Обучение грамоте и развитие речи
Введение
В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе.
В рамках дифференцированного подхода к обучению для детей, испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ, в школах открываются коррекционные классы различных наименований.
В связи с этим резко возросла потребность в разработке учебно-методических материалов, реализующих обучение таких детей на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Указанный принцип предполагает установление причин отставания в общем развитии ребенка и определяет стратегию фронтального и индивидуального обучения при комплексном воздействии специалистов, обеспечивающих коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта.
Организация коррекционных классов для детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития (ЗПР) различного характера, эффективна при реализации следующих принципов:
• единства диагностики и коррекции;
• коррекционно-развивающей направленности образователь
ного процесса;
• индивидуализации обучения;
• комплексного воздействия на развитие познавательной сферы
и эмоционально-волевых качеств личности, сохранение и укреп
ление здоровья учащихся.
Реализация указанных принципов осуществляется в системе коррекционно-развивающего обучения, рекомендованной к внедрению Министерством образования Российской Федерации.
Системой коррекционно-развивающего обучения предусматривается:
• комплектование коррекционных классов только на основа
нии заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и зачисление в такие классы с согласия родителей (за
конных представителей);
• обучение по программам, сохраняющим основное содержание
общеобразовательных школ, но учитывающим индивидуальные
особенности учащихся и специфику усвоения учебного материала;
• психологическое и специальное педагогическое (логопедиче
ское и дефектологическое) сопровождение учащихся в ходе обра
зовательного процесса;
• отслеживание динамики работоспособности учащихся, состо
яния их здоровья и социальной адаптации;
• ориентация на интеграцию большинства учащихся в общий
поток после II и IV классов;
• пролонгирование коррекционно-развивающего обучения в
V—IX классах для учащихся, не готовых к интегрированному обу
чению в традиционной системе общеобразовательных классов;
• максимальный охват дошкольников с ЗПР специализирован
ной помощью с использованием разнообразных организационных
форм, включая специальные коррекционные группы для детей с
ЗПР, группы кратковременного пребывания, а также подготови
тельные классы в специальных (коррекционных) школах 7 вида;
• обеспечение преемственности между дошкольной и началь
ной ступенями общего образования.
До настоящего времени при обучении детей с ЗПР в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО), классах выравнивания (KB), классах компенсирующего обучения (КО) используются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов КРО I и III вариантов комплектования, т.е. с началом обучения во II классе при I варианте комплектования (II—IV классы) и с двухгодичным сроком обучения при III варианте (I—II классы).
Наиболее распространенным вариантом комплектования с открытием дошкольных групп для детей с ЗПР является II вариант (I—IV классы)1.
Предлагаемые программы для II варианта комплектования коррекционных учреждений VII вида и классов в общеобразовательных школах обеспечивают преемственность между дошкольной и
1 Из четырех вариантов программ, разработанных для детей с трудностями в обучении, в настоящем сборнике представлен II вариант программ, предназначенный для детей, у которых задержка психического развития выявлена в дошкольном возрасте или после начала обучения в общеобразовательной школе в шестилетнем возрасте. В системе коррекционно-развивающего обучения эти дети осваивают курс начальной ступени образования за четыре года.
начальной ступенями образования, так как строятся на единых современных подходах к воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.
Программы для II варианта комплектования (I—IV классы) написаны авторским коллективом под руководством С.Г.Шевченко, создавшим стабильные типовые программы для детей сЗПР1иШ вариантов комплектования (1996, 1998, 2000) и программы дошкольного воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР (2003, 2004), в составе: РД.Тригер (Русский язык), Ю.А.Костенкова (Литературное чтение), С.Г.Шевченко (Окружающий мир), Г.М.Капустина (Математика), Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова (Трудовое обучение), Е.Н.Морсакова (Физическая культура), Н.А.Цыпина (Ритмика).
В сборник включены также программы подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для 6-7-летних детей, ранее не обучавшихся и обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению или оказавшихся недостаточно подготовленными после пребывания в дошкольной группе для детей с ЗПР. Авторы программ подготовительного класса — С.Г.Шевченко (Ознакомление с окружающим миром и развитие речи), РД.Тригер (Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте), И.Н.Волкова (Ознакомление с художественной литературой), Г.М.Капустина (Развитие элементарных математических представлений).
