Полномочия председателя исполнительного комитета
Статья 46. Председатель исполкома
1. Председатель исполкома областного уровня является руководителем исполнительной власти на территории соответственно области, города Минска.
Председатель исполкома базового уровня является руководителем исполнительной власти на территории соответственно города областного подчинения, района.
Председатель исполкома первичного уровня является руководителем исполнительной власти на территории соответственно сельсовета, поселка, города районного подчинения.
2. Председатель исполкома несет персональную ответственность за выполнение возложенных на исполком задач и функций, состояние дел на соответствующей территории.
3. Порядок назначения на должности и освобождения от должностей председателей исполкомов определяется Президентом. Председатели исполкомов утверждаются в должности соответствующими Советами.
4. В случае отсутствия председателя исполкома его функции осуществляет первый заместитель председателя исполкома, в случае отсутствия первого заместителя председателя исполкома – один из заместителей председателя исполкома, на которого согласно распределению должностных обязанностей возложено исполнение обязанностей председателя исполкома, если иное не предусмотрено Президентом.
В случае, если должность председателя исполкома первичного уровня является вакантной, председатель соответствующего исполкома базового уровня назначает лицо, временно исполняющее обязанности председателя исполкома первичного уровня до избрания в установленном порядке председателя соответствующего Совета. При этом за указанным лицом сохраняется прежнее место работы с оплатой труда по должности председателя соответствующего Совета, но не ниже средней заработной платы по прежнему месту работы.
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, несоблюдение установленных законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, председатель исполкома несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
Статья 47. Компетенция председателя исполкома
1. Председатель исполкома в своей деятельности руководствуется Конституцией, настоящим Законом и другими законами, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров и распоряжениями Премьер-министра, нормативными правовыми актами РОГУ, а также решениями вышестоящих исполкомов, распоряжениями их председателей, решениями соответствующих исполкома и Совета и других гос органов, принятыми в соответствии с их компетенцией.
2. Председатель исполкома в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
2.1. возглавляет исполком, руководит его работой, обеспечивает взаимодействие с соответствующим Советом;
2.2. представляет исполком во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
2.3. утверждает структуру и штаты исполкома, его структурных подразделений;
2.4. назначает на должности и освобождает от должностей работников соответствующего исполкома, заключает (продлевает, расторгает) трудовые договоры (контракты) с работниками исполкома, в отношении которых является нанимателем, в том числе с персоналом по охране и обслуживанию зданий, применяет к указанным работникам меры поощрения, дисциплинарного взыскания;
2.5. осуществляет общее руководство деятельностью организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы, назначает на должности, отстраняет от работы и освобождает от должностей их руководителей, заключает (продлевает, расторгает) с ними трудовые договоры (контракты), применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания;
2.6. назначает представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы;
2.7. распоряжается имуществом исполкома;
2.8. вносит в исполком, Совет и его органы предложения по вопросам местного значения и участвует в их рассмотрении;
2.9. организует работу исполкома по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, личному приему граждан и представителей юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений, осуществлению административных процедур;
2.10. осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;
2.11. заключает от имени исполкома гражданско-правовые договоры с юридическими и физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями;
2.12. заключает от имени исполкома соглашения, предусмотренные законодательством о труде;
2.13. создает постоянные и временные комиссии исполкома, определяет их полномочия и координирует работу;
2.14. делегирует свои отдельные полномочия заместителям председателя, управляющему делами исполкома, руководителям структурных подразделений исполкома, наделенных правами юридического лица;
2.15. организует работу по подготовке заседаний исполкома, ведет заседания, обеспечивает контроль за выполнением решений исполкома;
2.16. дает письменное разрешение на принятие решений исполкома по отдельным вопросам, не терпящим отлагательства, путем опроса и визирования членами исполкома проектов соответствующих решений;
2.17. приглашает на заседания исполкома представителей других исполнительных и распорядительных органов, Советов, республиканских органов государственного управления, иных организаций, органов территориального общественного самоуправления, а также граждан;
2.18. подписывает решения исполкома и протоколы заседаний исполкома;
2.19. руководит гражданской обороной на соответствующей территории, осуществляет контроль за организацией планирования и обеспечением выполнения мероприятий по территориальной обороне, может возглавлять комиссию по чрезвычайным ситуациям;
2.20. координирует на соответствующей территории работу по охране общественного порядка и прав граждан;
2.21. не реже одного раза в год представляет сессии Совета отчет о деятельности исполкома по вопросам, отнесенным к компетенции Совета;
2.22. осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.
