Направления разрешения противоречий
Рассматривая организацию, осуществляющую ИАР, как некоторый фрагмент общества, занятый специфическим видом производства. В такой организации, как и во всяком обществе, можно ожидать проявления действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. В настоящее же время можно констатировать факт, что на современном этапе уровень развития производительных сил по ряду параметров уже не соответствует существующим производственным отношениям.
В ряде случаев внедрение автоматизированных информационно-аналитических систем комплексной поддержки деятельности информационно-аналитических служб способно создать предпосылки к решению комплекса проблем, проявляющихся в организационной сфере. Реализация этих предпосылок возможна при условии введения процедур учета результативности признаковой работы, внедрения систем электронного документооборота и автоматизированного синтеза ситуационных моделей, обеспечивающих оперативный доступ к моделям, первичным информационным материалам и обобщенной статистике потоков данных различной семантики (от интенсивности потоков сообщений до информационных материалов, классифицированным по принадлежности к конкретным рубрикам).
При этом ведение учета результативности при ведении информационной работы может осуществляться как на качественном, так и на количественном уровне при анализе потока заявок на модификацию/пополнение хранилища эталонных моделей — от уровня операций, связанных с пополнением тезауруса до уровня операций по модификации ситуационных моделей и эталонов функционирования объектов и источников.
Проблемы совершенствования методологической и специальной подготовки отчасти могут быть решены за счет предоставления аналитикам доступа к эталонным моделям объектов и источников, логико-структурным схемам, отражающим развитие ситуаций, и информационно-справочным материалам. Введение такой практики на межведомственном уровне способно расширить диапазон комплексных тематических исследований и создать предпосылки для создания комплексных ситуационных моделей, построенных на основе анализа разнородной информации, полученной в результате функционирования технологически неоднородных средств сбора информации.
Реализация подобных процедур возможна в рамках создания комплексной распределенной системы поддержки информационно-аналитической деятельности на базе новейших телекоммуникационных технологий. Анализ показывает, что работы в данном направлении интенсивно ведутся в системе информационно-аналитического обеспечения органов военного и государственного управления зарубежных государств, в частности — США, Великобритании и других.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ИАР
Пока свежо воспоминание об организационных аспектах ИАР, обратимся к технологиям, непосредственно связанным с организацией ИАР, а именно — к технологическому циклу ИАР. По существу, технологический цикл ИАР — это уже технология, поскольку представляет собой организованную во времени совокупность операций и методов, приводящую к получению заданного результата (информационной продукции). Приведем краткое описание этой технологии с краткими поэтапными комментариями, не прерывая нумерации пунктов:
1. Установление характера проблемы, описание проблемной ситуации (методики системного анализа и т. п.);
2. Синтез главной или глобальной цели как прямого следствия проблемной ситуации в управлении (технологии синтеза и анализа иерархии целей, анализ актов коммуникации, социальные технологии);
3. Уточнение целей исследования, стиля ИАР потребителя информационной продукции);
4. Установление первичного бюджета на проведение аналитического исследования.
Этим, как правило, завершается цикл бесплатных подготовительных работ. В принципе, уже в этот момент руководителю организации-исполнителя примерно известен перечень сотрудников и информационных ресурсов, которые потребуется привлечь к проведению исследований. Уже проведен ряд консультаций, импровизированное или достаточно серьезное совещание с сотрудниками. Наступает период ожидания ответных действий заказчика, определяющего то, насколько приемлемы для него условия, выдвинутые исполнителем.
Далее, если выбор сделан (то есть, бюджет утвержден или скорректирован), начинается следующая серия:
5. Формирование инициативной группы специалистов, назначение руководителя проекта или направления, НИР (методы синтеза организационных систем, методики СТ);
6. Декомпозиция цели в соответствии с характером проблемы: например, на функции, задачи и операции (метод дерева целей и задач);
7. Выявление целей организации-потребителя информационной продукции, нуждающихся в пополнении информационных ресурсов для их достижения;
8. Синтез целей информационной работы по направлениям, определяемым целями организации-потребителя информационной продукции:
- формирование гипотезы о возможном составе комплекса источников информации;
- формирование гипотезы о составе множества информативных признаков, их потенциальной информативности и достоверности;
- формирование гипотезы о составе репрезентативной (достаточной для решения задачи) выборки, в том числе включая период наблюдения феномена, количество измерений/сообщений;
9. Установление бюджета второго этапа исследований.
