Групповая игровая коррекция нарушений поведения
Теоретическое введение
В настоящее время очень многие родители приводят своих детей в психологические центры с жалобами не только на трудности в учебе, но и на проблемы эмоционального характера, нарушения поведения в семье и школе. В результате дети без выраженных когнитивных нарушений, без диагностированной отчетливой неврологической или психиатрической патологии вынуждены многократно менять школу или даже переходить на домашнее обучение.
Анализируя жалобы обращавшихся в наш центр родителей, можно сказать, что нарушения поведения, с которыми чаще всего обращаются — это повышенная тревожность, агрессивность, гиперактивность детей, и в очень редких случаях встречались аутичные дети. Прослеживается некоторая взаимосвязь жалоб родителей и возраста детей. Но во всех случаях это такие формы поведения ребенка, которые не позволяют ему адекватно взаимодействовать с социумом.
Основные проблемы, на которые жалуются родители, заключаются в неумении детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими, т. е., в конечном счете, в нарушениях общения, представляющих реальную опасность для здоровья личности и полноценного развития детей (Глозман, 2002).
Группа — это идеальная обстановка для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Стремление детей к обществу других детей естественно, в подростковом возрасте межличностное общение становится ведущей деятельностью ребенка, но далеко не всегда коммуникативные умения оказываются достаточно сформированными к подростковому, не говоря уже о младшем школьном возрасте. И представляя условия для общения таким детям, можно помочь им раскрыть и преодолеть препятствия, блокирующие этот естественный процесс.
Формы общения детей друг с другом также складываются постепенно, как и все прочие личностные качества. Надо только, призывает А. С. Спиваковская (1981), дать возможность детям побольше играть, побольше участвовать в коллективной деятельности с другими ребятами. Только опыт коллективных отношений, опыт подчинения и руководства может воспитать у детей способность к самостоятельности, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых случаях противостоять внушению и подавлению. Именно неуверенность в себе чаще всего лежит в основе упрямства и плохого поведения ребенка. Он, не зная более адекватных способов, так добивается признания своей значимости и в собственных глазах, и в глазах окружающих детей и взрослых.
Надо иметь в виду, что отношения детей в игре могут быть так же сложны и противоречивы, так же изменчивы и нестабильны, как и взрослые взаимоотношения с людьми в реальной жизни (Спиваковская, 1981). Так как подобные умения формируются у ребенка только в социальной среде, являются продуктом общения с взрослыми и со сверстниками, эффективная коррекция нарушений социального взаимодействия возможна только в группе.
Потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от других детей. Обратная связь позволяет членам группы контролировать и исправлять свое неадекватное поведение. Группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы и средства. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование Я-концепции, с развернутого многогранного образа «Я», уменьшение разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным, что является первичной и базовой образующей компетентности в общении), улучшается принятие себя и других, разрешаются внутренние психологические проблемы (Глозман, 2002; Ковалев, Петровская, Спиваковская, 1997; Куттер, 1998; Оклендер, 2000). В целом повышается коммуникативная компетентность участников. В процессе группового взаимодействия приходит осознание и принятие ценностей и потребностей других. В группе ребенок чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке ребенок может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения, развивают умение фиксировать и делать предметом рассмотрения актуально переживаемые эмоции, навыки социальной перцепции. Формируется «резонанс состояний: желание высказаться — желание выслушать; желание объяснить — желание понять» (Карпова, 1997, с. 124). Многие авторы специально разрабатывали игровые методы развития эмоциональной сферы ребенка (Минаева, 2000; Волкова, Филиппова, 2004).
Игра помогает находить решения в конфликтных ситуациях («трудный разговор», «опять двойка» и т. п.) в атмосфере доброжелательности и юмора. Дети повышенно чувствительны к интонации, а игра — незаменимое средство тренинга неречевого общения. Угадывание и изображение на групповых занятиях различных эмоциональных состояний способствует формированию способности к эмпатии и коммуникативной компетенций.
Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами, которые дают обратную связь. Опыт, приобретаемый в специально организованных группах, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Такие скрытые факторы, как социальное давление, манипулирование партнером, взаимовлияния, повседневно существующие в школе, в компании друзей, семье, осознаются, становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменения поведения. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир, способствовать личностному росту ребенка и коррекции его поведения.
Следует отметить, что методы активного социального обучения или социально-психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения у детей, восходят еще к идеям интенсивного общения у К. Роджерса (1951), его принципу «здесь и теперь», то есть анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. То есть, в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.
Группы тренинга общения — это своего рода обучающая лаборатория, где группа стремится определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами, найти новые стратегии и виды поведения.
Групповые игры эффективно способствуют развитию позитивных качеств взаимодействия в группе (эмпатия, доверие и др.), а также развитию дефицитарных регуляторных функций, таких как внимание, контроль поведения, двигательный контроль (особенно актуально это для детей младшего возраста).