Виды полномочий совета министров по отраслям.

Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями. Совет Министров Республики Беларусь обладает полномочиями:

В экономической сфере:обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

В финансовой сфере:обеспечивает проведение единой финансовой политики;в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

В области науки, образования:обеспечивает проведение единой государственной политики;участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;

В области культуры, в сфере архивного дела:

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры;

В области здравоохранения:

· обеспечивает проведение единой государственной политики;

· обеспечивает разработку и реализацию государственных программ.

41. Форма работы Совета Министров.

Формы работы СовМин делятся на организационно-правовые и управленческие.

Организационно-правовые: СовМин - колегиальный орган, поэтому основной формой его работы является коллегиальность, проявляемая в проведении заседаний. Заседения СовМин проводятся не реже одного раза в 3 месяца, заседание считается правомочным, если в нем принимает участие более половины членов. Председателем на заседаниях является премьер-министр, имеет право председательствовать Президент. Заседания – основная форма деятельности СовМина, т.к. на них решаются основные направления внутренней и внешней политики. Одной из форм деятельности является Президиум СовМин. Его работа строится в форме заседаний, которые проводятся не реже 1 раза в месяц. Формой работы СовМина также является и опросный порядок принятия постановлений. Он состоит в том что в кулуарах выясняется мнение членов правительства, без рассмотрения их на заседаниях. Опрос выражается в форме визирования. Однако такой порядок принятия решений подвергается жёсткой критике. Коллегиальность работы СовМина тесно сочетается с единоличием, которое проявляется посредствам работы премьер-министра, его замов. Это необходимо для персональной ответственности за их работу и оперативного решения вопросов.

Управленческая деятельность СовМина проявляется в правовых и неправовых формах. Правовая форма проявл. в издании правовых актов, а неправовая – в организаторской работе и материально-технических действиях. СовМин издает: постановления, распоряжения, протокольные решения, указания, поруения. Рапоряжения, указания и поручения – правовые акты, которые принимаются единалично премьер-министром или его замами, постановления и протокольные решения принимаются коллегиально. Постановления – коллегиальные правовые акты, являющиеся нормативными. Распоряжения – правовые акты индивидуального ненормативного характера, издаваемые премьер-министром. Протокольные решения – заключение, результат рассмотрения вопроса, которые не всегда являются правовыми.

42. Основными составляющими организации работы СовМина являются: распределение обязанностей, планирование работы, организация подготовки заседаний СовМина.

Распределение обязанностей между премьер-министром, его замами и другими членами правительства направлено на установление персональной ответственности за определённый участок работы(сфера деятельности). Распределение обязанностей осуществляется Нац. собрание (путём закрепления в законе основных сфер деятельности), Президентом (путём назначения членов правительства). Более конкретное распределение обязанностей осуществляется премьер-министром. Премьер-министр ведает вопросами обороны, гос. безопасности, внутр. дел и т.д. Первый заместитель ведает вопросами экономической стабильности, налоговой политики, управления гос. имуществом и приватизации и т.д. Другие замы ведут иные вопросы. Так, один из них занимается общими вопросами развития соц-культурного комплекса, связи, торговли и т.д.

Планирование работы СовМина охватывает не только все области и сферы его деятельности, но и организаторскую деятельность. План работы СовМина– документ, определяющий его деятельность на определённый период. В нём указываются вопросы, порядок из подготовки, срок внесения материалов и т.д. План работы СовМина и его Президиума составляется на полугодие и утверждается на заседаниях Президиума.

Организация подготовки заседаний необходима для обеспечения проведения заседаний СовМина на должном уровне. На заседания выносятся вопросы, которые находятся в его компетенции и не могут быть самостоятельно решены. Одновременно с внесение вопросов вносятся проекты постановлений. Проекты постановлений, которые затрагивают другие гос. органы, согласуются с ними. Также проекты проходят юр. экспертизу в Минюст. На заседании по данному вопросу докладывает премьер-министр, его замы и др. Завершающей стадией является принятие решения, а затем издание постановления.

43. Республиканскими органами государственного управления (РОГУ) являются министерства, государственные комитеты, комитеты при СовМине. Название «республиканские» подчёркивает что эти органы находятся на высшей ступени в своей отрасли. Эти органы создаются с целью осуществления многих управленческих функций. Цель создания и сфера ведения республ. органа гос. управления обычно закрепляется в НПА, определяющий его правовой статус. Задачи деятельности РОГУ делятся на общие (присущие всем органам) и специальные (присущие только данному органу).

