Ближайшее окружение человека (44 ч)

Предметы вокруг нас (7 ч)

Все предметы имеют цвет, форму, величину.

Определение сходства и различия между предметами на основе сравнения по определенному признаку. Предметы, одинаковые с образцом по форме и цвету, по форме и величине, той же формы, но другого цвета и величины. Словесное обозначение основных

Из расчета 2 ч в неделю. Распределение часов по темам ориентировочное.

свойств предметов. Составление группы предметов (их изображе­ний), одинаковых по цвету, форме, величине.

Материалы, из которых изготовлены окружающие предметы (бумага, дерево, стекло, пластмасса, резина, глина, металл). Пред­меты, одинаковые с образцом по материалу.

Расположение предметов в пространстве. Понимание и точное словесное обозначение пространственных отношений между ре­альными предметами: вверху — внизу, спереди — сзади, в середине, около, рядом, слева — справа, посередине, между, напротив, в одном ряду, один над (под) другим, один за (перед) другим. Воспроизведе­ние на ограниченной плоскости (парте, магнитной доске, набор­ном полотне, листе бумаги) расположения реальных предметов (по образцу и словесному заданию). Умение объяснить на рисун­ке, узоре, схеме пространственное расположение предметов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

• использовать в речи предметно-образные названия цветов;
определять цвет любого предмета с помощью «таблицы цветов»;

• правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для
определения простой формы реального предмета;

• определять размер предметов при их сравнении (больше —
меньше);

• воспроизводить пространственные отношения между предме­
тами и объяснять соответствующими словами расположение одно­
го предмета по отношению к другим;

• группировать предметы по цвету, форме, величине, материалу;

• определять сходство и различие между предметами на основе
сравнения по определенному признаку (роза красная — астра фио­
летовая и т.п.).

Наша улица, наш дом (8 ч)

Название улицы, на которой находится дом ученика. Здания, расположенные на этой улице, их назначение (жилые дома, мага­зины, школы, детские сады и др.).

Дом, в котором живет учащийся. Оборудование дома (лифт, мусоро­провод). Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Бережное отно­шение к оборудованию дома, игровым площадкам во дворе. Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым и детям).

3 Зак 943



Профессия родителей. Труд и отдых в семье. Трудовые обязан­ности детей в семье. Техника, используемая в быту. Правила обра­щения с бытовой техникой.

Мебель и посуда, их применение в быту. Бережное отношение к предметам мебели и к посуде. Отличительные признаки двух-трех предметов мебели и посуды (по выбору учителя) — цвет, форма, величина, материал, назначение. Знание пяти—семи названий предметов, относящихся к бытовой технике, мебели и посуде. Уме­ние распределить 15-20 предметов бытовой техники, мебели и по­суды (их изображение) по соответствующим группам.

Режим дня школьника. Личная гигиена. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения), соблюдение правил про­тивопожарной безопасности.

Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травяни­стые растения). Их охрана и уход за ними.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• точное название и назначение отдельных предметов мебели и
посуды, бытовой техники.

Учащиеся должны уметь:

• определять простую форму предметов и их частей;

• различать предметы мебели и посуды по материалу, из которо­
го они сделаны;

• отнести четыре-пять наименований мебели, посуды, бытовой
техники к соответствующим обобщающим словам;

• выделять мебель, посуду и бытовую технику из других предме­
тов быта; дифференцировать понятия мебель — бытовая техника,
мебель — посуда;

• рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам
учителя, задавать такие же вопросы однокласснику;

• составить рассказ из трех-четырех предложений по сюжетной
картине «Семья».

Наша школа, наш класс (7 ч)

Школьное здание. Части здания снаружи и внутри. Название и назначение комнат: класс, столовая, кабинет врача, библиотека, спортивный зал, биологический кабинет (живой уголок). Располо­жение класса, спальни, игровой, столовой, спортивного зала.

Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Вежливое обращение к работни­кам школы, к одноклассникам. Ответственное отношение к пору­чениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей.

Оборудование помещения: учебные принадлежности, мебель, учебные пособия, настольные игры. Соблюдение правил поведе­ния в классе, столовой, спальне и других помещениях школы. Бе­режное отношение к школьному имуществу, учебным книгам. Учебные вещи, предназначенные для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда; их названия. Умение правильно отнести к обобщающим словам: учебные вещи, игрушки, школьная мебель пять-шесть наименований предметов.

