чего вы хотите или не хотите, а иррациональные — выражают ваши безусловные требования и категоричные обязательства, которые вы возлагаете на себя, на окружающих и на весь мир Упражняйтесь в поисках этой разницы упорно и старательно, пока не научитесь легко и почти автоматически находить ее Старайтесь безоговорочно принять реальное положение вещей, которое заключается в том, что какими бы законными и уместными ни были ваши цели и желания, они не имеют ничего общего с догматическими и ненужными требованиями.
Глава восьмая
ПОДХОД № 3: ТИРАНИЯ ДОЛГА
Какие основные виды иррациональных представлений (IBs) вы используете для того, что расстраивать себя? В дальнейшем в этой книге мы продолжим знакомство с теми способами, с помощью которых люди изобретают иррациональные представления.
Один из самых популярных способов был уже назван ранее «должноманией». Это представления, которых придерживаются искренне и благочестиво и которые Карен Хорни назвала «тиранией долга».
Следуя за наблюдениями Хорни, мы приближаемся к третьему подходу РЭТ:
Вы сами делаете себя несчастными и зарабатываете неврозы главным образом из-за того, что строго и неуклонно придерживаетесь абсолютистских иррациональных, представлений — в особенности из-за жесткой приверженности безусловному понятию о том, как должно быть.
Итак, каким образом вы создаете для себе деструктивные представления о том, что должно быть?
Очень просто!
Как человек, вы рождены с определенным уровнем внушаемости и доверчивости к тем заповедям, которые прививаются вам родителями и всей культурой. Но гораздо хуже то, что у вас есть собственный дар к изобретению правил и законов, которых, согласно вашим представлениям, вы (и другие тоже!) должны строго и неуклонно придерживаться.
Все мы по своей природе — мыслители и специалисты по решению проблем. Но в то же время мы — мастера спекулятивных рассуждений, самообмана и лицемерия.
Мы, люди, мыслим прямолинейно — и вместе с тем извращенно. В действительности, мы достаточно разумны для того, чтобы сохранить свою жизнь и свое счастье, и одновременно достаточно безумны, чтобы быть нерациональными, нелогичными и непоследовательными. И вся история человечества демонстрирует это с потрясающей очевидностью!
Мы с такой легкостью начинаем неразумно мыслить, что наши мысли часто сами по себе создают для нас эмоциональные проблемы. В своей первой статье о рационально-эмотивной терапии, опубликованной в 1956 году в журнале ежегодных трудов Американской психологической ассоциации в Чикаго, я описал двенадцать основных иррациональных представлений.
Психологи вскоре настолько уверовали в эти иррациональные представления, что разработали несколько тестов на иррациональность и опубликовали уже свыше сотни исследований с использованием таких тестов. Более девяноста процентов исследований подтверждают теорию РЭТ: люди с эмоциональными расстройствами в большей степени привержены иррациональным идеям, чем эмоционально уравновешенные.
Следуя моим указаниям, некоторые психотерапевты разработали тесты, определяющие степень извращенности мышления (например, учет депрессии по методу Бека), которые с успехом применялись в сотнях исследований. И вновь практически всегда результаты подтверждали, что люди с эмоциональными расстройствами в большей степени привержены иррациональным и догматическим идеям, чем это свойственно более эмоционально уравновешенным личностям.
Этот широкий интерес к иррациональным идеям имел И положительные, и отрицательные последствия. Дело в том, что люди создают множество — может быть, сотни — иррациональных представлений, которые могут воздействовать на их чувства и заставляют вести себя неадекватно. Но далеко не все эти иррациональные представления ведут к развитию неврозов.
Если вы считаете себя хорошим игроком в покер, а на самом деле это совсем не так, то вы можете рискнуть, выступив против сильных игроков, станете проигрывать раз за разом, но в конце концов все же успокоитесь. Но если вы иррационально убеждены в том, что должны, обязаны быть хорошим игроком в покер, что вы обязаны постоянно демонстрировать всем, какой вы мастер, то вы можете ввязаться в рискованную азартную игру даже тогда, когда постоянно проигрываете.
После того как в 1956 году я описал двенадцать основных иррациональных представлений, я продолжал их исследование, наблюдая за своими клиентами. К своему удивлению, я обнаружил, что исходный список можно сжать до трех основных иррациональных представлений — причем все они были заповедями, а не предпочтениями. Итак, вот три основные заповеди, которые создают эмоциональные проблемы
1. Я должен делать это хорошо и/или получать одобрение важных для меня людей, а иначе я — просто ни на что не годный человек.
2. Вы должны относиться ко мне внимательно и справедливо, вы не имеете права разочаровывать или огорчать меня, а иначе вы — плохой человек.
3. Мне должны быть предоставлены те вещи и те жизненные условия, которые я хочу иметь, я должен быть предохранен от всех неприятностей, а иначе жизнь становится невыносимой и я никогда не смогу стать счастливым.