Виды РОГУ: по уровню в системе РОГУ делятся на собственно республиканские (министерства и государственные комитеты) и иные республиканские (комитеты при Сов Мине); по организационно-правовым формам работы РОГУ делятся на министерства, гос. комитеты, комитеты при СовМин , гос. организации; по характеру компетенций РОГУ делятся на отраслевые, функциональные и функционально-отраслевые. Отраслевые – органы, действующие в пределах своих отраслей и обладают отраслевой компетенцией (министерство промышленности, министерство транспорта и комуникаций). Функциональными называются органы, которые уполномочены в гос. масштабе ведать отдельными вопросами управления, они призваны осуществлять по отношению к др. органам не управление в целом, а отдельные его функции. Такие органы являются надведомствеными, т. к. их полномочия распространяются на все респ. органы (Министерство финансов, Министерство труда и соц. защиты). Функционально-отраслевые министерства включают в себя характеристики этих двух видов. По сфере деятельности : хозяйственного назначения (Министерство архитектуры и строительства, министерство, министерство жилично-комунального хозяйства), органы социально-культурной направлености (Мин. здравоохранения, Министерство культуры), органы безопасности и правопорядка (Министерство внутр. дел, Министерство иностранных дел), многопрофильные органы – органы, которые ведают вопросами нескольких сфер(Министерство связи и информации). По подчинённости : органы, подчинённые СовМину и органы двойного подчинения (СовМина и Президента).

44. Каждый республиканский орган государственного управления (РОГУ) в большинстве случаев имеет подчинённые органы. Все они образуют определённую взаимосвязанную систему. Звенность – это внутреннее устройство этой системы. Структура РОГУ зависит от административно-территориального деления, количества управляемых объектов, область управления и др. Структура РОГУ бывает одно-, двух-, трёх-, и четырёхзвенная. При однозвенной существует только один орган и им является РОГУ. Подчинённых звеньев нет (Высшая Аттестационная комиссия, Гос. комитет по науке и технологиям). Двухзвенная структура предполагает существование только двух органов. Данная структура используется в управлении промышленностью, иностранными делами, охраной границ. такая система является наиболее рациональной. Трёхзвенная структура системы РОГУ состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов. Трёхзвенная структура характерна для управления внутренними делами (Мин. внутренних дел, управления внутренних дел облисполкома, отдел внутренних дел горисполкома). Данная система является наиболее распространённой, однако при этом требует больших затрат. Основой для её существования является административно-территориальное деление. Четырёхзвенная структура состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов и объекта управления: учреждения, предприятия. Данная система имеет место в системе министерства образования, здравоохранения.

45. Внутренняя структура республиканского органа гос. управления – это совокупность его внутренних подразделений, его внутреннее устройство. Внутренними структурными подразделениями являются: главные управления, управления, отделы, а в соответствии с Указом президента от 24.09.2001 ещё и департаменты (в Министерстве Юстиции: государственных знаков, бюджетной политики, страхового надзора). Департаменты могут быть с правом юр. лица (могут принимать решения от своего имени) и без таких прав (не могут). Департаменты имеют более высокий статус, его руководитель назначается на должность и освобождается от неё Сов Мином, в департаменте могут создаваться коллегии. Главные управления, управления, отделы, департаменты в составе органа, также как правило имеют собственную структуру. Названия структурных подразделений отражают основные содержания их деятельности, которое составляет функцию органа. Правовой статус структурных подразделений не всегда одинаков даже у одного органа. Между структурными подразделениями существуют горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи свидетельствуют о наличии подчинения, и возникают там, где существует иерархия. Отношения между структурными подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи имеют место, если каждое структурное подразделение или отдельный служащий подчиняется во всём только одному начальнику. Функциональные отношения имеют место тогда, когда каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций и соотносится с руководителем только по вопросам своих функций. Однако между структурными подразделениями наиболее распространены линейно-функциональные отношения.

46. Формы работы РОГУ делятся на организационно-правовые и государственно- управленческие. Организационно- правовыми формами работы республиканских оргнанов гос управления являются единоначалие и коллегиальность, а также их сочетание.

Единоначалие предполагает, что орган возглавляется одним лицом, и его воля , действия признаются главенствующими.

Все РОГУ, за исключением Национального банка, являются единоначальными.

В нпа нет точной чёткой регламентации каким является республиканский орган. Является орган единоначальным или коллегиальным , можно судить при установлении факта превалирования в его деятельности единоначалия или коллегиальности.

Единоначалие проявляется в работе министра , зам руководителя.

Коллегиальность как основная форма работы характерна для органов, в которых преобладающая часть вопросов решается коллегиальным органом. Коллегии существуют во всех РОГУ. В их состав входят руководитель республиканского органа, его зам.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности республиканских органов. Перечень важнейших вопросов и возможность их рассмотрения на заседании коллеги решает её руководитель, т.е. министр.

