Релейно-процессорные централизации

6.2.1. Общая характеристика

На российских железных дорогах в различные годы в опытную эксплуатацию или в серию были внедрены следующие виды релейно-процессорных централизаций:

1. ТУМС (система телеуправления малодеятельными станциями). Раз­ра­ботчиками системы являются СКБ ВТ и ВНИИЖТ МПС РФ (1999 г.).

2. МСТУ (комплекс микропроцессорных систем телеуправления маршрутами на станциях). Система представляет собой интеграцию ЭЦ, МАЛС (маневровой автоматической локомотивной сигнализации) и ДЦ (диспетчерской централизации). Разработчиками системы являются СКБ ВТ и ВНИИУП МПС РФ (2001г.).

3. Диалог-Ц. РПЦ трансформирована из соответствующей системы ДЦ. Рассчитана на сопряжение с исполнительной группой реле любой системы релейной централизации. Разработана ВНИИАС МПС РФ совместно с ООО «Диа­лог-Транс» (1998 г.).

4. ЭЦ-МПК. Разработчиком системы является Центр компьютерных железнодорожных технологий ПГУПСа (2001г.)

Все перечисленные системы РПЦ имеют сходные общие принципы работы и структурное построение. Поэтому в качестве примера рассмотрим систему ЭЦ-МПК, рекомендованную к внедрению на станциях с количеством стрелок 11 – 30 (при количестве стрелок до 60 – наряду с МПЦ).

6.2.2. Техническая структура ЭЦ-МПК

Система построена по трехуровневой структуре, в которой верхний уровень представляют АРМы дежурного по станции (ДСП) и электро­ме­ха­ника (ШН), средний – комплекс технических средств управления и контроля (КТС-УК), нижний – исполнительные схемы ЭЦ (рис. 6.1).

Рабочее место дежурного по станции зарезервировано. В состав ап­па­ра­туры АРМ ДСП входят две ПЭВМ типа IBM PC AT, два ЖК-монитора 21”, две звуковые карты, две сетевые карты, четыре аудиоколонки, кнопка ответственных приказов, щиток ответственных приказов. Приборы АРМ ДСП размещаются на основном и дополнительном сто­лах ДСП.

Релейно-процессорные централизации - student2.ru

Рис. 6.1. Структура ЭЦ-МПК

В состав аппаратуры АРМ ШН входят: ПЭВМ типа IBM PC AT, мони­тор 17”, блок бесперебойного питания, звуковая карта, сетевая карта, две аудиоколонки. Вся аппаратура устанавливается в релейном помещении.

Комплекс технических средств КТС-УК основывается на двух РС-сов­мес­ти­мых про­мыш­лен­ных контроллерах (основного и резервного), каждый из которых включает в себя одноплатный компьютер 486/586. Необходимое число плат ввода-вывода устройств сопряжения с объектами (УСО) КТС-УК определяется размерами станции. На одной станции можно применить несколько КТС-УК. Для разработки исполнительной части ЭЦ-МПК нормами технологического проектирования рекомендуется применять типовые схемные решения из альбома ЭЦ-12-03 или ЭЦ-9 с использованием блоков БН.

6.2.3. Функции автоматизированных рабочих мест

Основное назначение АРМ ДСП заключается в реализации тех операций, которые присущи релейному маршрутному набору и отображении текущей информации на экране монитора. Кроме этого АРМ ДСП выполняет ряд функций, которые в релейных централизациях носят вспомогательный характер: автодействие светофоров, оповещение монтеров пути, обдувку стрелок, фиксацию неисправностей.

Вместе с тем АРМ ДСП характеризуется новыми функциями, выполнение которых возможно только при использовании вычислительной техники. К ним относятся следующие.

1. Автоматическое протоколирование действий ДСП, а также работы уст­ройств и системы в целом и хранение информации в течение месяца.

2. Оперативное предоставление нормативно-справочной информации и данных технико-распорядительного акта станции.

3. Реализация функций линейного пункта ДСП в системе ДЦ без дополнительных капитальных затрат.

4. Накопление маршрутов как по принципу очередности, так и по времени исполнения.

5. Хранение, просмотр и статистическая обработка отказов в ЭЦ.

6. Поддержка оперативного персонала в нештатных ситуациях.

7. Реконфигурация зоны управления (привлечение помощника, передача на кодовое управление с соседней станции).

8. Сопряжение с системами высшего порядка.

Функции АРМ ШН заключаются в следующем.

