III. Работа над новым материалом
На доску учитель вешает плакат с изображением геометрических фигур.
Учитель.Ребята, какие фигуры вы видите на плакате?
Дети. На плакате мы видим прямоугольники АВСD и LMNK и квадрат OPQE.
Учитель. Ребята, какие фигуры мы называем прямоугольниками?
Дети. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Учитель.Верно. А чем квадрат отличается от прямоугольника?
Дети. Квадрат – это тоже прямоугольник, у которого все стороны равны.
Учитель. Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о прямоугольниках и их свойствах, а о квадрате поговорим более подробно на следующем уроке. Ребята, какое свойство сторон прямоугольника мы с вами уже изучили?
Дети.Противоположные стороны прямоугольника равны.
Учитель. Если противоположные вершины В и D, А и С, L и N, К и М данных на плакате прямоугольников соединить отрезками, то мы получим диагонали прямоугольников: АС и BD, LN и KM.
Точка О – точка пересечения диагоналей АС и BD, а точка Е – точка пересечения диагоналей LN и КМ.
Учитель делает дополнительные построения на плакате и показывает образовавшиеся диагонали.
Учитель.Ребята, у вас чертеж таких же прямоугольников есть в учебнике на с. 16. Откройте учебники на этой странице и измерьте длину диагоналей АС и ВD. Какова их длина?
Дети. Их длина 6 см.
Учитель. Верно. Измерьте диагонали прямоугольника LMNK. Какова их длина?
Дети.Их длина 4 см.
Учитель.Молодцы. А какой вывод можно теперь по этим наблюдениям сделать?
Дети. Диагонали прямоугольника равны.
Учитель.Хорошо. Давайте теперь измерим и сравним длины отрезков, на которые делит диагонали прямоугольника точка их пересечения. Это отрезки АО и ОС, ВО и ОD. Что вы можете сказать о их длине?
Дети. Длина каждого из этих отрезков 3 см. Они равной длины.
Учитель.Измерьте теперь длину отрезков LЕ и ЕN, КЕ и ЕМ у прямоугольника KLMN. Что вы можете сказать об их длине?
Дети. Их длина тоже одинаковая – по 2 см.
Учитель.Верно. Какой вывод можно сделать?
Дети. Отрезки, которые получаются при пересечении диагоналей прямоугольников, равны.
Учитель. Молодцы. Давайте прочитаем еще раз правило об основных свойствах диагоналей прямоугольника на с. 16.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом
1. Решение примеров.
З а д а н и е 76.
Задание выполняется с комментированием. Дано решение двух примеров на деление столбиком с остатком и к ним проверка. Дети должны выполнить этапы проверки при делении с остатком.
После этого можно предложить выполнить учащимися задание 77 самостоятельно по вариантам: первые два примера – I вариант, последние два примера – II вариант.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке? Что повторяли?
Дети.На уроке мы познакомились со свойствами диагоналей прямоугольника и повторили деление с остатком и проверку к нему.
Домашнее задание:задания 78, 79; тетрадь № 1, с. 12, № 31–34.
У р о к 13
Свойство диагоналей квадрата
Цели: познакомить учащихся со свойством диагоналей квадрата; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Продолжите ряды чисел.
456, 466, 476, 486, …, …, …, … .
540, 530, 520, 510, …, …, …, … .
2.Найдите длину стороны прямоугольника и его периметр.
? см | 5 дм | ? м | ||||||||||
8 см2 | 2 см | 10 дм2 | ? дм | 18 м2 | 2 м | |||||||
3. Решите примеры.
16 : 8 – 0 · 5 + 7 ·1
0 : 5 + 2 · 9 – 40 : 5
55 : 1 + 1 · 3 + 497 · 0