Стоп... Снова остановка и ожидание ответных действий заказчика. Заказчик еще не располагает детальным проспектом предстоящей работы по сбору информации, но может оценить затраты исполнителя на поисковые мероприятия, хотя конечный результат еще за горами. Возможно, заказчик возьмется перекраивать бюджет.
Передышка закончилась. Бюджет принят и исполнителю вновь предстоит напряженная работа. От нее зависит результативность всей последующей работы — если поисковые мероприятия окажутся неэффективными, то недоделки, скорее всего, лягут тяжелым бременем на бюджет исполнителя:
10. Выделение кадровых и иных ресурсов для производства
информационно-поисковых работ, постановка задачи на поиск информации;
11. Поиск источников информации с заданными свойствами;
12. Оценивание реальной информативности источников и отбор наиболее информативных;
13. Установление бюджета третьего этапа исследований.
Опять передышка. Заказчик снова решает, за что он готов заплатить. К этому времени уже известно, во что может вылиться закупка тех или иных информационных продуктов у сторонних организаций, имеются образцы, демонстрирующие качество этой продукции, разработаны «дешевая» и «дорогая» стратегии, а также есть система аргументов, выводящих заказчика на предпочтительный сценарий.
Бюджет принят. С этого момента исполнитель становится зависим от ценовой политики «смежников». Теперь бюджетные ограничения начинают напрямую сказываться на результативности этапа сбора информации; нельзя, не будучи уверенным в исходе отказаться от части источников. Вновь начинается работа:
14. Определение комплекта инструментария (средств) сбора информации и состава сил (кадрового обеспечения), необходимых для решения задачи сбора информации, постановка задачи на поиск информации;
15. Сбор и накопление данных, анализ представительности выборки;
16. Анализ непротиворечивости массива данных, полученных от одного источника;
17. Интеграция массивов данных, выявление противоречий и/или неполноты;
18. Проведение анализа на полном массиве, установление состояний объектов и систем, являющихся предметом аналитических исследований выделение тенденций и предельных показателей динамики;
19. Синтез модели объекта, системы и/или процесса;
20. Подготовка выводов и заключений о целях/конечных состояниях объектов и систем, достижимых без коррекции процесса/управляющих воздействий, синтез пространства альтернатив;
21. Установление бюджета заключительного этапа исследований.
Остановка перед выходом на финишную прямую. Уже сейчас заказчик может получить ответ на вопросы: «Что может быть, если все будет, как есть?», «Что может быть вообще?» и «Сколько будет стоить точное знание?». Возможно, что полученных сведений ему уже будет достаточно, и, если исполнитель вышел по завершении этапа «в ноль», то, возможно, ему придется «сесть на картотеку» в банке.
Но вот бюджет принят! Программисты и аналитики закупают килограммы молотого кофе («чистая арабика»), и начинается «последний бой»:
22. Определение критических точек, приложение управляющих воздействий к которым способно привести к максимальным подвижкам в направлении достижения целей управления;
23. Проведение имитационного моделирования;
24. Оценивание эффективности отдельных управляющих воздействий;
25. Синтез комплексных стратегий управления, оценивание эффективности и сравнительный анализ стратегий;
26. Подготовка отчетной документации;
27. Сдача/приемка информационной продукции.
Все, финиш! Программисты и аналитики ходят с красными кроличьими глазами и подумывают об отдыхе... Руководство вновь и вновь перекладывает по кучкам выручку, подсчитывая коэффициент трудового участия.
Комментарии излишни... единственное, что следует подчеркнуть, — это то, что всякая технология является в некотором смысле несовершенной и может быть улучшена. Те пункты в перечне, которые, по мнению авторов, нуждаются в раскрытии, мы рассмотрим далее в этой главе (несмотря на то, что с методологической точки зрения читатель уже достаточно вооружен для того, чтобы самостоятельно сформулировать перечень методов, которые могут быть использованы для решения задач того или иного этапа).