Виды релейных централизаций и область их применения
Виды релейных централизаций определяются специфическими особенностями станций – их назначением, объемом поездной и маневровой работы, качеством электроснабжения, возможностью техобслуживания и другими местными условиями. В связи с этим в основу классификации релейных централизаций положены следующие признаки.
1. Количество централизованных стрелок. По этому признаку ЭЦ подразделяются на малые (до 10 стрелок), средние (до 30) и крупные (более 30 стрелок).
2. Место выполнения взаимного замыкания между стрелками и сигналами. Различают ЭЦ с местным замыканием (соответствующая аппаратура располагается в релейных будках в горловинах станций) и центральным – (аппаратура устанавливается в центре станции на посту ЭЦ).
3. Место расположения источников электропитания. Различают ЭЦ с местным питанием (необходимая аппаратура – выпрямители, аккумуляторы, трансформаторы – размещаются в батарейных и релейных шкафах в горловинах станции) и центральным (питающие панели установлены на посту ЭЦ).
4. Способ задания маршрутов. Этот признак дает две разновидности ЭЦ: с раздельным и маршрутным управлением стрелками и светофорами. При раздельном управлении для перевода стрелки или открытия светофора используются индивидуальные стрелочные или сигнальные кнопки, при маршрутном – кнопки начала и конца передвижения. При этом осуществляется одновременный перевод всех стрелок, входящих в маршрут, и если требуется – автоматическое открытие попутных светофоров. В современных системах маршрутные кнопки группируются на центральной секции рабочего стола ДСП – манипуляторе. Соответствующее схемное обеспечение называется маршрутным набором.
5. Способ отображения светосхемы станции на табло. По этому признаку различают ЭЦ, имеющие точечное и желобковое табло. На точечном табло занятие изолированного участка ведет к включению белой лампочки, смонтированной в середине его мнемосхемы. Для такого же случая желобковое табло дает линейную индикацию в виде красных полос в пределах светосхемы участка. Для формирования полос и в целом плана станции используются миниатюрные световые ячейки прямоугольного типа. На крупных станциях для лучшего обозрения желобковое табло устанавливается на расстоянии 2,5 – 3м от рабочего стола ДСП.
6. Способ размыкания маршрутов. Возможно применение схем, предусматривающих одновременное размыкание всех стрелок, входящих в маршрут, после полного его использования (так называемый несекционированный способ) и обеспечивающих последовательное размыкания стрелок по мере проследования состава по маршруту (секционированный способ).
7. Вид конструктивного оформления схемных решений. Различают ЭЦ со стативным и блочным монтажом. В первом случае штепсельные розетки, в которые вставляются реле, располагаются на специальных стативах, для которых ведется монтаж по индивидуальным схемам непосредственно на строительном объекте. Во втором случае отдельные схемные узлы монтируются в блоках в заводских условиях. Блоки имеют штепсельное включение и устанавливаются на специальных стойках. Блочное оформление позволяет ускорить проектирование устройств, сократить сроки монтажных работ на объектах, улучшить обслуживание ЭЦ.
По совокупному проявлению перечисленных выше признаков релейные централизации подразделяются на следующие системы.
1. ЭЦ с местным питанием и местным замыканием (ЭЦ МПМЗ). В этой системе аппарат управления размещается в станционном здании, а необходимая аппаратура – в горловинах станции в релейных будках (РБ) и батарейных колодцах (БК). В системе предусмотрено раздельное управление стрелками и сигналами, наличие точечного табло, возможность несекционированного размыкания маршрутов, стативный монтаж нештепсельной аппаратуры. Система в свое время предназначалась для малых станций, но вследствие рассредоточения аппаратуры, неудобства в обслуживании и морального старения в настоящее время не применяется.
2. ЭЦ с местным питанием и центральным замыканием (ЭЦ МПЦЗ). В этой системе все функциональные связи начинаются и заканчиваются на посту ЭЦ, однако часть приборов, обеспечивающих питанием электродвигатели стрелочных приводов, лампы светофоров, рельсовые цепи, располагается в релейных и батарейных шкафах в горловинах станции. В системе применяются раздельное управление стрелками и светофорами, точечное табло, несекционированное размыкание маршрутов, стативный монтаж штепсельной аппаратуры. Система в свое время получила широкое распространение на малых станциях в нескольких модификациях, однако сейчас из-за рассредоточенности приборов и морального старения больше не проектируется.