1. Отображение текущей поездной обстановки на станции с возмож-ностью прокрутки плана станции и масштабирования.

2. Просмотр в режиме «Канал» данных межмашинного обмена в локальной вычислительной сети (таблиц занятия каналов в виде точечной осциллограммы или в виде графической таблицы, состояния сети, текстовых записей).

3. Просмотр протоколов работы системы и оперативного персонала (ар­хива поездной обстановки, текстовых файлов архива, стрелок, ис­кус­ственного размыкания секций, реализации ответственных команд).

6.2.4. Управление и отображение информации

В ЭЦ-МПК реализуется как индивидуальное, так и маршрутное уп­рав­ле­ние стрелками. При маршрутном управлении дополнительно выявляются све­­­­тофоры, которые нужно открыть. В качестве органов управления ис­поль­з­ую­­­­­тся манипулятор «мышь» и алфавитно-цифровая клавиатура. Для ин­ди­ви­д­у­­­ального перевода стрелки на командной панели монитора вы­би­ра­ет­ся ку­р­сором кнопка «Стр», затем – дополнительно появившаяся кнопка «Пе­ре­вод», ку­рсор перемещается на общий участок переводимой стрелки, а за­тем – на ну­ж­­­ный элемент ее ветвления. При маршрутном управлении с по­мо­щью кур­с­о­ра выбираются кнопки рода маршрута (поездного – «П» или ма­нев­ро­вого – «М») и вида действия («Уст П», «Уст М»), после чего курсор пере­ме­ща­ется на яч­ей­­ку повторителя светофора, по которому предполагается дви­же­ние, а за­тем – на путевой участок, на который или до которого уста­нав­ли­ва­ет­ся мар­ш­рут.

Процесс выполнения задания контролируется на экране миганием бе­лым цветом ячеек путевого плана, соответствующих началу и концу мар­ш­ру­та. Исполненный маршрут отображается в виде желтой полосы по трассе пред­стоящего движения и цветовой окраской ячейки повторителя светофора (в поездных маршрутах – зеленой, в маневровых – белой). При занятии поез­дом путевых участков желтая полоса сменяется на красную, а после раз­мы­кания секции после прохода поезда красная полоса гаснет, элемент путевого раз­вития окрашивается в светло-серый цвет. О положении стрелки в текущий мо­мент времени можно судить по ломаной синей линии, отображающей на экране монитора стрелочный элемент.

Формирование ответственной команды осуществляется соот­вет­ству­ю­щи­ми манипуляциями «мыши» и последующим нажатием кнопки от­вет­с­т­вен­ных команд КОК. При искусственном размыкании секции пользуются кнопками щитка ответственных приказов (см. п. 6.2.2).

6.2.5. Увязка КТС-УК с исполнительной группой реле ЭЦ

Сопряжение КТС-УК со схемами реле исполнительной группы ЭЦ осу­щес­твляется в точках, к которым традиционно подключались выходы блоков мар­шрутного набора. В этом случае в качестве связующего звена используется ре­ле НК (рис. 6.2, а).

Релейно-процессорные централизации - student2.ru

Рис. 6.2. Увязка КТС-УК со схемами ЭЦ:

а – по управлению; б – по контролю

Через контакты реле НК включаются реле направления, начальные по­езд­ные маневровые, конечные маневровые, контрольно-секционные, сиг­нальные реле и реле отмены маршрута. Кроме того, в УСО КТС-УК предусматриваются выходы для подключения реле управления стрелочными электроприводами.

Привязка КТС-УК по контролю осуществляется с помощью УСО мат­рич­ного ввода Релейно-процессорные централизации - student2.ru (рис. 6.2, б). Матрица формируется из контактов реле, уп­рав­ляющих индикацией, 64 шин опроса (N) и 8 шин съема ин­фор­ма­ции (М). Шины N переключаются последовательно во времени. Таким образом, на каждом шаге опроса снимается информация о состоянии восьми объектов. В целом по контролю система обеспечивает 512 дискретных выводов.

Центром компьютерных технологий ПГУПСа на базе ЭЦ-МПК разработана микропроцессорная централизация МПЦ-МПК, в ко­то­рой УСО КТС-УК содержит силовые модули, обеспечивающие не­пос­ред­с­т­вен­ное включение стрелочных электродвигателей и ламп светофоров. Выводы для под­ключения реле предусматриваются только для случаев особых схемных решений.

Наши рекомендации