Назначение, составные части потребителей
ГИДРОСИСТЕМ, ТРЕБОВАНИЯ К НИМ.
Для управления потребителями с помощью энергии рабочей жидкости. Сеть потребителя начинается от распределяемого устройства и заканчивается исполнительным механизмом (силовыми цилиндрами) для привода в действии различных агрегатов (уборка –выпуск шасси, торможение колес и т.д.). Иногда вместо гидроцилиндров используются гидромоторы (например в системе управления закрылками самолета АН-24)
В систему входит:
-уборка и выпуск шасси
-уборка, выпуск закрылков
-управление поворотом ПНШ
-управление стабилизатором, элеронами
-управление гидромоторами
Основные требования:
-время срабатывания должно соответствовать т.у.;
-надежность работы при всех условиях полета и движения по земле;
-применение резервирования, возможность большой автоматизации;
-герметичность подвижных соединений и агрегатов в диапазоне Тн окр. среды и рабочей жидкости от -550 С
-тщательная очистка рабочей жидкости в процессе эксплуатации.
2. АГРЕГАТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КРАН ГА-163Т/16;
РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН УГ-92(УГ-149);
ГИДРОМОТОРЫ; ГИДРОЦИЛИНДРЫ.
Распределительные устройства. Часто это золотниковые распределители. Просты надежны, менее чувствительны к загрязнению жидкости. Они служат для изменения направления, пуска или остановки потока жидкости. Бывают: крановые, клапанные, золотниковые.
Крановые –имеют затвор в цилиндрической, или конической пробки, которая совершает поверхностное движение. При этом соединяет одну полость гидроцилиндров с подводом жидкости, другую со сливом в бак. Просты, герметичны.
Электромагнитный кран ГА-163/16 (рис. 8.31. а, б, в) предназначен для подачи жидкости в систему выпуска или уборки закрылков. Он смонтирован вместе с гидрозамком, клапаном ограничения расхода, челночными клапанами и обратным клапаном на одной панели, расположенной под задним зализом центроплана на фюзеляже с правой стороны.
в) 1 2
Рис. 8.31. Кран ГА-163/16:
а –схема работы при включенных электромагнитах; б –схема работы при включенном контакте 3; в –конструкция; 1 –золотник; 2 —гильза; 3 –толкатель;
4 –электромагнит; 5 –кнопка ручного перемещения золотника; 6 –колпачок;
7 –корпус крана; 8 –седло; 9 –пружина
В корпусе крана 7 расположены два одинаковых клапанных распределителя, управляемых электромагнитами 4. При выключенных электромагнитах 4 в каждом распределителе золотник 1 прижат своей острой кромкой к конической поверхности гильзы 2 пружиной. Штуцер «Насос 1» перекрыт, штуцера «Цил.2» и «Цил.3» соединены со штуцерами «Бак 4». При включении электромагнита 4 нижнего распределителя (включен контакт 3) золотник 1 перемещается толкателем 3 в крайнее левое положение и прижимается своей острой кромкой к конической -поверхности седла 8. При этом штуцер «Насос 1» соединяется со штуцером «Цил.3», штуцер «Цил.2» остается соединенным со штуцером «Бак 4» и жидкость из линии давления поступает в линию уборки закрылков, а из линии выпуска сливается через штуцер «Бак 4» в линию слива.
При включении верхнего электромагнита срабатывает верхний клапанный распределитель, работа которого аналогична работе нижнего распределителя. При этом жидкость из линии давления поступает в линию выпуска закрылков.
Предусмотрено ручное управление краном. Ручное перемещения золотника осуществляется кнопкой 5, закрытой колпачком 6.
Агрегат ГА-163/16 рассчитай на работу при давлении до 220 кгс/см2 в диапазоне окружающих температур от —60 до +60°С.
Клапанные распределители, имеют два рабочих положения:
1. Соединяет полость гидроцилиндров со сливом;
2. Соединяет полость гидроцилиндров с подводом давления жидкости. Управление таким распределителем с помощью электромагнита.
Золотниковый распределитель ГА-163. В корпусе крана расположены два одинаковых клапанных распределителя, управляются электромагнитами. При выключенных электромагнитах в каждом распределителе золотник пружиной прижат своей острой кромкой к конической поверхности гильзы. При включенных электромагнитах верхнего распределителя золотник перемещается в крайнее левое положение и прижимает своей острой кромкой к конической поверхности седла. При включении второго электромагнита срабатывает второй клапанный распределитель, его работа аналогична первому. При выключении электромагнитов золотник под действием пружины смещается вправо, занимает исходное положение.
Распределительные устройства –для направления рабочей жидкости и к рабочим полостям исполнительных механизмов со сливом в бак. Перед распределителем рабочая жидкость «дежурит» под рабочим давлением в системе.
Редукционные клапаны применяются когда от одного источника давления питается несколько потребителей с разными давлениями. Редукционные клапаны регулируют давление «за собой». Редукционные клапаны могут быть постоянной системы редуцирования попеременной системы редуцирования. (применяется во всех тормозных системах). Например ГА-159, стоит в сети флюгирования самолета АН-24, состоит корпус, гильза, золотник и пружина. Таким образом редукционные клапаны применяются, когда давление потребное для работы потребителя меньше давления рабочего в системе.
