Ритмико-гимнастические упражнения
Различение на слух двух-, трех- и четырехдольных размеров, совершенствование движений под музыку со сменой метроритма. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения, с переходом от умеренного к быстрому или медленному темпу. Отражение хлопками и притопами ритмического рисунка мелодии, исполнение в беге, при ходьбе или поскоках несложных ритмических рисунков. Составление простых ритмических рисунков. Упражнения в равновесии с подниманием на носки, с различными движениями рук, с подниманием ноги, с закрытыми глазами.
Исполнение общеразвивающих упражнений в различных темпах, усложнение упражнений, способствующих развитию силы, гибкости, правильной осанки, расслаблению определенной группы мышц. Цепочки упражнений; упражнения со снарядами.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Понимание и передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен и ранее известных музыкальных пьес. Использование нотной грамоты при игре на инструментах. Исполнение канонов. Участие в ансамбле и в оркестре при исполнении различных ритмов в музыкальных произведениях.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
Совершенствование свободных и естественных движений под музыку разного характера. Импровизация движений на заданную тему. Передача различными формами движения динамики, мелодического и ритмического рисунка музыки, ее метроритма, темпа.
Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением. Инсценирование песен, сценическое изображение сказки.
1 Из расчета 2 ч в неделю.
Упражнения в отсроченном движении под музыку двух- и трехголосного канона.
Народные пляски и современные танцевальные движения
Совершенствование движений, отработанных в предыдущие годы. Усложненные упражнения в координации движений рук и ног при исполнении отдельных па и разученных танцев. Расширение объема танцевальных движений.
Различные композиции движений из русского танца, танцев других народов, современных массовых танцев. Исполнение различных разученных танцев.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• все изученные термины и названия.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять любые гимнастические упражнения с предметами
и без них под музыку различного характера, темпа;
• отражать изменением движения любые изменения в характе
ре, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;
• передавать на различных звучащих инструментах ритмичес
кий рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;
• участвовать в инсценировании песен, в сценических изобра
жениях музыкальных сказок;
• участвовать в различных композициях движений из разучен
ных плясок и танцев.
Программы подготовки к школе детей
С задержкой психического развития
(подготовительный класс)
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Пояснительная записка
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
• проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
• осуществлять целенаправленный последовательный анализ
изучаемого конкретного предмета;
• сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
• распределять практически и «в уме» предметы (их изображе
ния) на группы по родовому признаку;
• называть группы однородных предметов (их изображений)
точными обобщающими словами;
• устанавливать простейшие причинно-следственные связи в
наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью
педагога.
Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе видов деятельности детей.
При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (на-стольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).
Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевои игре, организуемой в свободное время воспитателем.
Первоначальные представления об изучаемых предметах и явлениях дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий.
6 Зак 943
Знания и представления, накопленные детьми в процессе наблюдений и собственной практической деятельности, углубляются и систематизируются на последующих занятиях. При этом ребенку предъявляются самые разнообразные задания, например, описать предмет, выделив его характерные (отличительные) признаки, или сравнить предмет с другими и выделить в нем признаки, существенные для отнесения в ту или иную предметную категорию или группу.
Подготовка этих умений и навыков осуществляется при изучении темы «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве». Дети учатся различать основные и промежуточные цвета, узнают о сигнальной роли цвета (например, яркий красный цвет пожарной машины, запрещающий движение знак светофора, оранжевые жилеты ремонтников шоссейных и железных дорог и др.), учатся сравнивать предметы и группировать их по цвету, форме, размеру.
Важную роль в формировании у детей этих умений играют дидактические игры. Необходимо подбирать такие игры или включать такие игровые элементы, которые будут направлены на решение учебной задачи. В ином случае игра не выступает как средство обучения. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет».
Словесные дидактические игры (типа игры «Угадай по описанию») позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря детей.
Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Перепутаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.
Систематически выполняя указанные задания, дети учатся пользоваться приобретенными знаниями, т.е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.
Правильная организация деятельности детей шестого-седьмого года жизни состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению учебных заданий. По мере того как у де-
тей формируются познавательные интересы и они овладевают элементами учебной деятельности, доля игрового метода обучения должна уменьшаться.
Дидактические игры, проводимые на занятиях воспитателем или педагогом-дефектологом, подготавливают детей к творческим сюжетно-ролевым играм.
Система работы по ознакомлению детей с окружающим миром, осуществляемая в указанных направлениях (непосредственные систематические наблюдения, предметно-практическая деятельность детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры), способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.
При составлении рассказов ребенок опирается на наглядный план или на опорные слова (в виде предметных картинок), предложенные педагогом. Сначала составляются рассказы о коллективной деятельности, например, «Как мы играли в «кошки-мышки», «Как мы кормили птиц», «Наш веселый праздник Новый год» и др. Рассказы на темы из собственного опыта к концу года каждый ребенок сможет составлять самостоятельно («Как я догадался, что наступила весна», «Мамин праздник», «Когда распустилась верба» и др.).
Дальнейшая работа по развитию связной речи предполагает обучение детей/шсскозыванию по сюжетной картинеили серии последовательных картин и направлена на выработку следующих основных умений:
• придумывать название картины или серии картин;
• определять время и место действия, изображенные на картине
(поздняя осень, ранняя весна; вечером, утром, в полдень; вдали,
вблизи, недалеко, перед, между, из-за и т.п.);
• устанавливать причинно-следственные связи, высказывать
суждения, выводы;
• передавать содержание картины в определенной последова
тельности (охарактеризовать явления неживой и живой природы,
рассказать о действиях персонажей, сделать заключение);
• восстанавливать последовательность событий в серии сюжет
ных картин;
• слушать внимательно ответы и рассказы своих товарищей,
уметь оценивать их с точки зрения логичности и последовательно
сти изложения и использования выразительных средств языка.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, ак-
тивизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.
Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем.
На прогулках систематически ведутся наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых людей. Эти наблюдения планируются воспитателем совместно с пе-дагогом-дефектологом. В процессе наблюдений воспитатель ведет сопровождающую беседу. Наблюдения занимают не более 10 минут. Важное значение имеют дидактические и подвижные игры, закрепляющие знания детей, полученные на занятиях («Найди дерево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки» и т.п.).
Во время прогулок дети учатся ориентироваться на ближайших улицах, соблюдать правила дорожного движения, узнают, какие общественные здания расположены на улицах, кто в них работает, какую работу выполняет.
Программа
(2 занятия в неделю, всего 64 занятия)
Программа включает следующие основные разделы:
I. Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве.
II. Родная природа.
III.Знакомство с ближайшим окружением.
IV. Умственное развитие детей.
V. Речевое развитие детей.
VI. Обучение в игре.