53. Формы работы и управленческая деятельность местных исполнительных комитетовФормы работы исполнительных комитетов (местных администраций) делятся на два вида: организационно-правовые и управленческие.
Местные исполнительные комитеты и местные администрации являются коллегиальными органами. Коллегиальность реализуется в проведении заседаний исполнительных комитетов и местных администраций. Именно на заседании исполком (местная администрация) представлен как коллегиальный орган местного управления. Только здесь коллективно решаются многие наиболее важные вопросы, отнесенные к ведению исполнительного комитета (местной администрации). Коллегиальное обсуждение вопросов помогает найти наиболее правильные и целесообразные пути их решения, избежать ошибок, полнее учесть потребности людей. Однако коллегиальность ни в коей мере не снимает персональной ответственности с исполнителя за порученное дело. Наоборот, коллегиальность предполагает повышенную ответственность членов коллегии, которые, приняв решение, обязаны его сами реализовать.
В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» регулируются периодичность и правомочность заседаний исполнительного комитета (местной администрации). Так, в Законе закреплено правило о том, что «...заседания исполнительного комитета (местной администрации) созываются (проводятся) председателем исполнительного комитета (главой администрации) по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц». Подобное правило было предусмотрено уже в законах о местных Советах 1979г. Некоторые исполнительные комитеты, местные администрации (например, Минский горисполком, администрация Фрунзенского района г. Минска) в регламентах установили, что заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. В регламентах указываются и дни недели, в которые проводятся заседания. Установление такого порядка обеспечивает необходимую периодичность в работе коллегиального органа. Коллегиальность проявляется также при обсуждении вопросов на заседании и принятии решений. В обсуждении вопросов могут участвовать не только члены исполнительного комитета, но и присутствующие. Они могут вносить предложения об изменениях и дополнениях в проекты решений или об их доработке. Решения исполнительного комитета, местной администрации принимаются простым большинством голосов. На заседания вносятся вопросы, относящиеся к компетенции исполнительного комитета, местной администрации, а также вопросы, которые возникают в повседневной жизни и не могут быть решены единолично председателем (главой администрации), заместителями председателя (заместителями главы администрации) или структурными подразделениями исполкомов (местных администраций).
Законодатель устанавливает, что заседания правомочны тогда, когда на них присутствует не меньше двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета (местной администрации) и решение считается принятым, если проголосовало «за» простое большинство от установленного состава исполнительного комитета (местной администрации). Простое большинство составляет половина (50%) участников плюс один. Полномочия председателя исполнительного комитета (главы администрации) отдельно определены в указанном выше Законе. Единоначалие дополняет коллегиальность, способствует наилучшему и наибольшему ее проявлению. В деятельности исполнительных комитетов широко применяется и единоначалие, которое проявляется в повседневной работе председателя исполнительного комитета (главы местной администрации), их заместителей.
Управленческая деятельность выражается в правовой и неправовой формах. Конкретное проявление правовая форма находит в актах управления, издаваемых как коллегиально, так и единоначально. По Закону исполнительные комитеты (местные администрации) принимают решения, а председатели исполнительных комитетов (главы администраций) издают распоряжения. Однако термин «решение» не совсем подходит для названия правового акта. Решения принимаются любым органом государственного управления до их облечения в форму правового акта. Решение — это содержание правового акта. Для исполнительного комитета и местной администрации как коллегиальных органов общей компетенции более приемлем термин «постановление». В связи с этим правильно было бы внести соответствующие изменения в Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Решения исполнительных комитетов, местных администраций — акты коллегиальные. Они могут приниматься только на заседаниях коллегиального органа, т.е. исполнительного комитета (местной администрации). Решения исполнительных комитетов (местных администраций) по форме, по существу, ничем не отличаются от правовых актов иных органов государственного управления.
Решения подписываются двумя лицами: председательствующим на заседании и управляющим делами. В Законе предусмотрено подписание решений только председателем исполнительного комитета (главой администрации). В регламентах установлено, что необходимы две подписи. Кроме того, исполкому разрешается принятие решений по отдельным вопросам, не требующим обсуждения, по поручению председателя исполнительного комитета, путем опроса. В таком порядке решение считается принятым, если в опросе приняло участие не менее двух третей членов исполнительного комитета.