Преимуществом II варианта комплектования является то, что дети диагностируются в более раннем по сравнению с I вариантом возрасте и своевременно направляются в систему коррекционно-развивающего обучения. Адекватные особенностям детей условия обучения позволяют избежать стойких неуспехов в учебе и свести к минимуму негативное воздействие на формирование личности ребенка.
Учебные предметы Классы I II III IV Русский язык как государственный2 8555 Литературное чтение -433 Окружающий мир (ознакомление с окружающим 2222 миром и развитие речи) Изобразительное искусство 1111 Музыка 1111 Физкультура 2222 Математика (математика и конструирование) 4444 Трудовое обучение 2222 Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальные занятия общеразвиваю-щей и предметной направленности, в том числе ритмика3 5455 Максимальная нагрузка учащихся, (ч) 25 25 25 25 |
Русский язык
Пояснительная записка
При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
В начальном обучении русскому языку предусматриваются:
•максимальное внимание к развитию фонематического вос
приятия, формированию звукового анализа и синтеза;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения
и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем
мире;
• развитие связной речи: формирование и совершенствование
умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и
разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
воспитание интереса к родному языку;
• формирование навыков учебной работы;
• развитие приемов умственной деятельности, необходимых
для овладения программой русского языка: умения наблюдать,
сравнивать и обобщать языковые явления.
Программа по русскому языку включает разделы: «Обучение грамоте», «Фонетика и графика», «Морфология» (части речи, состав слова), «Синтаксис и пунктуация».
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.
Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
• преподносить новый материал предельно развернуто;
• отводить значительное место практической деятельности обу
чающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;
• систематически повторять пройденный материал для закреп
ления изученного и полноценного усвоения нового;
• уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомле
ния с окружающим миром;
• предварять выполнение письменных заданий анализом язы
кового материала с целью предупреждения ошибок;
• уделять должное внимание формированию культуры обще
ния;
• находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похва-'
лить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные дей- ^
ствия и умения вызвали одобрение учителя).
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным! подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, | целенаправленности при выполнении заданий.
Программа
I класс(240 ч)1
Выявление знаний и умений (3 ч). Умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно выделять их из слова, составлять предложения, знание букв, умение читать слоги и слова, состояние звукопроизношения, умение ориентироваться на листе бумаги.
Умение готовить рабочее место, выполнять задания учителя, обращенные ко всем ученикам, отвечать на вопросы.
Обучение грамоте(68 ч)2
Звуки речи. Различение звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков. Гласные звуки [а], [о], [ы], [у], [и], их артикуляция, звучание. Термин гласный звук, условно-графическое обозначение гласных звуков. Выделение гласных звуков в словах, уточнение значения слов.
Согласные звуки, их артикуляция, звучание. Сравнение артикуляции гласных и согласных звуков. Термин согласный звук. Сопоставление парных согласных звуков по артикуляции и звучанию (твердые и мягкие; звонкие и глухие). Термины твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Условно-графическое обозначение твердых и мягких согласных звуков. Выделение согласных звуков в словах, уточнение значений слов.
1 Из расчета 8 ч в неделю.
2 Программа обеспечивается учебником-тетрадью «Звуки речи, слова, предло
жения — что это?» Ч. 1, 2, 3 (авторы — Р.Д. Тригер, Е.В.Владимирова).
16
Последовательное выделение звуков1. Условно-графическая схема звукового состава слова. Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из двух гласных (ау, уа), в односложных словах без стечения согласных (типаже, мак), в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа осы); в двусложных и многосложных словах, состоящих из открытых слогов (тшарука, кубики);в двусложных и многосложных словах с закрытым и открытым слогами (типа утка, игрушки), в односложных и двусложных словах со стечением согласных в слоге (типа мост, брат, шнурки, спорт).
Самопроверка правильности выполнения задания.
Соотношение звука и буквы. Две функции буквы И: обозначает звук [и], обозначает мягкость находящегося перед ней согласного (непосредственные наблюдения учеников).
Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в моделях звукового состава слов, термины гласный звук под ударением, безударный гласный звук.
Слово, предложение. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Термины слово, предложение. Устные упражнения в составлении нераспространенных и распространенных предложений.
Понимание, о ком, о чем говорится в предложении, что говорится о нем. Составление предложений, в которых используются предлоги в, на, за, над, под, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (типа: много тетрадей, коробка конфет) и существительных творительного падежа (типа: любуюсь Москвой; кормлю зерном). Образование форм множественного числа от имен существительных единственного числа и наоборот.
Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчетливое произнесение целого предложения. Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух—четырех предложений. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение семантики слов. Составление моделей предложений, составление предложе-
1 В 1-м классе не следует проводить звуковой анализ и синтез слов с йотированными гласными, безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными в слабой позиции. Список слов, рекомендуемых для звукового анализа, дан в пособии «Подготовка к обучению грамоте» (автор — Р.Д.Тригер).
ний по готовым схемам. Речевая этика. Культура общения. Уточнение и расширение словарного запаса, предметная отнесенность слов, их правильное произнесение.
Подготовка к обучению каллиграфии*. Правильная посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме. Подготовка руки к письму: упражнения для пальцев и кисти руки; обводка контуров овалов, полуовалов, волнистых, прямых линий, штриховка, обучение правильному движению руки по строке, рисование и раскрашивание узоров, орнаментов в пределах тетрадной строки, письмо элементов букв.
Состав слова.
Корень и окончание. Однокоренные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Термины корень слова, окончание.
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Умение пользоваться школьным орфографическим словарем.
Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках (е-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-, про-,с-) и в созвучных с ними предлогах. Способы различения приставки и предлога. Термины приставка, предлог. Образование однокоренных слов при помощи приставок. Выделение приставки из слова. Разделительный твердый знак (ъ).
Раздельное написание со словами предлогов в, из, к, на, от,по, с, У.
Суффикс. Вычленение суффиксов в простых по составу словах. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Термин суффикс. Подбор однокоренных слов с приставками и суффиксами.
Части речи
Устные упражнения, направленные на систематизацию и уточнение знаний, полученных во II классе об имени существительном, глаголе, имени прилагательном на материале рассказов детей об их непосредственных впечатлениях и представлениях о предметах и явлениях природы и социальной жизни, почерпнутых из литературных произведений.
Из расчета 5 ч в неделю.
Имя существительное: его значение, грамматические вопросы начальной формы. Род имен существительных: мужской, женский, средний. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, вещь — плащ и т.п.).
Изменение имен существительных по числам: единственное и множественное число.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). Знание падежей. Умение различать падежи. Практическое изменение имен существительных при сочетании с другими словами. Преобразование косвенных падежей имен существительных в начальную форму. Составление предложений с существительными, стоящими в различных падежах. Выделение изученных орфограмм, проверка безударных гласных и парных глухих и звонких согласных в корне слов.
Имя прилагательное: его значение, вопросы, на которые оно отвечает. Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ни, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Изменение имен прилагательных по падежам.
Глагол: его значение, вопросы, на которые он отвечает. Практические упражнения в употреблении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Употребление слов в прямом и переносном значении. Использование школьного толкового словаря.
Зак 943 33
Связная речь1
Письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе; написание просьбы, извинения; изложение текста; описание животного, растения; написание рассказа по серии картин или по картине, изложения, сочинения.
Чистописание2 Коррекция и совершенствование графических навыков письма.
Литературное чтение
Пояснительная записка
Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:
• формирование фонематического восприятия, звукового ана
лиза и синтеза;
• формирование, закрепление и постепенное совершенствова
ние навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и вы
разительного чтения вслух и про себя;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения
и дифференциации непосредственных впечатлений и представле
ний, полученных при чтении;
• формирование умений полноценно воспринимать литератур
ное произведение в его эмоциональном, образном и логическом
единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-во
левой сферы детей;
• развитие нравственных и эстетических представлений и
чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего во
ображения, коррекция личностного развития ребенка;
• преодоление недостатков в развитии речи учащихся, форми
рование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
• развитие и расширение первоначальных знаний и представле
ний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта
ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познаватель
ной активности;
• привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.
Программа по литературному чтению содержит следующие разделы: «Тематика чтения»; «Умения и навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Тематика чтенияопределяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Обучение чтению ведется по комплекту «Родная речь» (сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).
При работе по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие — использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.
Умения и навыки чтения, работа над текстом.Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.
При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.
Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения рабо-
тать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного.
Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов.
Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий.
Правильное восприятие текста связано с творческим и воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения.
На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению.
Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение,для которого в первые два года обучения выделяется по одному уроку в неделю, а в IV классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:
• знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенны
ми для детского чтения, и с их авторами;
• воспитание читательской активности и любознательности;
• расширение и углубление знаний, получаемых в классе по
другим предметам;
• развитие индивидуальных интересов и склонностей;
• обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги
для чтения;
• предоставление учащимся детской литературы, входящей в
круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разно
образии;
• формирование интереса к книгам и положительного отноше
ния к самостоятельному чтению.
Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания.
В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-попу-
лярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека.
Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие у учащихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обучения грамоте, классного чтения, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.
В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки-устные журналы, конференции и т.п.
Программа
И класс(136 ч)1
Тематика чтения.Произведения устного народного творчества — стихи, песни, загадки, считалки и потешки, сказки; небольшие по объему художественные произведения писателей и поэтов прошлого и современности — в соответствии с текстами учебной книги (для классного чтения) и в отдельном красочном издании (для вне-классного чтения). Традиционная тематика детского чтения: картины родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь животных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба детей.
Умения и навыки чтения.Правильное, плавное, сознательное чтение вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту. Соблюдение ударений в слове, пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, при перечислении. Отчетливое произнесение слов, умение слушать чтение и рассказывание учителя.
Работа над текстом.Формирование знаний, необходимых для правильного восприятия произведений: знание названия произведения и фамилии его автора, последовательности событий; умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного; найти в тексте подтверждение своему ответу или отрывок по предлагаемому зада-
Из расчета 4 ч в неделю.
нию; различать действующие лица и оценивать их поступки; составлять рассказ по воображению на основе прочитанного, устно рисовать «словесную картину» — описание по прочитанному; разделить текст на части по вопросам, определить с помощью учителя основную мысль прочитанного, пересказать содержание.
Формирование речевых умений в связи с чтением: умение находить в выделенном отрывке меткие слова или выражения, ярко характеризующие героя, природу, события, определять их значение и объяснять, почему это слово выбрано автором, как оно характеризует героя; различать простейшие случаи многозначности слова (крошка сын — крошка хлеба); близко к тексту и выразительно пересказывать сказку, басню в прозе, рассказ; связно передавать свои наблюдения за природой.
Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге: умение находить задания и вопросы к читаемому произведению, выполнять их с помощью учителя; по названию находить произведение в оглавлении и на нужной странице книги.
Наблюденияза сезонными изменениями в природе и труде людей в разное время года по изучаемым произведениям (в соответствии с программой курса «Окружающий мир»).
Экскурсиив природу, на близлежащие предприятия и к памятным местам для приобретения непосредственных впечатлений, подготавливающих к восприятию читаемых текстов.
Формирование умений самостоятельно работать с книгой(проводится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Воспроизведение по вопросам содержания самостоятельно прочитанных произведений. Ориентировка в группе книг (из двух—четырех) для определения темы произведения и выбора книги по заданной теме. Знание основных элементов книги: переплет (обложка), корешок, страницы; названий нескольких детских книг, фамилий детских писателей.
Окружающий мир
Пояснительная записка
Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по 2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи.
«Окружающий мир» — курс интегрированный. Основная цель его — формирование у обучающихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе. Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в I—II классах начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, школе, городе).
При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:
• расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных
возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
• обогащение жизненного опыта детей путем организации не
посредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе
предметно-практической и продуктивной деятельности;
• систематизация знаний и представлений, способствующая
повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему
усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
• уточнение, расширение и активизация лексического запаса,
развитие устной монологической речи;
• улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной
памяти, активизация познавательной деятельности;
• активизация умственной деятельности (навыков планомерно
го и соотносительного анализа, практической группировки и
обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из
ближайшего окружения ученика);
• систематизация знаний и навыков в междисциплинарных об
ластях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика,
труд).
Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития,
создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа — общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей умения:
• вести непосредственные наблюдения за отдельными предме
тами и явлениями окружающего мира;
• задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о про
веденных наблюдениях;
• проводить сравнение двух и более предметов с установлением
их общих и отличительных признаков;
• рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего
окружения по определенному плану;
• делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под ру
ководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;
• составлять высказывания из трех—пяти сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести
устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
• усваивать навыки правильного общения и поведения со свер
стниками и взрослыми из ближайшего окружения.
В программу «Окружающий мир» в каждый год обучения включаются два раздела:
1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас»,
«Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (се
ло)», «Наша страна»).
2. Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе»,
«Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»).
Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.
При изучении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления.
На основе многократных действий с предметами учащиеся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изображениями, на уроках используются разнообразные виды продуктивной деятельности — аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.
Изучение тем «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна» направлено на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о предметах быта и труда, наиболее распространенных общественных учреждениях, транспорте города (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни, с трудом людей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о члена