УРОК 1. Представление участников

УРОК 1. Представление участников

А. Мои самые любимые: блюдо, напиток, школьный предмет, телепрограмма, вид спорта, книга, персонаж.

Б. Мои сильные стороны и таланты.

У каждого человека есть сильные стороны и таланты. Для меня это – дела, которые я делаю хорошо и с удовольствием. Вот некоторые из них: ……

В. Проверь, что относится к твоим сильным сторонам или талантам:

Чтение, произношение, письмо, обращение с компьютером, математика, история, науки, факты на твою любимую тему, конструирование, контакт с животными, воображение, знание, способность быть другом, другое…..

Г. Что во мне хорошего

Тело – мои физические качества

Мышление – мои интеллектуальные качества

Характер – какой я человек

Д. Есть ли у вас особенная область интересов, в которой вы разбираетесь почти что на уровне эксперта? Какая это область?

Чувство радости

Наше настроение переменчиво. Одно из приятных настроений – радость. Попробуем изучить чувство радости.

А. Когда вы чувствуете себя особенно счастливым?

Б. Как вы думаете, что может заставить вас почувствовать себя счастливым?

В.Как мы узнаем, что мы в данный момент счастливы?

Что у вас написано на лице, о чем вы думаете в такой момент, насколько вы энергичны в такой момент, как двигается ваш тело, как изменяется голос

Г.Игра с веревкой (часть 1). Растяните веревку – положение на ней показывает, насколько счастливым вы чувствуете себя в той или иной ситуации. На одном конце –небольшая радость, на другом – огромная радость и счастье.

1. Вам позволили завтра не приходить в школу.

2. Вы получили «пятерку» за выполненное задание.

3. Вас пригласили на день рождения.

4. Вы нашли 100 руб.

5. Мама сказал, что любит вас.

Д. Игра с веревкой (часть 2). Разместите на веревке следующие слова, описывающие разные уровни радости в зависимости от интенсивности переживания.

Счастье, гордость, надежда, оживление, воодушевление, трепет, экстаз, веселье, любовь, восторг, удовлетворенность, удовольствие, бодрость, … …

Чувство спокойствия.

А. Еще одно переживание – спокойствие.

Слова могут выражать разные уровни спокойствия. Разместите их, как в предыдущей игре, на определенной месте веревки.

Спокойствие, безопасность, расслабление, безмятежность, удовлетворенность, релаксация, комфорт, легкость, невозмутимость, мирный настрой, мягкость, умиротворенность. …

Б. Как ваше тело демонстрирует расслабленность?

Что происходит с сердечным ритмом, дыханием, позой. Речью, движениями, мыслями, жестами?

В. В каких ситуациях вы чувствуете себя расслабленно и что вам помогает испытать это переживание?

Г. Упражнение на расслабление. Физический метод—через дыхание и мускулатуру. Психологический метод – через воображение и самовнушение.

Объяснение заданий

Что может доставлять мне радость: в моей комнате, в моей квартире, в моей семье, от моих знакомых, от меня самого, от компьютера, от выходных, каникул … …

Дневник радости. В течение следующей недели отмечайте все случаи, когда вы были особенно счастливы и почему. Может быть, и для кого-то еще те же самые события столь же радостны?

Отмечайте случаи, когда вы смогли кому-то помочь почувствовать радость и как именно вы этого достигли.

Сделайте свою «Книгу удовольствий»

Записывайте в блокнот те дела, занятия, мысли и переживания, которые позволяют вам почувствовать себя счастливым. Кратко объясните, почему вы от этого счастливы. Сюда могут входить любимые занятия и идеи, переживания, связанные с любимой едой, запахом, ощущением, звуком или пейзажем.

Коллекция портретов расслабленных людей

Из журналов, газет и т.п. вырежьте фотографии людей в состоянии релаксации, опишите, почему они так расслаблены и оцените их состояние по школе от 1 до 10(полное расслабление).

Коллекция расслабляющих картинок

Сделайте сами картинки или возьмите фотографии сцен, ситуаций и т.д., которые оказывают на вас расслабляющее действие, когда вы просто смотрите на них. Картинки должны быть достаточно маленькими и прочными, чтоб можно было их носить в кармане, размером примерно с кредитную карту. Постарайтесь сами придумать по крайней мере три такие картинки.

Чувство тревоги

Иногда мы ощущаем тревогу, страх, беспокойство. Если что-то из перечисленного ниже заставляет вас тревожиться, оцените степень тревоги в баллах от 1 до 10 (где 10 – наиболее высокий уровень тревоги).