В Законе не оговаривается, какими могут быть решения по юридической силе. Фактически решения бывают нормативные и ненормативные, т.е. индивидуальные. Нормативные решения обладают большей юридической силой по сравнению с ненормативными. По форме между ними не имеется отличий. По содержанию индивидуальные решения индивидуализированы, имеют конкретного адресата. Нормативные решения обезличены, принимаются на неопределенный срок, содержат нормы права, определенные правилами поведения.
Распоряжения должны быть всегда индивидуальными актами. Они издаются председателем исполнительного комитета (главой администрации) по вопросам, не требующим коллегиального обсуждения (рассмотрения), а также в целях исполнения ранее принятых решений исполнительного комитета и относящимся к его компетенции. По юридической силе распоряжения ниже решений. По этой причине распоряжения не могут противоречить решениям, отменять или изменять их. Большинство распоряжений имеет внутриорганизационный характер. Распоряжения подписываются председателем исполнительного комитета (главой администрации).
На практике не исключаются распоряжения нормативного характера. Статьей 10 Закона председателю исполнительного комитета предоставлены такие полномочия, реализация которых вынуждает его издавать распоряжения нормативного характера. Например, все председатели исполнительных комитетов определяют структуру и штаты своего исполнительного комитета, его управлений, отделов и других (существующих) подразделений и вносят в них изменения, для чего издают распоряжения. Издавать другие виды правовых актов они не могут, поскольку не наделены подобным правом.
54. Правовой статус отделов, управлений и иных подразделений исполнительныхкомитетов как органов специального государственного управления
В местных исполнит комитетах создаются отделы, управления и структурные подразделения под иными названиями. Это специализир органы, которые непосредственно и конкретно занимаются руководством отдельными отраслями или сферами управления, выполняют конкрет аппаратные функции.
Они образуются под разными названиями: отделы, управления, головные управления, комитеты. В законодательстве отсутствуют критерии деления рассматр органов на отделы, управл и тд. Различие в назв этих органов объясняется объемом работы и кругом решаемых вопросов, внутренней структурой и численностью работников. Отделы находятся на более низком уровне. Из них могут состоять управления, из управлений – главные управления, а из главных управлений – комитеты.
Основными признаками отделов и управлений исполн комитета являются: 1. Организац обособленность, 2. Нахождение в штатном расписании исполкома, 3. Создаются исполкомом по согласованию с вышестоящим органом, 4. Предназначены для осуществления отраслевого управления, надведомственного управления, для осущ внутриорганизационной работы, 5. Перечень отделов и управлений определ самим исполкомом, с учетем Указа презид от 23.10.2006 "О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов"., 6. Находятся в двойном подчинении (исполкому и вышестоящим ОГУ), 7. Их правовой статус определяется самим исполкомом.
Отделы и управления являются органами местного управления. Они осуществляют специализированное управление. Организация работы отделов и управлений, формы их деятельности во многом схожи с исполкомами. В них осуществляется распределение обяз, составл планов работы, ведется работа по подготовке проектов правовых актов, и тп.
Органих-правовые форсы работы отделов и управлений несколько иные, чем исполкомов. Они строят свою деятельность на основе единоначалия. Во главе отделов и управлений стоят руководители, которые несут единоличную ответственность за деятельность этих органов. Завед отденами и начальники управлений наделены немалыми правами для обеспеч правильного функционирования этих органов. Они могут издавать приказы. Внутриорганизац отделы не могут самостоятельно вступать в правовые отношения с государственными органами и издавать правовые акты.
В целях исполнения актов вышестоящих органов отделы и управления могут издавать свои приказы, которые устанавливают конкретные задания и точные сроки исполнения для работников аппарата, руководителей подчиненных ему органов
Отделы и управления выполняют различные задания, исходящие от исполкомов. На них возлагается подготовка к заседаниям исполкомов проектов решений по вопросам их ведения.
В деятельности отделов и управлений единоначалие сочетается с коллегиальностью. Существуют разнообразные формы , обеспеч коллегиальное обсуждение наиболее важных вопросов. Одной из них являются постоянно действующие советы при отделах и управлениях. Советы отделов и управлений – это совещательные органы, в состав которых входят лица, обладающие спец знаниями, работающие в различных учреждениях, расположенных на территории ведения отдела, управления. В отделах управления облисполкомов образуются коллегии. Не нарушая принципа единоначалия коллегии, советы как совещательные органы помогают руководителям отделов и управлений в решении важных вопросов из компетенции, в том числе вопросов по руководству нижестоящими отраслевыми органами.