3. ЭЦ с центральным питанием и центральным замыканием (ЭЦ ЦПЦЗ). В настоящее время эта система получила широкое распространение на сети дорог страны, неоднократно модифицировалась. Предусматривает секционированное построение основных функциональных цепей, использование малогабаритных штепсельных реле и блочное оформление повторяющихся схемных узлов. Институтом Гипротранссигналсвязь для этой системы были разработаны типовые схемные решения (ЭЦ-4, ЭЦ-9, МРЦ-13 и др.), которые предусматривали раздельное управление стрелками и светофорами, желобковое табло для средних станций, управление с пульта-манипулятора и выносное табло для крупных. В конце ХХ в. система получила новое качественное развитие на базе малогабаритных реле нового поколения (РЭЛ, БН) и название усовершенствованной (типовые схемные решения УЭЦ-М, ЭЦ-И, ЭЦ-12-83, ЭЦ-12-90, ЭЦ-12-00).
В настоящее время в соответствии с решением Федерального агентства железнодорожного транспорта и ОАО «Российские железные дороги» о приоритетном развитии процессорных систем проектирование релейных централизаций отходит на второй план. Нормами технологического проектирования предусматривается применение для всех видов станций только ЭЦ ЦПЦЗ, как правило, с маршрутным набором. Для малых станций однопутных участков допускается проектирование ЭЦ с несекционированным принципом построения схем маршрутных замыканий и расположением аппаратуры в транспортируемых модулях (контейнерная централизация ЭЦ-К).
3. РЕЛЕЙНЫЕ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ С НЕСЕКЦИОНИРОВАННЫМ
ПОСТРОЕНИЕМ МАРШРУТНЫХ ЗАМЫКАНИЙ
Особенности схемных решений
Система с несекционированным построением маршрутных замыканий, как было отмечено ранее, ориентирована на применение на малых станциях, имеющих небольшую протяженность стрелочных горловин, незначительный объем маневровой работы, не всегда достаточно надежные источники электроэнергии. Названные эксплуатационные особенности станций требовали развития централизации, направленной на типизацию схемных решений.
В настоящее время в эксплуатации находится значительное количество релейных централизаций, построенных по типовым альбомам ЭЦ-2 и ЭЦ-3. Характерной особенностью указанных централизаций является применение реле с групповыми функциями – контрольно-маршрутных (КМ), контрольно-секционных (КС), групповых путевых (ГП), известителей приближения в маршрутах отправления (ОИП) и др. Таким образом удалось избежать разветвлений в основных функциональных цепях, связанных с положением стрелок и состоянием путевых участков в маршрутах, и получить типовые схемные узлы, не зависящие от путевого развития станции.
Контрольно-маршрутные реле устанавливаются по одному на каждый маршрут приема и отправления для станций двухпутного участка и по одному общему – для маршрута приема и отправления с него в той же горловине однопутного участка(рис. 3.1, а). Пример построения схемы реле КМ представлен на рис. 3.1, б.
а | |
б | в |
г | д |
Рис. 3.1. Примеры построения схем групповых реле для одной горловины
однопутного участка: а – план горловины; б – включение реле КМ; в – включение реле ГП; г – включение реле ОИП
Здесь в приеме на путь IIП реле ЧП2КМ контролирует действительное нахождение съезда №2/4 и стрелки №6 по маршруту. Аналогично построены цепи группового контроля для реле ЧП3КМ, ЧП4КМ.
Контрольно-секционные реле устанавливаются по одному на каждый род маршрута для станций двухпутных линий и на каждую стрелочную горловину – однопутных. КС контролируют свободность стрелочных и бесстрелочных путевых участков на установленном маршруте, что определяется состоянием соответствующего реле КМ (рис. 3.1, г). Например, для приема на путь IIП фронтовым контактом реле ЧП2КМ к групповому контролю подключаются участки ЧП и 2-6СП. В схеме контрольно-секционных реле при необходимости также проверяется отсутствие на пути лобовых маршрутов (в примере на рис. 3.1, г –введением контактов исключающего реле ЗПНИ при приеме на путь ЗП).
Групповые путевые реле применяются по одному на каждый род маршрутов приема для контроля свободности приемоотправочного пути в установленном маршруте. Выбор необходимого контроля осуществляется контактом реле КМ (рис. 3.1, в), например, для маршрута приема на путь IIП – контактом ЧП2КМ.
Групповые известители приближения используются по одному на каждый род маршрутов отправления для контроля свободности предмаршрутного участка или пути в установленном маршруте отправления. Например, для маршрута отправления с пути ЗП – контактом НО3КМ (рис. 3.1, д).
Функции других групповых реле довольно просты и легко уясняются из принципиальных схем их включения.