Ближайшее окружение человека (44 ч)
Предметы вокруг нас (7 ч)
Все предметы имеют цвет, форму, величину.
Определение сходства и различия между предметами на основе сравнения по определенному признаку. Предметы, одинаковые с образцом по форме и цвету, по форме и величине, той же формы, но другого цвета и величины. Словесное обозначение основных
Из расчета 2 ч в неделю. Распределение часов по темам ориентировочное.
свойств предметов. Составление группы предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, величине.
Материалы, из которых изготовлены окружающие предметы (бумага, дерево, стекло, пластмасса, резина, глина, металл). Предметы, одинаковые с образцом по материалу.
Расположение предметов в пространстве. Понимание и точное словесное обозначение пространственных отношений между реальными предметами: вверху — внизу, спереди — сзади, в середине, около, рядом, слева — справа, посередине, между, напротив, в одном ряду, один над (под) другим, один за (перед) другим. Воспроизведение на ограниченной плоскости (парте, магнитной доске, наборном полотне, листе бумаги) расположения реальных предметов (по образцу и словесному заданию). Умение объяснить на рисунке, узоре, схеме пространственное расположение предметов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• использовать в речи предметно-образные названия цветов;
определять цвет любого предмета с помощью «таблицы цветов»;
• правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для
определения простой формы реального предмета;
• определять размер предметов при их сравнении (больше —
меньше);
• воспроизводить пространственные отношения между предме
тами и объяснять соответствующими словами расположение одно
го предмета по отношению к другим;
• группировать предметы по цвету, форме, величине, материалу;
• определять сходство и различие между предметами на основе
сравнения по определенному признаку (роза красная — астра фио
летовая и т.п.).
Наша улица, наш дом (8 ч)
Название улицы, на которой находится дом ученика. Здания, расположенные на этой улице, их назначение (жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.).
Дом, в котором живет учащийся. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Бережное отношение к оборудованию дома, игровым площадкам во дворе. Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым и детям).
3 Зак 943
Профессия родителей. Труд и отдых в семье. Трудовые обязанности детей в семье. Техника, используемая в быту. Правила обращения с бытовой техникой.
Мебель и посуда, их применение в быту. Бережное отношение к предметам мебели и к посуде. Отличительные признаки двух-трех предметов мебели и посуды (по выбору учителя) — цвет, форма, величина, материал, назначение. Знание пяти—семи названий предметов, относящихся к бытовой технике, мебели и посуде. Умение распределить 15-20 предметов бытовой техники, мебели и посуды (их изображение) по соответствующим группам.
Режим дня школьника. Личная гигиена. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения), соблюдение правил противопожарной безопасности.
Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Их охрана и уход за ними.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• точное название и назначение отдельных предметов мебели и
посуды, бытовой техники.
Учащиеся должны уметь:
• определять простую форму предметов и их частей;
• различать предметы мебели и посуды по материалу, из которо
го они сделаны;
• отнести четыре-пять наименований мебели, посуды, бытовой
техники к соответствующим обобщающим словам;
• выделять мебель, посуду и бытовую технику из других предме
тов быта; дифференцировать понятия мебель — бытовая техника,
мебель — посуда;
• рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам
учителя, задавать такие же вопросы однокласснику;
• составить рассказ из трех-четырех предложений по сюжетной
картине «Семья».
Наша школа, наш класс (7 ч)
Школьное здание. Части здания снаружи и внутри. Название и назначение комнат: класс, столовая, кабинет врача, библиотека, спортивный зал, биологический кабинет (живой уголок). Расположение класса, спальни, игровой, столовой, спортивного зала.
Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Вежливое обращение к работникам школы, к одноклассникам. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей.
Оборудование помещения: учебные принадлежности, мебель, учебные пособия, настольные игры. Соблюдение правил поведения в классе, столовой, спальне и других помещениях школы. Бережное отношение к школьному имуществу, учебным книгам. Учебные вещи, предназначенные для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда; их названия. Умение правильно отнести к обобщающим словам: учебные вещи, игрушки, школьная мебель пять-шесть наименований предметов.
