Структура правового акта управления.
Правовые акты управления имеют свою структуру, элементы, составные части которой могут быть формального и материального порядка. К элементам первого вида относятся реквизиты, представляющие собой внешние формальные атрибуты правового акта. Материальные элементы выражают содержание правового акта управления.
К обязательным реквизитам правового акта относятся:
1) вид акта управления
2) название, обозначающее предмет регулирования
3) дата, место принятия акта и его регистрационный номер
4) подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты управления.
В структуре акта затем следует текст, содержание правового акта, которое тоже имеет совою структуру. Он состоит из преамбулы и резолютивной, заключающей части. В резолютивной части излагаются выводы, предложения, решения, распоряжения, просьбы, предписания. Резолютивная часть текста может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы, а кодифицированные нормативные акты в общую и особенную части.
Статьи, главы и разделы должны иметь названия. Статья, пункты и главы обозначаются арабскими цифрами, а разделы – римскими.
Название статьи пишется строчными буквами в той же строчке, что и ее номер. после номера ставится точка.
Статьи могут подразделяться на части или пункты, части – на пункты или абзацы, пункты – на подпункты или абзацы, подпункты – на части или абзацы.
Абзац – часть текста. представляющая собой смысловое единство. выделяемое отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы заканчиваются точной с запятой.
Подпункты – это абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Главы объединяют в себе статьи этот акта. Часть – это абзац или несколько абзацев, которые начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.
В акте должны быть определены реальные сроки исполнения. Структура постановляющей части акта должна обеспечивать последовательное изложение сути документа, начиная с наиболее существенных пунктов и заканчивая второстепенными. Важным требованием является стилистическое оформление текста акта.
Правовой акт управления должен быть подписан официально уполномоченным лицом. Подпись – обязательный реквизит правового акта. В состав подписи входит: наименование должностного лица, личная подпись и ее расшифровка или только инициал имени и фамилия. Некоторые правовые акты требуют соответствующего утверждения.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
Соблюдение требований, предъявляемых к правовым актам управления, обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на несколько групп:
1. Организационные.К ним относятся требования, предусматривающие, что каждый акт управления долже быть реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. В самом акте должны чётко определяться конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, лица, ответственные за исполнение... акты должны быть современными и решать насущие вопросы, исполнимыми, приносить реальные результаты.
2. Технические - конкретность и логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решения простыми, чётким и ясным языком делают акт доступным для исполнения. Название акта должно чётко отражать предмет правового регулирования.
3. Юридические.Они содержаться в Конституции РБ, законах и других НПА, в том числе и актах управления. Требования относятся к различным сторонам актов: их содержанию, направленности, субъектам, формам актов и т.п.не все требования одинаково относятся к конкретному акту управления. Их можно разделить на: общие и специальные.
Общие относятся ко всем правовым актам управления. Общие требования:
Правовые акты должны соответствовать Конституции, законам, актам Президента и актам вышестоящих органов. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав. Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Правовые акты должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. Правовые кты управления необходимо довести до сведения адресатов. Немаловажным требованием является соблюдение в правовом акте необзодимых реквизитов. Правовые акты должны соответствовать гос интересам.
К специальным требованиям относятся: соблюдение споков издания акта; издание акта лишь по специальному разрешению; издание по предварительному согласованию; издание с последующием утверждением; прохождение правовой экспертизы; включение акта в Национальный реестр правовых актов РБ; наличие ссылки правовом акте.
Признать акт дифектным вправе только компетентный орган. Оспорить его может любой гражданин, орган и т.д. путём подачи жалобы, протеста. Компетентные органы в зависимости от степени дефективности акта могут признать его ничножным (недостатки акта не влекут никаких значимых юридических последствий для исполнителей) или недействительным (это акт с такими дефектами, с которыми он не должен действовать, порождать юридические последствия). Обжалование и опротестование актов о наложении дисциплинарных взысканий урегулировано Трудовым кодексом и др НПА.