Гидроцилиндры состоят из цилиндра и поршня со штоком, детали уплотнения. Жидкость поступающая в цилиндр под давлением действует на поршень и перемещает его, преодолевая нагрузку приложенную к штоку, противодавление и силы трения. Пример гидроцилиндры уборки –выпуска шасси, управление поворотом передней ноги шасси, управление замками и др. усилие на поршень: Р=рF (кг), V=Q/F (м/с), F=πД2/4 (м2) Д –ширина сечения.
Гидроцилиндры, сообщают выходному валу вращательное движение. В гидросистеме самолетов применяется аксиально –поршневые гидромоторы. Жидкость из линии нагнетания через распределительный золотник поступает к поршням, давление через поршни передается на толкатели, т.к. толкатели расположены под углом к оси приводного вала, то на нем создается МКР.
Скорость вращения гидромотора регулируется изменением расхода жидкости через него. Такие гидромоторы применяются в системах привода закрылков, предкрылков, где требуется вращательное движение выходного вала.
Рис. 8.32. Схемы гидроцилиндров возвратно –поступательного действия:
а, б –цилиндры двухстороннего действия; в –цилиндр одностороннего действия;
1 –цилиндр; 2 –поршень; 3 –шток; 4 –калиброванное отверстие
Фиксирующие устройства: для фиксации в определенных положениях (гидроцилиндров) два типа замков:
1 –механический, замок гидроцилиндров включает шарики (или разжимное кольцо), которые входят в кольцевую проточку и запираются стопорной втулкой, например при выпущенном положении штока.
2 –гидрозамок, с помощью клапана запирает рабочую жидкость в полости гидроцилиндра, например при выпущенном положении главной ноги шасси, предотвращая ее складывание.
Например: гидрозамок в сети уборки –выпуска закрылков для перекрытия линии питания гидромоторов при падении давления в линии уборки –выпуска и фиксации тем самым закрылков в выпущенном или убранном положении, или на любом угле отклонения.
Редукционный клапан УГ-92/2 (рис 8.33.) предназначен для регулирования давления в тормозной системе шасси самолета. Редукционные клапаны установлены на пульте ножного управления в кабине экипажа.
В корпусе 9 клапана помещается гильза 8 с золотником 7. Левая часть золотника имеет конус, притертый к торцовому отверстию гильзы 8, и поршень, на который надевается демпфер 1, предотвращающий автоколебания при работе тормозного клапана. Справа внутри золотника расположен стакан 2 с пружиной. Кроме того, в корпусе имеется устройство для слива, состоящее из клапанов 6 и 5, которые прижаты пружиной.
К корпусу 9 крепится также направляющая 4, внутри котором расположена пружина 3. Левым торцом пружина упирается в клапан 5, а правым —в дно гильзы (на рисунке справа гильза, ограничитель и контргайка не показаны). На стакане имеются ограничитель и контргайка, предназначенные для регулирования максимального редуцированного давления.
Давление жидкости подводится к штуцеру А, штуцер Б сообщается со сливом, штуцер В— с линией торможения.
В нейтральном положении клапана, когда усилия на стакан нет, линия давления (штуцер А) перекрыта, а линия торможения (штуцер В) через внутреннюю полость золотника клапана 10 сообщается со сливом (штуцер Б).
При нажатии на гильзу перемещается клапан 5 и прижимает тарельчатый клапан 6 к торцу золотника 7, разобщая линию торможения от линии слива.
При дальнейшем перемещении клапана 8 коническая часть золотника 7 отжимается от торца гильзы 8 и жидкость из штуцера А, к которому подводится жидкость под давлением от основной магистрали гидросистемы, через штуцер В поступает в линию торможения. Причем движение золотника 7 на открытие демпфируется вследствие продавливания жидкости через дроссельное отверстие в демпфере 1.
Рис. 8.33. Клапан тормозной УГ-92/2
Жидкость, проходящая под давлением в линию торможения, поступает так же и во внутреннюю полость золотника 7. Это давление, действуя на торец tарельчатого клапана 6, создает усилие, противоположное усилию пружины 3, Когда эти усилия уравновесятся, золотник 7 переместится в исходное положение и его коническая часть прижмется к торцу гильзы 8, перекрывая питание тормозной системы от линии давления. При этом в линии торможения установится давление, соответствующее усилию, приложенному к гильзе. В исходное положение золотник возвращается без демпфирования, так как заполнение демпфера жидкостью происходит через открытый клапан 10.
а) –сечение; б) –тормозная магистраль сообщенная со сливом; в) –тормозная магистраль замкнута; г) –тормозная магистраль сообщена с линией давления
При уменьшении силы нажатия на гильзу усилие от пружины 3, действующее на клапан 6, также уменьшится, в результате чего давление в тормозном полости отожмет клапан 6 от торца клапана 10, сообщая таким образом линию торможения с линией слива. Давление в линии торможения будет снижаться до тех пор, пока усилие, действующее на клапан 6 от напора жидкости в тормозной полости, не станет равным усилию пружины 3. После этого клапан 6 вновь прижмется к торцу золотника 7 и разобщит линию торможения от линии слива. При полном снятии усилия со стакана происходит полное сбрасывание давления в тормозной магистрали. Для регулирования максимального редуцированного давления на стакане имеется гулировочная гайка, ограничивающая ход гильзы. На самолете клапан отрегулирован на максимальное давление 95+5 кгс/см2.