Вас дразнят в школе; в классе новый учитель, замещающий знакомого вам; бессонница; кто-то вас умышленно тычет сзади в классе во время урока; вас укусила ядовитая змея или паук; вы допустили ошибку в контрольной работе; вас тошнит; вы слышите неприятные звуки, например….; вы чувствуете вкус определенной еды, например…; определенные сновидения; одиночество; плач; вас отругал учитель за что-то; нужно выбрать что-то; то, что другие люди думают о вас; приготовление уроков; вы задержаны полицейскими; вы идете в школу; вы на игровой площадке; у вас нет друзей; вы выглядите глупо; призраки; вы попали в больницу; вас вызвали к директору школы; вы находитесь на высоком обрыве; вы находитесь в плотной толпе людей; гроза; ваши родители ругаются друг с другом; микробы; затруднение дыхания; медицинское обследование; что-то другое.

Урок 2.

Почему мы чувствуем тревогу

А). Что происходит с нашим телом, с нашими мыслями, когда мы чувствуем тревогу?

-- частота сердцебиения;

-- дыхание;

-- мускулатура;

-- поза;

-- лицо;

-- речь;

-- мысли.

Б) Игра: Что с нами происходит когда мы чувствуем тревогу.

Решите, что из ниже перечисленного именно для вас является знаком возникающих переживаний тревоги, испуга, беспокойства, страха.

Потные ладони, комок в горле, участившееся сердцебиение, плач, быстрое дыхание, чувство злости, бессилие в руках, головная боль, ощущение «нервности», улыбчивость, зевота, расширившиеся глаза, насморк, сонливость, напряжение в мышцах, боль в животе, дрожь в коленях, стучание зубов, дрожь в голосе, чувство головокружения, радостные мысли, чувство силы, кожный зуд, кашель, сухость во рту, отрыжка, чихание, «гусиная кожа», покраснение, моргание, смех, необходимость пойти в туалет, расслабленность, хлопки руками…

Когда я чувствую тревогу.

Подумайте о времени или о ситуации, когда вам было очень тревожно. Нарисуйте на листе бумаги контур своей фигуры. Запишите на контуре, как тревога влияет на: частоту сердцебиения, дыхание, мускулатуру, позу, лицо (мимику), речь, а также на ваши мысли – для этого используйте «пузыри с мыслями», для нескольких мыслей можно нарисовать несколько пузырей.

А теперь поставьте оценку вашей тревоги в разных ситуациях от 1 (чуть-чуть тревожно) до 10 (состояние паники). Объясните, как вы справлялись с переживанием тревоги. Что вы делали или говорили? Помогал ли вам кто-то, и если да, то как? Запишите.

6. Сумка эмоциональных инструментов (для починки чувств)

У вас дома, может быть, есть сумка с самыми разными инструментами, чтоб ремонтировать что-то в доме. Точно так же мы можем представить сумку с особыми инструментами, чтобы наводить порядок в наших чувствах. Обычно в наборе инструментов есть молоток. Мы можем представить в виде молотка, работа с которым требует много физических сил, двигательную активность, для которой нужно много физических сил и которая может «отремонтировать» чрезмерное переживание тревоги. Другой инструмент в наборе – щётка для удаления пыли. То, что помогает вам расслабиться, похоже на такую щётку.

Домашнее задание по занятию 2.

Подумайте, какие «физические инструменты» (виды двигательной активности) или «расслабляющие инструменты» (приёмы релаксации) помогают вам чувствовать себя менее тревожно. На одном листе запишите то, что помогает или могло бы помочь вам. Для записей на другом листе опросите членов своей семьи, знакомых, какие идеи или «инструменты» помогают им. Возможно, вы смогли бы использовать эти инструменты («одолжить» их).

УРОК 3.

Урок 4.

Упражнение «Термометр».

А. Встаньте у растянутой веревки, которая показывает «температуру» вашей тревоги. Ваше положение должно выражать уровень вашей тревоги или беспокойства в следующих ситуациях:

--вас вызвали в кабинет директора

--ваш учитель сегодня отсутствует, и его заменили совершенно незнакомым для вас учителем

-- двое мальчишек, которые вас обычно дразнят, приближаются к игровой площадке, на которой вы находитесь.

Б. Подумайте о ситуациях, когда вы чувствуете себя чуть-чуть тревожно. Какие это ситуации?

Урок 6.

1. Вспомните самое главное, что обсуждалось на 5ом занятии.

2. Обсудите Социальные истории каждого участника и список «мыслей-противоядий».