Режим дня. Знание правил личной гигиены школьника, гигиены зрения, сна, приема пищи. Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
• названия школьных комнат, название и назначение школьно
го оборудования;
• названия конкретных предметов, относящихся к учебным ве
щам, школьной мебели, спортивным принадлежностям.
Учащиеся должны уметь:
• описать свой класс, игровую комнату, спальню по данному
плану;
• распределять на соответствующие родовые группы предметы,
относящиеся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным
: принадлежностям.
Наш город (село) (15 ч)
Название своего города (села). Наш город (село) — часть Российской Федерации. Другие города России. Главная площадь и улица родного города. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Поведение детей на улице. Правила перехода улицы.
Транспорт города (села). Отличительные признаки трех-четырех видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Название профессий (шоферы, мойщики, механики и др.). Правила по-
ведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Правила выхода из общественного транспорта и обхода его при переходе через улицу. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Транспорт (водный, воздушный, наземный), связывающий город и село (автобус, железная дорога, самолет, пароход и др.). Правила перехода через железнодорожный переезд.
Средства связи: телефон, телеграф, почта.
Труд людей, живущих в городе (селе). Названия предприятий, на которых работают родственники учащихся; основная продукция этих предприятий.
Строительство новых домов в городе (селе). Труд людей, работающих на строительстве. Профессии строителей (каменщик, маляр, плотник и др.) и некоторые виды работ, выполняемых ими. Рабочие инструменты. Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Охрана природы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• названия главной площади и главной улицы своего города (се
ла), названия других городов;
• названия предприятий, на которых работают родители уча
щихся, продукции, выпускаемой этими предприятиями, точные
названия профессий родителей;
• названия конкретных предметов, относящихся к пассажир
скому транспорту, рабочим инструментам.
Учащиеся должны уметь:
• рассказать о характере деятельности людей в связи с их про
фессиями;
• соблюдать правила поведения на улице и в общественных ме
стах.
Наша страна (7 ч)
Российская Федерация — наша страна. Народы нашей страны. Столица нашей Родины. Другие города страны.
Труд людей. Природные богатства нашей страны. Парки, скверы, леса, поля, реки, озера и др. Ознакомление с особенностями труда людей на полях, заводах, фабриках, в шахтах, учреждениях.
Великие соотечественники, прославившие нашу страну. Знаменитые певцы, поэты, писатели, артисты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• названия двух-трех городов, одной-двух рек;
• название своей страны.
Учащиеся должны уметь:
• рассказать о своем знаменитом земляке.
Природа вокруг нас(24 ч)
Сезонные изменения в природе (10 ч)
Наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей.
Времена года. Последовательность времен года. Летние, осенние, зимние и весенние месяцы.
Лето. Характерные признаки: высокая температура воздуха, летние дожди, грозы, роса. Растения летом: внешний вид, цветение, созревание плодов и ягод. Жизнь птиц, домашних и диких животных летом. Летний труд людей в саду, огороде, поле ( выращивание овощей, цветов, уход за растениями сада и огорода, сенокос, уборка летнего урожая).
Осень. Характерные признаки ранней и поздней осени в сравнении с признаками лета (сокращение продолжительности дня, похолодание, длительные дожди, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, увядание трав и цветов, листопад, исчезновение насекомых, отлет птиц). Труд людей в саду и на огороде.
Зима. Дальнейшее сокращение продолжительности дня, зимние морозы, снегопад (метель, вьюга, пурга), замерзание водоемов. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Условия жизни диких животных в сравнении с жизнью домашних животных.
Весна. Увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход, весенние дожди и грозы. Набухание почек, распускание листьев и кустарников. Появление раннецветущих растений (мать-и-мачеха, одуванчик и др.). Прилет птиц. Появление насекомых. Труд людей в саду и на огороде (в сравнении с трудом людей осенью).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• названия и последовательность времен года;
• названия летних, осенних, зимних и весенних месяцев.
Учащиеся должны уметь:
• рассказывать о погоде двух дней, характеризуя объекты в оп
ределенной последовательности;
• рассказывать об отдельных характерных периодах времен года
(золотая осень, период листопада, поздняя осень, январские моро
зы, февральская метель, март — весна света, май — весна цветов и
зеленой травы).
