Искусственные характеристики при регулировании сопротивления якоря
Полагаем, что Uя мы регулировать не можем: Uя=const. Это случай группового использования транспортных механизмов, например трамваев.
w0=const
b=var
Rдоб3> Rдоб2> Rдоб1> Rя ест
Этим способом также можно обеспечить пуск двигателя.
Достоинства:
не требуется регулирующий источник;
возможность использования примитивных средств управления:
ввод и вывод Rдоб с использованием реле.
Недостатки:
мягкие характеристики в зоне низких скоростей (если Mс изменяется, то двигатель или существенно ускоряется, или резко замедляется, вплоть до перехода на вращение в другую сторону);
плохая энергетика (в зоне низких скоростей большая часть потребления энергии переводится в потери).
Возможна модификация метода, с использованием ШИП для уменьшения потерь (за счет изменения длительности включенного состояния ключа).
Управление возбуждением
Uя=const, Rя=Rест
Регулирование угловой скорости двигателя изменением тока возбуждения является одним из наиболее простых и экономичных способов. Мощность, потребляемая обмоткой возбуждения двигателя, составляет примерно 2—2,5 % мощности двигателя, поэтому этот способ находит широкое применение в современной практике электропривода.
Принципиальные схемы электропривода при регулировании тока возбуждения показаны на рис. а, б. Ток возбуждения регулируется или с помощью резистора (рис а) в случае двигателей малой мощности, или :посредством регулятора напряжения РП (рис. б).
Проанализируем уравнение механической характеристики (5). От Ф зависит как скорость идеального холостого хода, так и жесткость характеристики β. Поток Ф может только уменьшаться.
Ф<Фном
Большой магнитный поток недостижим из-за перегрева.
Ф3< Ф2< Ф1< Фном
Уменьшение Ф увеличивает ω0 и уменьшает скорость (увеличивает наклон характеристики)
Ослабление потока ниже допустимого предела может привести к тому, что двигатель пойдет вразнос.
В приводах предусматривается реле обрыва поля (РОП), которое отвечает за отключение установки при пропадании Iв.
Все естественные характеристики группируются выше естественной. Поэтому эту зону принято называть II зоной, а привод с регулируемым возбуждением – двухзонным.
В обычных сериях двигателей можно ослаблять поток в 2-3 раза Þ угонная скорость wmax=(2…3)wном – ограничение по скорости.
Ослабляя поле, получаем скорости выше естественных характеристик. Эту зону регулирования принято называть второй зоной.
Системы с регулированием скорости возбуждением называются двухзонными. Это системы с постоянным потоком.
Регулирование во второй зоне сопровождается уменьшением допустимого момента.
Уменьшим поток в 2 раза:
Кривая допустимых моментов:
Регулирование во второй зоне соответствует нагрузке типа постоянство мощности, а в первой – постоянство момента.
Таким образом регулирование возбуждения позволяет экономить мощность двигателя, если характер нагрузки – постоянство мощности.