Режим дня. Знание правил личной гигиены школьника, гигие­ны зрения, сна, приема пищи. Правильная посадка за партой (сто­лом), правильная осанка.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

• названия школьных комнат, название и назначение школьно­
го оборудования;

• названия конкретных предметов, относящихся к учебным ве­
щам, школьной мебели, спортивным принадлежностям.

Учащиеся должны уметь:

• описать свой класс, игровую комнату, спальню по данному
плану;

• распределять на соответствующие родовые группы предметы,
относящиеся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным
: принадлежностям.

Наш город (село) (15 ч)

Название своего города (села). Наш город (село) — часть Рос­сийской Федерации. Другие города России. Главная площадь и улица родного города. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Поведение детей на улице. Правила перехода улицы.

Транспорт города (села). Отличительные признаки трех-четырех видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Назва­ние профессий (шоферы, мойщики, механики и др.). Правила по-

ведения детей в транспорте. Остановки общественного транспор­та. Правила выхода из общественного транспорта и обхода его при переходе через улицу. Особенности движения по мокрой и скольз­кой дороге.

Транспорт (водный, воздушный, наземный), связывающий го­род и село (автобус, железная дорога, самолет, пароход и др.). Пра­вила перехода через железнодорожный переезд.

Средства связи: телефон, телеграф, почта.

Труд людей, живущих в городе (селе). Названия предприятий, на которых работают родственники учащихся; основная продук­ция этих предприятий.

Строительство новых домов в городе (селе). Труд людей, работа­ющих на строительстве. Профессии строителей (каменщик, ма­ляр, плотник и др.) и некоторые виды работ, выполняемых ими. Рабочие инструменты. Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Охрана природы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• названия главной площади и главной улицы своего города (се­
ла), названия других городов;

• названия предприятий, на которых работают родители уча­
щихся, продукции, выпускаемой этими предприятиями, точные
названия профессий родителей;

• названия конкретных предметов, относящихся к пассажир­
скому транспорту, рабочим инструментам.

Учащиеся должны уметь:

• рассказать о характере деятельности людей в связи с их про­
фессиями;

• соблюдать правила поведения на улице и в общественных ме­
стах.

Наша страна (7 ч)

Российская Федерация — наша страна. Народы нашей страны. Столица нашей Родины. Другие города страны.

Труд людей. Природные богатства нашей страны. Парки, скве­ры, леса, поля, реки, озера и др. Ознакомление с особенностями труда людей на полях, заводах, фабриках, в шахтах, учреждениях.

Великие соотечественники, прославившие нашу страну. Знамени­тые певцы, поэты, писатели, артисты.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• названия двух-трех городов, одной-двух рек;

• название своей страны.
Учащиеся должны уметь:

• рассказать о своем знаменитом земляке.

Природа вокруг нас(24 ч)

Сезонные изменения в природе (10 ч)

Наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и жи­вотных, трудом людей.

Времена года. Последовательность времен года. Летние, осен­ние, зимние и весенние месяцы.

Лето. Характерные признаки: высокая температура воздуха, летние дожди, грозы, роса. Растения летом: внешний вид, цвете­ние, созревание плодов и ягод. Жизнь птиц, домашних и диких животных летом. Летний труд людей в саду, огороде, поле ( выра­щивание овощей, цветов, уход за растениями сада и огорода, сено­кос, уборка летнего урожая).

Осень. Характерные признаки ранней и поздней осени в сравне­нии с признаками лета (сокращение продолжительности дня, по­холодание, длительные дожди, изменение окраски листьев на де­ревьях и кустарниках, увядание трав и цветов, листопад, исчезно­вение насекомых, отлет птиц). Труд людей в саду и на огороде.

Зима. Дальнейшее сокращение продолжительности дня, зимние морозы, снегопад (метель, вьюга, пурга), замерзание водоемов. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Условия жиз­ни диких животных в сравнении с жизнью домашних животных.

Весна. Увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледо­ход, весенние дожди и грозы. Набухание почек, распускание лис­тьев и кустарников. Появление раннецветущих растений (мать-и-мачеха, одуванчик и др.). Прилет птиц. Появление насекомых. Труд людей в саду и на огороде (в сравнении с трудом людей осе­нью).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• названия и последовательность времен года;

• названия летних, осенних, зимних и весенних месяцев.
Учащиеся должны уметь:

• рассказывать о погоде двух дней, характеризуя объекты в оп­
ределенной последовательности;

• рассказывать об отдельных характерных периодах времен года
(золотая осень, период листопада, поздняя осень, январские моро­
зы, февральская метель, март — весна света, май — весна цветов и
зеленой травы).