Растения (8 ч)
Деревья, кустарники, травянистые растения, различия по величине, форме и окраске их частей.
Деревья и кустарники сада: два-три вида ягодных кустарников. Характерные отличительные признаки этих растений (толщина и высота ствола, расположение и толщина ветвей; окраска и поверхность коры; форма и величина листьев, цвет, форма, окраска плодов и ягод).
Растения огорода: три—пять видов овощных растений, их отличительные признаки. Изменения в жизни растений в зависимости от сезонных изменений.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды. Овощи, фрукты, ягоды — продукты питания. Необходимость этих продуктов для укрепления здоровья людей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• названия нескольких растений, указанных в программе;
• названия некоторых овощей, фруктов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
• рассказывать об основных отличительных признаках несколь
ких растений;
• различать понятия: овощи — фрукты — ягоды,распределяя на
соответствующие группы изображения конкретных предметов.
Животные (6 ч)
Звери и их детеныши. Названия семи—десяти видов зверей, распространенных в данной местности. Описание внешних отличительных признаков двух-трех видов зверей.
Зимующие и перелетные птицы. Названия пяти-шести видов птиц, распространенных в данной местности. Внешний вид, где живут, чем питаются. Составление рассказа-описания одной-двух птиц.
Животные ближайшего водоема (реки, озера): рыбы, насекомые, внешний вид, чем питаются. Умение рассказывать по заданному плану о насекомых и рыбах, за которыми проводились наблюдения.
Отнесение отдельных животных к обобщающим понятиям: звери, птицы, насекомые, рыбы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• рассказывать об основных опознавательных признаках не
скольких животных;
• различать обобщающие понятия, распределяя на соответству
ющие группы изображения животных и растений.
Ill класс(68 ч)1
Введение(1 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); материальная культура (предметы, изделия и сооружения, созданные человеком).
Ближайшее окружение человека(28 ч)
Предметы и объекты вокруг нас (20 ч)
Предметы и объекты, созданные трудом человека. Одежда, обувь, головные уборы. Мебель, посуда, бытовая техника. Книги. Произведения искусства. Фабрики. Заводы. Общественные учреж-
1 Из расчета 2 ч в неделю. Распределение часов по темам ориентировочное.
дения (аптеки, магазины, детские сады и школы, поликлиники, музеи, театры, цирки, концертные залы и т.п.), находящиеся в данной местности. Исторические сооружения, являющиеся общенациональным достоянием. Орудия труда, используемые на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Современные орудия труда (машины, приборы, инструменты). Машины-автоматы. Орудия труда, использовавшиеся в прошлом.
Бережное отношение к предметам и объектам, созданным человеком.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• по пять-шесть названий предметов, относящихся к предметам
быта и труда человека; уметь распределять их на группы и категории;
• исторические сооружения своей местности, края, республи
ки, являющиеся национальным достоянием.
Учащиеся должны уметь:
• рассказать о наиболее распространенных общественных уч
реждениях;
• соблюдать правила поведения в общественных учреждениях.
Россия — нашаРодина (8 ч)
Любовь человека к Родине. Родной край - частица Родины. Отличительные особенности родного края: исторические достопримечательности, труд и быт людей, культурные учреждения, знаменитые люди родного края.
Крупнейшие города России. Москва - крупнейший современный экономический и культурный центр России, столица нашей Родины. Санкт-Петербург — северная столица России. Исторические памятники Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Русский музей, крейсер «Аврора» и др.).
Россия — многонациональная страна. Герб и флаг России. Гимн России. Конституция — основной закон России. Наша Родина на карте мира. Крупнейшие города России на карте Родины. Историческое прошлое нашей Родины. Как Русь начиналась. Древняя Русь. Крещение Руси. Культура Древней Руси1.
1 Другие исторические события раздела «История Отечества» (курс «Введение в историю» изучается на уроках истории в V классе).
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Древние города — «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возник и строился город Петра I.
Правители Древнерусского и Российского государства.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• название основного закона страны;
• национальности народов, населяющих Россию (не менее
трех);
• права ребенка;
• государственную символику современной России.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры исторических и культурных памятников
страны;
• рассказывать о достопримечательностях родного края (не ме
нее трех);
• рассказывать о родной стране, столице.