После того как я свел все предыдущие иррациональные представления к этим трем основным, я обнаружил, что прочие представления моих пациентов, приносящие им вред, также не были независимыми. Они так или иначе, сознательно или подсознательно, произрастали из трех перечисленных.
Давайте рассмотрим одно из наиболее популярных иррациональных представлений, которое я назвал «нагнетанием ужаса»: «Ужасно, если я не смогу сделать этого. А если люди осудят меня за неудачу, это будет страшно».
Идея эта является совершенно безумной. Да, действительно, если вы потерпели неудачу, испытали отвержение и неприятие, это весьма неприятно и неудобно. Но, называя эти события страшными или ужасными, вы явно преувеличиваете, так как тем самым переводите их в разряд более чем плохих или плохих на 101 процент, а такого быть не может. Такие события не являются плохими даже на 100 процентов — ведь всегда может быть еще хуже! Если вы что-то чрезмерно обобщаете и уходите от реальности, то в результате неудачи или отказа заставите себя пережить панику и депрессию (вместо вполне уместных недовольства и разочарования).
А теперь давайте посмотрим, почему же столь яркая личность, как вы, хватается за такие глупые, нереалистические представления?
Я утверждаю, что это происходит главным образом потому, что вы начинаете со своих сознательных или подсознательных представлений, о том, как «должно быть», а затем якобы «логически» выводите из них свой «страх и ужас». Например, вы начинаете с утверждения: «Я обязан выполнить это задание хорошо!» Затем вы приходите к «разумному» заключению: «А если я не смогу выполнить его хорошо, как должен, то это — ужасно, это более чем неудобно, это так плохо, как только может быть, это конец света!»
Если бы вы только оставались на своих позициях предпочтений и никогда не переходили бы к жесткой необходимости, к долгу, то неужели же вы стали бы ужасаться из-за того, что у вас что-то не получилось? Едва ли! Я убежден в этом. Ведь ваша формулировка предпочтения была бы следующей: «Мне нравится выполнять свою работу хорошо, но я не обязан выполнять ее безупречно. Если у меня что-то не получится, это очень плохо — но не ужасно и не страшно!»
Давайте теперь рассмотрим другой набор иррациональных представлений или мышления типа «все или ничего»: «Если меня отверг любимый человек, это значит, что я все делал(а) совсем плохо Следовательно, я ничего не стою и меня всегда будут отвергать те, кто мне дорог».
Такое мышление является иррациональным и разрушительным по следующим причинам:
1. Вы могли все делать хорошо и правильно, а вас все равно могли бы отвергнуть, потому что предмет вашей любви может иметь свои собственные, особенные вкусы, пристрастия или антипатии и предрассудки. На самом деле вы, возможно, делали все настолько хорошо, что ваш любимый(ая) решил, что вы слишком хороши для него и поэтому надо вас отвергнуть прежде, чем вы отвергнете его сами.
2. Если даже вы что-то сделали плохо и были отвергнуты по этой причине, то это не значит, что вы — нестоящий человек. Вы — человек, который в данном случае сделал что-то неадекватное и который может научиться в будущем не повторять своей ошибки.
3. Тот факт, что вас отвергли сегодня, не означает, что вас будут отвергать всегда или что вы никогда не получите одобрения от человека, которого любите. Если вы будете продолжать свои попытки, то подобный исход весьма маловероятен. Такое умозаключение является в высшей степени глупым обобщением.
Итак, почему же такой разумный человек, как вы, приходит к таким диким выводам?
Совсем не потому, что вы просто хотите, чтобы вам отвечали взаимностью. Ведь в этом случае вы подумали бы, что отвергнутое чувство — это большая и нежелательная неприятность, и попробовали бы добиться взаимности в другой раз. Возможно, вы подвергли бы критике свои усилия, но вряд ли стали бы осуждать и проклинать себя, если предмет вашей любви отверг вас.
Но предположим, что вы начинаете с искренних иррациональных рассуждений о том, как «должно быть» «Я должен добиться любви и одобрения каждого человека, которого люблю. Меня никогда не должны отвергать!» Из этого легко и естественно можно прийти к следующему выводу: «Раз меня отвергли, — чего просто не должно быть, — значит, я все делал неправильно, значит, я — незавидный любовник(ца), значит, меня никогда не будут любить так, как должны бы были любить!»
РЭТ показывает, каким образом вы сами расстраиваете себя категорическими требованиями «так должно быть». При этом требования, в которых оговариваются условия их исполнения, «должен» или «обязан» являются логичными и допустимыми: «Если я хочу прочитать эту книгу, то должен купить ее или одолжить»; «Если я хочу получить диплом в колледже, то должен набрать соответствующие баллы по основным предметам». Утверждения подобного рода на самом деле говорят следующее: «Если я хочу получить то-то и то-то, значит, я должен выполнить определенные действия, чтобы добиться своего». Такие требования являются реалистическими (хотя и не всегда) и помогают действовать разумно.