Формы государственно – управленческой деятельности РОГУ разделяют на правовые и неправовые.

Правовые формы РОГУ считаются правовые акты управления. Все республиканские органы уполномочены издавать правовые акты управления. Данные правовые акты принимаются единоначально или коллегиально.

Одни из них издаются только единоначально, другие- только коллегиально, третьи- с использованием как единоначаля, так и коллегиальности

Неправовые акты- регламенты, инструкции, правила и тд. Чтобы стать правовыми актами, им необходимо обрести форму приказа, постановления, распоряжения.

Неправовыми формами управления являются организационная работа и материально- технические действия.

47 В систему механизма государственного управления входят органы местного управления.

Органы местного управления образуют единую систему, состоящую из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Председатель исполнительного комитета является одним из видов органов местного управления. Вторым видом считается местная администрация.

Исполнительный комитет определяется как исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, посёлка, сельсовета. Признаки исполнит комитета: территориальный, исполнительный и распорядительный.

Исполкомы – коллегиальные органы и органы общей компетенции.

Существует 3 вида исполнительных комитетов:

1) первичный- сельские, поселковые, городские

2) базовый уровень- городские, районные

3) областной уровень- областные и Минский городской.

Вторым видом органов местного управления является местная администрация- коллегиальный, общей компетенции орган местного управления, состоящей из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации.

К органам местного управления следует отнести отделы и управления исполнительных комитетов. Они имеют свою компетенцию, масштаб деятельности.

Основные особенности органов местного управления:

1) призваны осуществлять местное управление;

2) действуют в пределах административно- территориальной единицы: области, района, города, посёлка, сельсовета.

3) являются низшим звеном в системе органов государственного управления;

4) представляют значительную часть местных органов государственного управления

48.Порядок образования состоит из двух этапов.

Первый заключается в назначении их руководителя. Второй- назначаются заместители руководителя и члены исполнительного комитета, местной администрации.

Руководители рассматриваемых органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

Председатели исполнительных комитетов базового уровня назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением председателя областного исполнительного комитета по согласованию с Президентом и утверждаются соответствующим Советом депутатов.

На втором этапе назначаются заместители председателя исполнительного комитета, главы администрации и члены исполнительного комитета.

Первый зам председателя, зам председателя, управляющий делами и члены областного исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом.

Несколько иной подход в назначении заместителя главы местной администрации и членов местной администрации. Заместитель местной администрации назначается на должности освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также её сотрудники назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации.

Срок действия исполнительных комитетов, как и местных администраций, в действующем законодательстве не установлен. Определён срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского исполнительных комитетов. Он равен сроку полномочий соответствующего Совета, т.е. 4 годам.

Прекращение срока полномочий председателя первичного уровня исполнительного комитета не влечёт за собой прекращения деятельности остальных членов исполнительного комитета. Они действуют постоянно.

50.Местные исполнит комитеты подотчётны и подконтрольны, т.е. они обязаны отчитываться перед соответствующим органом представлять необходимые сведения. Областные исполнит комитеты подотчётны и подконтрольны Президенту Совмину по вопросам входящим в их компетенцию. Исполнит комитеты первичного и базового ураовней подотчётны и подконтрольны Президенту и вышестоящим исполнит комитетам. Исполнит комитеты не реже одного раза в год должны докладывать о своей деятельности Совету.

Местная администрация подотчётна и подконтрольна городскому исполнит комитету.

К исполкомам и местным администрациям применяются различные формы контроля как по вертикали так и по горизонтали. По вертикали- вышестоящие органы, по горизонтали- местными Советами депутатов и гражданами.

По вертикали контроль осущ. в форме представления отчётов, т.е. проявлением инициативы подконтрольного органа.

По горизонтали в форме заслушивания отчётов исполнительного комитета.

Исполнительный комитет ответственен перед Советом по вопросам, отнесённым к компетенции Совета. Основными из них являются:

1) программы эконом и социального развития;

2) исполнение бюджетов;

3) местные налоги и сборы;

4) организация управления и распоряжения коммунальной собственностью;

5) утверждение в должности председателя исполнительного комитета;

6) отмена распоряжений председателя исполнительного комитета

7) определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

8) организация охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Форма контроля по горизонтали выражается в предоставлении исполкомом информации гражданам о своей деятельности не реже одного раза в год.

Контроль за деятельностью исполнительных комитетов по горизонтали не только желателен, но и необходим. Однако более эффективным является контроль по вертикали.

Местная администрация обязана не реже одного раза в год информировать граждан о своей деятельности.

Наши рекомендации