3. Поделитесь своими стратегиями. Выберите какие-то другие тревожные для вас ситуации – опишите их и поместите на вашем «термометре».

4. Решите, какие именно «инструменты» вы можете использовать из вашего «ящика».

А) Инструменты-разновидности двигательной активности

Б) Расслабляющие инструменты

В) Социальные нструменты

Г) Мыслительные инструменты

Д) Другие виды инструментов

5. Напишите Социальную историю, которая может вам помочь разобраться в ситуации и подсказать вам план действий.

6. Запишите идеи, которые вы можете высказать себе и которые могут стать «противоядием» к «ядовитым мыслям».

Указания для педагога.

Центральные темы.

Занятие 1 – Введение. Сильные стороны и таланты. Чувство счастья. Чувство расслабленности.

Занятие 2. – Почему мы чувствуем тревогу. Герои, которые переживают тревогу. Время, когда я переживал тревогу. Ящик эмоциональных инструментов – физические инструменты и расслабляющие инструменты

Занятие 3. – Эмоциональные инструменты. Социальные, мыслительные, другие типы инструментов. Неподходящие инструменты.

Занятие 4. – Практическое применение «набора инструментов».

Занятие 5. – Социальные истории. Противоядия к «ядовитым мыслям».

Занятие 6. – Обмен стратегиями.

УРОК 1. Представление участников

А. Мои самые любимые: блюдо, напиток, школьный предмет, телепрограмма, вид спорта, книга, персонаж.

Б. Мои сильные стороны и таланты.

У каждого человека есть сильные стороны и таланты. Для меня это – дела, которые я делаю хорошо и с удовольствием. Вот некоторые из них: ……

В. Проверь, что относится к твоим сильным сторонам или талантам:

Чтение, произношение, письмо, обращение с компьютером, математика, история, науки, факты на твою любимую тему, конструирование, контакт с животными, воображение, знание, способность быть другом, другое…..

Г. Что во мне хорошего

Тело – мои физические качества

Мышление – мои интеллектуальные качества

Характер – какой я человек

Д. Есть ли у вас особенная область интересов, в которой вы разбираетесь почти что на уровне эксперта? Какая это область?

Чувство радости

Наше настроение переменчиво. Одно из приятных настроений – радость. Попробуем изучить чувство радости.

А. Когда вы чувствуете себя особенно счастливым?

Б. Как вы думаете, что может заставить вас почувствовать себя счастливым?

В.Как мы узнаем, что мы в данный момент счастливы?

Что у вас написано на лице, о чем вы думаете в такой момент, насколько вы энергичны в такой момент, как двигается ваш тело, как изменяется голос

Г.Игра с веревкой (часть 1). Растяните веревку – положение на ней показывает, насколько счастливым вы чувствуете себя в той или иной ситуации. На одном конце –небольшая радость, на другом – огромная радость и счастье.

1. Вам позволили завтра не приходить в школу.

2. Вы получили «пятерку» за выполненное задание.

3. Вас пригласили на день рождения.

4. Вы нашли 100 руб.

5. Мама сказал, что любит вас.

Д. Игра с веревкой (часть 2). Разместите на веревке следующие слова, описывающие разные уровни радости в зависимости от интенсивности переживания.

Счастье, гордость, надежда, оживление, воодушевление, трепет, экстаз, веселье, любовь, восторг, удовлетворенность, удовольствие, бодрость, … …

Чувство спокойствия.

А. Еще одно переживание – спокойствие.

Слова могут выражать разные уровни спокойствия. Разместите их, как в предыдущей игре, на определенной месте веревки.

Спокойствие, безопасность, расслабление, безмятежность, удовлетворенность, релаксация, комфорт, легкость, невозмутимость, мирный настрой, мягкость, умиротворенность. …

Б. Как ваше тело демонстрирует расслабленность?

Что происходит с сердечным ритмом, дыханием, позой. Речью, движениями, мыслями, жестами?

В. В каких ситуациях вы чувствуете себя расслабленно и что вам помогает испытать это переживание?

Г. Упражнение на расслабление. Физический метод—через дыхание и мускулатуру. Психологический метод – через воображение и самовнушение.

Объяснение заданий

Что может доставлять мне радость: в моей комнате, в моей квартире, в моей семье, от моих знакомых, от меня самого, от компьютера, от выходных, каникул … …

Дневник радости. В течение следующей недели отмечайте все случаи, когда вы были особенно счастливы и почему. Может быть, и для кого-то еще те же самые события столь же радостны?

Отмечайте случаи, когда вы смогли кому-то помочь почувствовать радость и как именно вы этого достигли.

Наши рекомендации