Вопрос. Иерархические структуры управления компании.
Виды иерархических структур управления:
1. Линейная
2. Функциональная
3. Линейно-штабная
4. Линейно-функциональная
5. Дивизиональная
Как проектируются иерархические структуры управления?
В современной теории менеджмента 2 типа управления организациями:
Бюрократический - нормативная модель бюрократии, предъявляющая жесткие требования к людям и структурам, в рамках которых они действуют
Органический - организационная модель с высокой гибкостью, меньшей связанностью правилами и нормами, доверием, коллегиальностью, творческим подходом к работе, кооперацией, управлением изменениями, повышенной ответственностью сотрудников, развитием IT-технологий, партнерскими отношениями...
Макс Вебер: 1864-1920 немецкий социолог, историк, политический экономист, один из основоположников социологической науки. Идеи Вебера оказали значительное внимание на развитие общественных наук.
Бюрократия=управление, где все дела сосредоточены в руках органов государственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным)
Бюрократия=идеальный образ и эффективный инструмент управления организацией
Нормативная модель рациональной бюрократии=иерархическая структура управления:
1. Четкое разделение труда с использованием квалифицированных специалистов
2. Иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень подчиняется и контролируется высшим
3. Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач
4. Формальная обезличенность официальных лиц при выполнении своих обязанностей
5. Подбор сотрудников в соответствии с квалификационными требованиями к должностной позиции
Рациональность
Ответственность
Иерархичность
Слаженность работы больших коллективов
Функциональная специализация
Линейная организационная структура= специализация процесса управления по функциональным подсистем организации
Функциональная организационная структура= подчиненный получает задания от нескольких руководителей, каждый из которых выполняет 1 функцию- планирование, бюджетирование
Линейно-функциональная структура= линейные руководители руководят своим с∕п через руководителей функциональных органов- главных специалистов, начальников цехов и отделов
Линейно- штабная организационная структура= включает штабы: не имеют права принятия решений, но помогают руководителю в выполнении функций стратегического планирования (плюсы: реализация функций стратегического управления организацией, разгрузка руководителей, возможность привлечения экспертов; минусы:отсутствие четкого распределения ответственности, сотрудники, осуществляющие подготовку решения, не участвуют в его реализации, усиление, централизации управления)
Дивизиональная структура управления= основана на выделении СБЕ (дивизионов) и соответствующих им уровней управления. Дивизион=товарно-рыночная единица, имеющая собственные функциональные подразделения (ответственность за получение прибыли, производственная самостоятельность, свой рынок сбыта)
Линейная структура
реализует принцип единоначалия и централизма, предусматривает выполнение одним руководителем всех функций управления, подчинение ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений (рис. 11.1).
Это одна из простейших организационных структур управления. В линейных структурах четко проявляется иерархия: во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу единовременно проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке сверху вниз, а сам руководитель низшего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, заведующий секцией, начальник отдела, директор магазина, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. В линейной структуре управления каждый подчиненный имеет своего начальника, а каждый начальник — несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях, а в крупных — на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества и недостатки линейной структуры управления