Цели и функции системы управления авиационным персоналом
При определении целей и задач управления персоналом (УП) не следует путать их с целями и задачами деятельности всей организации. К примеру, в литературе целью управления персоналом называется «повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях». Точнее было бы считать целью управления персоналом достижение определенного качества персонала, которое может обеспечить конкурентоспособность и стратегическое развитие предприятия.
Характерной особенностью системы управления персоналом в современных организациях является условное субъектно-объектное деление, так как сложно установить между ними границу в условиях социального партнерства, активного участия работников в управлении. В качестве объекта системы управления персоналом принято считать отдельных работников, рабочие группы, трудовой коллектив, на которых направлено управленческое воздействие. Под субъектом управления персоналом подразумевается линейный управленческий персонал (руководители все уровней) и функциональный аппарат (специалисты отдела кадров, ОТиЗ, службы социального развития и т.д.), осуществляющие руководство и реализующие на практике функции кадрового менеджмента. Кроме того, отдельные авторы в состав субъекта управления персоналом включают рабочие, профсоюзные и другие организации, выполняющие функции по сплочению коллектива, развитию творческой активности его членов, социальной защите работников, а также неформальных лидеров.
В социальной системе взаимодействие объекта и субъекта направлено на достижение конкретных целей и задач. Целеполагание системы УП представляет единство двух групп целей: экономических и социальных.
Экономические цели составляют основу системы целей и направлены на обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками для достижения приращения прибыли и конкурентных преимуществ.
Социальные цели сориентированы на удовлетворение социальных потребностей работников: обеспечение занятости, повышение качества трудовой жизни, профессиональное обучение и повышение квалификации, правовая защищенность, стимулирование творчества, организация отдыха, бытового и медицинского обслуживания, здоровый социально-психологический климат.
Эффективность системы УП определяется согласованностью экономических и социальных целей.
Основная цель системы управления персоналом заключается в рациональном формировании работоспособного трудового коллектива, использовании и развитии трудовых и творческих способностей работников для достижения поставленных целей организации и удовлетворения личных потребностей ее членов.
Названные цели современной системы управления персоналом в принципе подходят к деятельности любой организации, стремящейся выжить в рыночных условиях и занять достойное место в конкурентной борьбе. Но на практике при выработке целей предприятия необходимо учитывать специфику его деятельности. Так, основные цели предприятий гражданской авиации можно разделить на четыре группы:
Ø экономические– получение расчетной (приемлемой) величины прибыли от авиационных перевозок, специальных видов работ (авиахимические работы, аэрофотосъемка, тушение пожаров и т.д.) и услуг;
Ø научно-технические – обеспечение безопасности полетов, повышение производительности труда за счет совершенствования авиационного производства, авиационной техники и технологии;
Ø производственно-коммерческие - эффективное производство и реализация работ и услуг в необходимом объеме и с заданным качеством и сроками выполнения для достижения экономических целей, обеспечения договорных обязательств;
Ø социальные – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей авиаспециалистов.
В качестве генеральной цели обычно принято рассматривать экономическую цель (получение прибыли), которая достигается через реализацию научно-технической, производственно-коммерческой и социальной целей. К сожалению, в настоящее время в большинстве авиапредприятий и авиакомпаний наблюдается явная недооценка руководителями значимости социальных целей, что не только не способствует достижению экономической и других целей, но и является одной из главных причин низкой эффективности действующей системы управления авиационным персоналом.
Система целей является основой определения функций управления персоналом. Ранее многие функции, относящиеся к кадровой работе, были рассредоточены по разным управленческим службам предприятия. Современный системный подход к управлению персоналом заключается в интеграции всех функций, ориентированных на активизацию человеческого фактора в организации. Сегодня происходит расширение, усложнение, обновление кадровых функций, которые уже не ограничиваются только исполнительскими и учетно-оформительскими, а выполняют аналитические, образовательные, информационные задачи.
Среди многообразия функций управления персоналом выделим следующие:
· прогнозирование и планирование потребностей в персонале;
· анализ количественного и качественного состава персонала организации;
· организация подбора, профессионального отбора и найма работников;
· расстановка, передвижение и ротация работников;
· профессиональная и социальная адаптация новых работников в организации;
· анализ и проектирование рабочих мест;
· управление рабочим временем и условиями труда;
· деловая оценка персонала;
· управление высвобождением работников;
· разработка и реализация социальных программ;
· формирование кадрового резерва и работа с ним;
· профессиональное обучение и повышение квалификации работников;
· диагностика и разрешение конфликтов, трудовых споров;
· информационно-документационное обеспечение управления персоналом;
· организация оплаты и стимулирования труда работников;
· содействие улучшению социально-психологического климата в коллективе, развитию социального партнерства.
Итак, управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий (функций), которые тесно взаимосвязаны и образуют целостную функциональную систему, определяющую структуру управления персоналом.