Действие правовых актов управления (ПАУ)
Действие ПАУ выражается в юридических последствиях, установлении, изменении или отмене правовых норм, возникновении, изменении или прекращении определенных правоотношений. Действие ПАУ начинается со времени вступления их в силу и регулируется законом «О НПА РБ». Сроки: 1) Со дня принятия вступают в силу акты нормативного характера. 2) Через 10 дней – декреты Президента. 3) Со дня включения в Нац. Реестр ПА РБ - указы Президента, постановления Правительства и др. НПА. 4) Со дня опубликования – декреты, указы Президента, постановления Правительства, если в них это закреплено. 5) Со дня опубликования – акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан. По общему правилу ПАУ не имеют обратной силы, т.е. они не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу, за исключением случаев смягчения или отмены ответственности граждан, на кот. распространяется действие акта. ПАУ действуют постоянно (бессрочно) пока не будут отменены. Некоторые могут иметь временный характер. Приостановление – управленческое действие по временному прекращению или задержанию действия акта. Приостановление не влечет за собой утрату актом юридической силы. Продолжениедействия акта возможно при условии: законности, исчезновения обстоятельств, препятствующих исполнению, истечению срока. Отмена возможна при доказанности незаконности акта или наличии других причин. Прекращениедействия ПАУ может быть осуществлено по основаниям:1.В силу исполнения содержания акта.2.В силу юридического события.3.В силу расторжения трудового договора одной из сторон.4.В силу истечения срока действия временного акта.5.В силу издания нового акта, вобравшего в себя содержание первого. Иногда ПАУ издают в новой редакции с учетом внесения изменений и дополнений. Действие ПАУ имеет пространственные пределы:1.Актыреспубликанских органов.2.Акты местных органов действуют в рамках АТЕ, области, района, города.3.Акты органов, не подчиненных местным исполкомам, могут быть межтерриториального характера, распространяются на определенные территории(например органов железнодорожного и воздушного транспорта). Действе НПА РБ распространяется на граждан и юр. лиц РБ, иностр. граждан, лиц без гражданства, которые находятся на территории РБ.
Юридическая сила правовых актов управления (ПАУ)
ПАУ, вступившие в силу, обладают правовым свойством – юридической силой.Это значит,что акт должен действовать и влиять на общественные процессы, исполнятся.
Законы имеют большую юридическую силу, чем ПАУ:
1. Законы издаются органом, находящимся выше органа гос.управления.
2. ПАУ издаются на основе законов, т.е. являются подзаконными.
3. ПАУ невозможно ни изменить, ни дополнить, ни отменить закон.
ПАУ по юридической силе уступают судебным решениям:
1.По причине возможности их отмены;
2.В связи с возможностью применения силы при их исполнении;
3. ПАУ нельзя изменить или отменить судебное решение.
Акты прокурорского надзора по юридической силе выше ПАУ. Юр. сила уставов, положений, инструкций, регламентов определяется юр. силой НПА, которым они утверждены. ПАУ могут иметь не только обязательный, но и рекомендательный характер, а также выступать в форме предписания.
Принудительное исполнение ПАУ связано с применением определенных силовых мер воздействия, правовых санкций. Оно должно быть законным. Способы осуществления принудительного исполнения:
1. По иерархии – это исполнение по подчиненности нижестоящими органами актов вышестоящих органов. Такое исполнение обеспечено дисциплинарными санкциями, мерами, применяемыми по подчиненности.
2. В судебном порядке – исполнение обеспечивается хозяйственными и общими судами, но с помощью административных санкций.
3. В административном порядке – применение административного воздействия за пределами служебных отношений, но не подчиненности(административно-принудительные, восстановительные, меры административной ответственности). Указанные меры применяются органами внутренних дел, таможенными органами, налоговыми органами, органами комитета госконтроля, гос. инспекциями.
Понятие и виды субъектов АП
Субъект – человек, физическое лицо как носитель определенных прав и обязанностей.
В АП принято выделять 2 основных группы субъектов:
1) Субъекты, которые являются носителями гос. властных полномочий – орган исполнительной власти и другие органы гос. управления и их должностные лица.
2) Подвластные субъекты, среди которых выделяют индивидуальные субъекты(физ. лица) и коллективные субъекты (организации).
Среди физ. лиц как субъектов АП принято проводить внутривидовую классификацию и выделять субъектов со специальным статусом ( граждане РБ; иностранные граждане; апатриды; должностные лица; военнослужащие; собственники транспортных средств ) и с общим статусом( физические лица со специальным и отдельным статусом).
Иерархия в отношении властвующих субъектов – органов гос. управления:
1. Главный субъект (глава государства и др. должностные лица);
2. Основные субъекты (органы гос. управления, функционирующие в масштабе всей республики – администрация президента, правительство).
3. Специальные субъекты (по характеру компетенции – МЧС, Минприроды).
4. Исключительные субъекты – субъекты, для которых гос. управление является исключительной функцией и внутриаппаратной деятельностью (прокуратура, суд, комитет госконтроля).
5. Особые субъекты – администрации гос. предприятий, гос. учреждений (Нац. кадастровое агентство при гос. комитете по имуществу ), администрации особо охраняемых природных территорий.
6. Индивидуальные (персональные) органы гос. управления – уполномоченный по делам религиозных и нац. культурных организаций при СМ.
27. |