Растения (8 ч)

Деревья, кустарники, травянистые растения, различия по вели­чине, форме и окраске их частей.

Деревья и кустарники сада: два-три вида ягодных кустарников. Характерные отличительные признаки этих растений (толщина и высота ствола, расположение и толщина ветвей; окраска и поверх­ность коры; форма и величина листьев, цвет, форма, окраска пло­дов и ягод).

Растения огорода: три—пять видов овощных растений, их отли­чительные признаки. Изменения в жизни растений в зависимости от сезонных изменений.

Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды. Овощи, фрукты, ягоды — продукты питания. Необходимость этих продуктов для укрепления здоровья людей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• названия нескольких растений, указанных в программе;

• названия некоторых овощей, фруктов, ягод.
Учащиеся должны уметь:

• рассказывать об основных отличительных признаках несколь­
ких растений;

• различать понятия: овощи — фрукты — ягоды,распределяя на
соответствующие группы изображения конкретных предметов.

Животные (6 ч)

Звери и их детеныши. Названия семи—десяти видов зверей, рас­пространенных в данной местности. Описание внешних отличи­тельных признаков двух-трех видов зверей.

Зимующие и перелетные птицы. Названия пяти-шести видов птиц, распространенных в данной местности. Внешний вид, где жи­вут, чем питаются. Составление рассказа-описания одной-двух птиц.

Животные ближайшего водоема (реки, озера): рыбы, насекомые, внешний вид, чем питаются. Умение рассказывать по заданному плану о насекомых и рыбах, за которыми проводились наблюдения.

Отнесение отдельных животных к обобщающим понятиям: зве­ри, птицы, насекомые, рыбы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

• рассказывать об основных опознавательных признаках не­
скольких животных;

• различать обобщающие понятия, распределяя на соответству­
ющие группы изображения животных и растений.

Ill класс(68 ч)1

Введение(1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); материальная культу­ра (предметы, изделия и сооружения, созданные человеком).

Ближайшее окружение человека(28 ч)

Предметы и объекты вокруг нас (20 ч)

Предметы и объекты, созданные трудом человека. Одежда, обувь, головные уборы. Мебель, посуда, бытовая техника. Книги. Произведения искусства. Фабрики. Заводы. Общественные учреж-

1 Из расчета 2 ч в неделю. Распределение часов по темам ориентировочное.

дения (аптеки, магазины, детские сады и школы, поликлиники, музеи, театры, цирки, концертные залы и т.п.), находящиеся в дан­ной местности. Исторические сооружения, являющиеся общена­циональным достоянием. Орудия труда, используемые на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Совре­менные орудия труда (машины, приборы, инструменты). Маши­ны-автоматы. Орудия труда, использовавшиеся в прошлом.

Бережное отношение к предметам и объектам, созданным чело­веком.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• по пять-шесть названий предметов, относящихся к предметам
быта и труда человека; уметь распределять их на группы и категории;

• исторические сооружения своей местности, края, республи­
ки, являющиеся национальным достоянием.

Учащиеся должны уметь:

• рассказать о наиболее распространенных общественных уч­
реждениях;

• соблюдать правила поведения в общественных учреждениях.

Россия — нашаРодина (8 ч)

Любовь человека к Родине. Родной край - частица Родины. От­личительные особенности родного края: исторические достопри­мечательности, труд и быт людей, культурные учреждения, знаме­нитые люди родного края.

Крупнейшие города России. Москва - крупнейший современ­ный экономический и культурный центр России, столица нашей Родины. Санкт-Петербург — северная столица России. Историче­ские памятники Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Русский музей, крейсер «Аврора» и др.).

Россия — многонациональная страна. Герб и флаг России. Гимн России. Конституция — основной закон России. Наша Родина на карте мира. Крупнейшие города России на карте Родины. Истори­ческое прошлое нашей Родины. Как Русь начиналась. Древняя Русь. Крещение Руси. Культура Древней Руси1.

1 Другие исторические события раздела «История Отечества» (курс «Введение в историю» изучается на уроках истории в V классе).

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Ка­лита, Дмитрий Донской. Древние города — «Золотое кольцо» Рос­сии. Достопримечательности древних городов. Как возник и стро­ился город Петра I.

Правители Древнерусского и Российского государства.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• название основного закона страны;

• национальности народов, населяющих Россию (не менее
трех);

• права ребенка;

• государственную символику современной России.
Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры исторических и культурных памятников
страны;

• рассказывать о достопримечательностях родного края (не ме­
нее трех);

• рассказывать о родной стране, столице.

Наши рекомендации