Передача сигнальной информации с промежуточной станции
Для передачи информации используются блоки: БУР, релейного распределителя РДК-2, линейного генератора ГЛ3 (рис. 2.4). Последний состоит из двух схемных узлов: приёмного и передающего. Схема передающего узла в основном аналогична ГК-6 и ГКШ. Приёмный узел состоит: из входного усилителя на одном транзисторе, камертонного фильтра и двухтактного выходного усилителя, к которому подключено импульсное реле блока БУР.
Рис. 2.4. Схема передачи сигнальной информации
С началом работы реле И возбуждается через схему замедления синхронизирующую реле СР, которое подаёт питание на схему Р1-Р8 и А, В, С, D. Если на определённом шаге замкнут контакт реле К, то срабатывает реле У и подключает усилительный каскад в ГЛЗ, на ЦП поступает контрольный сигнал. В паузе между циклами реле СР возвращает схему в исходное состояние.
Приём сигнальной информации на ЦП
Приём тактовых импульсов и движение релейного распределителя на ЦП осуществляется аналогично работе ГЛ3 и РДК2 промежуточной станции. Сигнальная информация поступает на общий усилитель УПДК1, а затем на приёмники ПК5-2, с помощью которых дешифрируется качество импульсов с линии. По выходным цепям РДК и ПК5 включается табло-матрица ТЧДК, имеющая 32 горизонтальные цепи по числу выходов РДК и 15 вертикальных цепей по числу выходов ПК5. В местах их пересечения включаются ячейки с тиратронами МТХ-90.
Диспетчерская централизация
Назначение и способы управления объектами
Диспетчерская централизация относится к системам телеуправления раздельными пунктами и получения от них информации о состоянии объектов в пределах диспетчерского участка (круга). Протяженность диспетчерского участка зависит от технической оснащенности, размеров движения и в общем случае включает в себя ряд обгонных пунктов, разъездов и промежуточных станций, лежащими между участковыми или сортировочными станциями. Оперативное управление движением поездов в пределах диспетчерского участка осуществляет поездной диспетчер (ДНЦ), в подчинении которого находятся ДСП разъездных пунктов.
Необходимы наборы ДЦ, а также аппарат управления и контроля располагается в центральном пункте – ЦП (в специальных помещениях отделения дороги). ЦП с линейными пунктами (ЛП) соединяется двухпроводной линией связи (воздушной или кабельной), по которой передаются управляющие ТУ и известительные ТС приказы. Сигналы ТУ, ТС представляют собой кодовые посылки, обработку которых осуществляют соответствующие устройства ЭЦ промежуточных пунктов и системы ДК (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Организация линий связи в системе ДЦ
Эксплуатационная необходимость обусловила следующие режимы управления раздельными пунктами:
1. Диспетчерское управление, в котором всю работу по приему и отправлению поездов на линейных пунктах выполняет ДНЦ; является основным.
2. Резервное управление, к которому прибегают при неисправностях в системе ДЦ или при необходимости профилактических работ. В этом случае ДНЦ по телефону вызывает начальника станции к резервному пульту управления. Последний поворотом специального ключа отключает аппаратуру ДЦ и подключает к пульту аппаратуру ЭЦ, после чего исполняет обязанности ДСП.
3. Местное управление, которое используется в отдельные часы суток, когда резко возрастает объем маневровой работы; оформляется посылкой по каналу ТУ специального приказа. Вся работа и ответственность за безопасность движения в районе местного управления возлагается на главного кондуктора.
4. Сезонное управление, которое применяется на станциях с резким возрастанием эксплуатационной работы в определенный период года. Передача станции осуществляется специальным приказом ТУ. Управление стрелками и сигналами производится сменным персоналом ДСП и резервного пульта.
5. Автономное управление, которое осуществляется на станциях с большим объемом эксплуатационной работы, главным образом маневровой. С этой целью устанавливается круглогодичное дежурство ДСП. Управление производится с пульта ЭЦ, а в линию ДЦ посылаются только сигналы ТС. Из сигналов ТУ применяется только один – разрешающий открыть выходной светофор с согласия ДНЦ.
Принципы построения ТУ и ТС
Приказы ТУ, ТС представляют собой электрические сигналы, состоящие из определенного числа импульсов, отличающихся друг от друга своей значностью. Изменяя тот или иной параметр импульса (длительность (время В), полярность (П), частоту (Ч), фазу (Ф)), можно получить многозначность его смысловой нагрузки (табл. 3.1). Чтобы не усложнять построение устройств и повысить помехоустойчивость сигнала, практически используется два значения импульса, одно из которых называют активным (А, символ 1), другое – пассивным (П, символ 0). Комбинируя значения импульсов в пределах приказа, можно осуществить необходимый набор адресов и команд для системы в целом.
Т а б л и ц а 3.1
Использование импульсных признаков для построения
сигналов ТУ, ТС
В общем виде кодовая посылка ТУ или ТС может быть представлена в следующем виде:
Здесь П – подготовительный импульс, позволяющий привести приемные устройства в рабочее состояние; ИЗ – избирательная часть, в которой зашифровывается адрес станции и адрес группы устройств внутри станции; ОП – оперативная часть, или исполнительная: порядковый номер импульса в ней соответствует номеру объекта внутри группы, а его значение (1 или 0) – наличие или отсутствие команды на изменение состояния объекта.
Сигналы ТУ, ТС относятся к двоичным кодам, т.е. таким, которые основаны на двоичном счислении. Это объясняется тем, что схемная реализация операций с двоичными числами не вызывает затруднений, так как элементы систем ДЦ (реле, триггеры, транзисторы и т.д.) обладают двумя устойчивыми состояниями. Кодовые комбинации состоят из элементов (разрядов). Коды, у которых число элементов во всех комбинациях одинаково, называют равномерными, а у которых неодинаково – неравномерными.
В ДЦ необходимо считаться с возможностью искажения приказов, причиной которых являются повреждения аппаратуры монтажа, линейных проводов, наведенных ЭДС и т.д. Хотя эти искажения не вызывают опасных отказов (низовая аппаратура ЭЦ сработает только при выполнении необходимых зависимостей), они приводят к затруднениям в работе ДНЦ и задержание поездов. Различают количественные и качественные искажения. В первом случае изменяется число импульсов в приказе, во втором – их качество. Задача защиты от количественных искажений решается путем применения стандартного счетчика приказов. Если оно отличается от предусмотренного в системе, то приказ считается ложным и не выполняется. Для защиты от качественных искажений применяются так называемые избыточные коды, т.е. такие, которые отличаются друг от друга в двух и более разрядах из их общего числа. Например, трехразрядный код (n=3) на все сочетания при основании m=2 позволяют получить 8 комбинаций ( ). Однако в них имеются пары (000 и 001, 010 и 011, 100 и 101), в которых в результате искажения одна комбинация легко превращается в другую. Поэтому следует применять для образования приказов пары 000 и 110, 000 и 111 и другие, отличающиеся в двух и трех разрядах.
Существует много способов образования избыточных кодов. В частности, к ним относится код с постоянным числом единиц (код с постоянным весом). Для примера возьмем код содержащий 6 импульсов, из которых три должны быть обязательно активными. Тогда общее число комбинаций , из которых используются .
Избыточные коды применяются в построении избирательной части приказа. Для построения исполнительной части используется распределительная селекция.