РЭТ признает ваши реалистические требования, но в то же время дает вам возможность разглядеть безусловные, нелогичные требования. Например: «Я должен прочитать эту книгу, даже если мне ее не достать». Или: «Хотя я и не сдал выпускные экзамены, мне все равно должны дать диплом, потому что я этого хочу!»
РЭТ формулирует дополнительное правило к подходу № 3: Когда вы пытаетесь понять, какие иррациональные представления (IBs) вызывают у вас эмоциональные расстройства, ищите слово «должен», ищите слово «обязан». Ищите догматические требования.
С помощью РЭТ вы можете довольно легко обнаружить такие категорические требования и понять, что вы подвергаете себя ненужным огорчениям из-за того, что истово придерживаетесь их. Конечно, если дадите себе труд внимательно посмотреть!
Одна из моих пациенток, Сандра, настаивала на том, что прежде она прочувствовала, насколько ужасно быть отвергнутой любимым, а уж потом пришла к выводу, что не должна больше переживать подобного. Ведь сначала, говорила она, у нее было только сильное желание быть любимой, но никак не категорическое требование.
Я отнесся к ее рассказу довольно скептически. «Хорошо, — сказал я, — давайте предположим, что вы только очень сильно хотели, чтобы ваш друг любил вас, но не настаивали на том, что ни в коем случае не должны потерять его. Ну и что же вы теперь думаете об отношениях с ним и о вашем разрыве?»
«Ну... мне очень хочется, чтобы он меня любил. А если он меня разлюбил — это ужасно, непереносимо».
«Но если бы вы лишь сильно хотели, чтобы он вас любил, а не считали, что он обязан любить вас, его уход, конечно, радости бы вам не принес, но не был бы так страшен. Разве не так?»
«Да, вы правы, его уход действительно страшен для меня. Когда я понимаю, что мои чувства не находят никакого отклика, я начинаю ощущать, как это ужасно».
«А теперь представьте, что вы думаете так: "Я очень сильно хочу, чтобы он любил меня, но он не обязан любить меня. Да и для меня его любовь не является жизненной необходимостью, несмотря на то что я очень сильно хочу этого". Как, вы думаете, вы бы в таком случае чувствовали себя после его ухода?»
«Ну... если бы я действительно верила в то, что он не обязан меня любить и что его любовь не является для меня жизненной необходимостью, мне кажется, я смогла бы обойтись и без его любви. Это все равно было бы очень грустно и неприятно — но, по крайней, мере, не было бы так ужасно».
«Вот видите! Если бы вы воспринимали его любовь не как жизненную необходимость, г просто как то, что стремитесь сохранить, то ощущали бы только разочарование и печаль. Чем сильнее ваше стремление сохранить его любовь, тем сильнее будет и ваша печаль. Но если вы превращаете свою глубокую печаль и разочарование в беспросветный ужас, в страдание, то фактически провозглашаете следующее: "Поскольку потерять любимого — это так ужасно, со мной не должно случиться ничего подобного. Если я так глубоко разочарована,— что совершенно недопустимо, — то все это ужасно и страшно!"»
«Значит, вы считаете, что все мои ужасные переживания по поводу потери любимого на самом деле являются всего лишь должноманией по поводу "великой утраты"?»
«А разве это не так? Если бы вы, размышляя о своих отношениях с возлюбленным, думали только о том, какие варианты их развития были бы для вас более предпочтительными, то, скорее всего, сказали бы себе: "Я ненавижу саму мысль о том, чтобы потерять любимого, но нет такой причины, по которой это не должно случиться"».
«Да, наверное, я сказала бы себе подобные слова».
«А потом вы пришли бы к такому выводу: "Поскольку нет никакой причины, по которой я не должна потерять его, то утрата в высшей степени неприятна, но не ужасна. Я все равно смогу быть счастливым человеком — разве что несколько менее счастливым"».
«Да, не исключено, я могла бы прийти к таким выводам».
«Я в этом уверен! Нагнетание ужаса произрастает из категорического требования, из убеждения, что такая потеря обязательно должна вас миновать».
«Получается, что если я говорю: "Потерять его — ужасно!", то, значит, я требую, чтобы такая потеря не имела права на существование?»
«Не всегда. Смотря что вы подразумеваете под этим. Если вы применяете слово «ужасно», подразумевая всего лишь большую и болезненную потерю, то тем самым вы выражаете вполне уместную печаль и разочарование. Но, говоря себе: "Потерять его — ужасно", вы можете также подразумевать, что это "более чем плохо, это не должно быть так плохо, это непереносимо". Ключевым словом здесь является слово "должно". Если невозможно получить то, к чему вы так стремитесь, — то есть любовь дорогого вам человека, — то это действительно очень тяжело, и по этой причине вы можете переживать глубокую печаль. Но убеждать себя в том, что такое положение не имеет права на существование, — значит, выйти за пределы реальности и вызвать у себя жестокую тревогу и депрессию. Вы видите разницу?»
«Кажется, вижу. Но осознавать все это очень тяжело»
«Да, это так! Более того, как только вы говорите себе, что не должны потеря