Ритмико-гимнастические упражнения

Различение на слух двух-, трех- и четырехдольных размеров, со­вершенствование движений под музыку со сменой метроритма. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения, с перехо­дом от умеренного к быстрому или медленному темпу. Отражение хлопками и притопами ритмического рисунка мелодии, исполне­ние в беге, при ходьбе или поскоках несложных ритмических ри­сунков. Составление простых ритмических рисунков. Упражнения в равновесии с подниманием на носки, с различными движениями рук, с подниманием ноги, с закрытыми глазами.

Исполнение общеразвивающих упражнений в различных тем­пах, усложнение упражнений, способствующих развитию силы, гибкости, правильной осанки, расслаблению определенной груп­пы мышц. Цепочки упражнений; упражнения со снарядами.

Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами

Понимание и передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен и ранее известных музыкальных пьес. Ис­пользование нотной грамоты при игре на инструментах. Исполне­ние канонов. Участие в ансамбле и в оркестре при исполнении раз­личных ритмов в музыкальных произведениях.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

Совершенствование свободных и естественных движений под музыку разного характера. Импровизация движений на задан­ную тему. Передача различными формами движения динамики, мелодического и ритмического рисунка музыки, ее метроритма, темпа.

Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением. Инсценирование песен, сценическое изображение сказки.

1 Из расчета 2 ч в неделю.

Ритмико-гимнастические упражнения - student2.ru

Упражнения в отсроченном движении под музыку двух- и трех­голосного канона.

Народные пляски и современные танцевальные движения

Совершенствование движений, отработанных в предыдущие го­ды. Усложненные упражнения в координации движений рук и ног при исполнении отдельных па и разученных танцев. Расширение объема танцевальных движений.

Различные композиции движений из русского танца, танцев других народов, современных массовых танцев. Исполнение раз­личных разученных танцев.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• все изученные термины и названия.
Учащиеся должны уметь:

• выполнять любые гимнастические упражнения с предметами
и без них под музыку различного характера, темпа;

• отражать изменением движения любые изменения в характе­
ре, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;

• передавать на различных звучащих инструментах ритмичес­
кий рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;

• участвовать в инсценировании песен, в сценических изобра­
жениях музыкальных сказок;

• участвовать в различных композициях движений из разучен­
ных плясок и танцев.

Программы подготовки к школе детей

С задержкой психического развития

(подготовительный класс)

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Пояснительная записка

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружаю­щей природы и общества дети должны овладеть следующими уме­ниями и навыками:

• проводить наблюдения за изучаемыми объектами;

• осуществлять целенаправленный последовательный анализ
изучаемого конкретного предмета;

• сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;

• распределять практически и «в уме» предметы (их изображе­
ния) на группы по родовому признаку;

• называть группы однородных предметов (их изображений)
точными обобщающими словами;

• устанавливать простейшие причинно-следственные связи в
наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью
педагога.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном вы­боре видов деятельности детей.

При изучении каждой темы программы необходимо обеспе­чить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосред­ственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предме­тами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (на-стольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформиро­ванных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевои иг­ре, организуемой в свободное время воспитателем.

Первоначальные представления об изучаемых предметах и явле­ниях дети получают посредством наблюдений во время целенап­равленных прогулок и экскурсий.




6 Зак 943



Знания и представления, накопленные детьми в процессе на­блюдений и собственной практической деятельности, углубляются и систематизируются на последующих занятиях. При этом ребен­ку предъявляются самые разнообразные задания, например, опи­сать предмет, выделив его характерные (отличительные) признаки, или сравнить предмет с другими и выделить в нем признаки, суще­ственные для отнесения в ту или иную предметную категорию или группу.

Подготовка этих умений и навыков осуществляется при изуче­нии темы «Свойства предметов. Расположение предметов в про­странстве». Дети учатся различать основные и промежуточные цвета, узнают о сигнальной роли цвета (например, яркий красный цвет пожарной машины, запрещающий движение знак светофора, оранжевые жилеты ремонтников шоссейных и железных дорог и др.), учатся сравнивать предметы и группировать их по цвету, фор­ме, размеру.

Важную роль в формировании у детей этих умений играют ди­дактические игры. Необходимо подбирать такие игры или вклю­чать такие игровые элементы, которые будут направлены на реше­ние учебной задачи. В ином случае игра не выступает как средство обучения. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет».

Словесные дидактические игры (типа игры «Угадай по описа­нию») позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Перепутаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.

Систематически выполняя указанные задания, дети учатся пользоваться приобретенными знаниями, т.е. отбирать из всех сво­их знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Правильная организация деятельности детей шестого-седьмого года жизни состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно под­водить их к выполнению учебных заданий. По мере того как у де-

тей формируются познавательные интересы и они овладевают эле­ментами учебной деятельности, доля игрового метода обучения должна уменьшаться.

Дидактические игры, проводимые на занятиях воспитателем или педагогом-дефектологом, подготавливают детей к творческим сюжетно-ролевым играм.

Система работы по ознакомлению детей с окружающим ми­ром, осуществляемая в указанных направлениях (непосредствен­ные систематические наблюдения, предметно-практическая дея­тельность детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры), спо­собствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.

При составлении рассказов ребенок опирается на наглядный план или на опорные слова (в виде предметных картинок), предложен­ные педагогом. Сначала составляются рассказы о коллективной де­ятельности, например, «Как мы играли в «кошки-мышки», «Как мы кормили птиц», «Наш веселый праздник Новый год» и др. Рас­сказы на темы из собственного опыта к концу года каждый ребенок сможет составлять самостоятельно («Как я догадался, что наступи­ла весна», «Мамин праздник», «Когда распустилась верба» и др.).

Дальнейшая работа по развитию связной речи предполагает обучение детей/шсскозыванию по сюжетной картинеили серии по­следовательных картин и направлена на выработку следующих ос­новных умений:

• придумывать название картины или серии картин;

• определять время и место действия, изображенные на картине
(поздняя осень, ранняя весна; вечером, утром, в полдень; вдали,
вблизи, недалеко, перед, между, из-за и т.п.);

• устанавливать причинно-следственные связи, высказывать
суждения, выводы;

• передавать содержание картины в определенной последова­
тельности (охарактеризовать явления неживой и живой природы,
рассказать о действиях персонажей, сделать заключение);

• восстанавливать последовательность событий в серии сюжет­
ных картин;

• слушать внимательно ответы и рассказы своих товарищей,
уметь оценивать их с точки зрения логичности и последовательно­
сти изложения и использования выразительных средств языка.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию ре­чи являются не только средством расширения кругозора детей, ак-

тивизации их познавательной деятельности, но и одним из важней­ших условий коррекции психического развития ребенка, социаль­ного и нравственного воспитания.

Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем.

На прогулках систематически ведутся наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых лю­дей. Эти наблюдения планируются воспитателем совместно с пе-дагогом-дефектологом. В процессе наблюдений воспитатель ведет сопровождающую беседу. Наблюдения занимают не более 10 ми­нут. Важное значение имеют дидактические и подвижные игры, закрепляющие знания детей, полученные на занятиях («Найди де­рево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки» и т.п.).

Во время прогулок дети учатся ориентироваться на ближайших улицах, соблюдать правила дорожного движения, узнают, какие общественные здания расположены на улицах, кто в них работает, какую работу выполняет.

Программа

(2 занятия в неделю, всего 64 занятия)

Программа включает следующие основные разделы:

I. Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве.

II. Родная природа.

III.Знакомство с ближайшим окружением.

IV. Умственное развитие детей.

V. Речевое развитие детей.

VI. Обучение в игре.

Наши рекомендации