Основы сигнальной светотехники
В общем случае видимость сигналов цвета определяется как субъективными факторами (способностью человеческого глаза опознавать цвет), так и объективными (состоянием атмосферы, контрастностью и др.). Дальность видимости сигнала цвета определяется по формуле:
L=103 , (1.1)
где, Ic – сила света сигнала, кд;
τ – коэффициент пропускания атмосферы на 1 км;
е – освещённость на зрачке, лк.
Так как в приведённой формуле L входит под знак радикала, то определение дальности расчётом затруднено. Поэтому предварительно составляются различного рода таблицы и номограммы. Проанализируем подкоренное выражение в приведённой формуле.
Сила света необходимой величины достигается применением ламп определённой мощности и специальной конструкцией сигнальной оптики. При этом сигнальная оптика не только должна обеспечивать нужное усиление светового потока (т.е. иметь определённый коэффициент усиления Ку), но и концентрировать световой поток в требуемом направлении, а также исключать ложный сигнал за счёт отражения от оптики солнечных лучей.
Состояние атмосферы может повлиять на чёткость восприятия сигнального цвета в случае потери его прозрачности. Уменьшение τ вызывает перераспределение волн в световом потоке таким образом, что зелёный огонь воспринимается как жёлтый, а жёлтый как зелёный. Лишь красный огонь оказывается наиболее устойчивым к изменениям прозрачности атмосферы.
Освещённость на зрачке глаза, как установлено опытами ВНИИЖТа, вызывает различные ощущения в зависимости от цвета. Так, для красного цвета минимальная пороговая освещённость на зрачке глаза днём составляет 600∙10-6 лк, для зелёного – 900∙10-6, для белого – 2000∙10-6 лк.
С точки зрения контрастности сигнальных цветов по отношению к окружающему фону в наиболее неблагоприятном положении оказываются зелёный и желтый цвета, а наиболее контрастен – красный цвет.
Таким образом, по сумме влияющих факторов наиболее восприимчив и устойчив красный цвет. Поэтому он выбран в качестве запрещающего всякое движение. Далее разрешающим признан жёлтый и разрешающим абсолютно – зелёный. Красный, жёлтый и зелёный составляют сигнальные цвета. Для маневровых передвижений в качестве запрещающего выбран синий, разрешающего – белый цвет.
Требуемая окраска светового потока достигается за счёт цветных светофильтров. К качеству их изготовления предъявляются повышенные требования. На заводе-изготовителе цветность светофильтров определяется путём измерения их колориметром. В основу измерения положена трёхкоординатная теория получения цвета (R – красный, G – зелёный, В – синий).
Источник света, распространяющий световой поток во все стороны пространства с одинаковой силой, применять нерационально, так как подавляющая часть потока будет затрачиваться бесполезно и мощность ламп светофоров будет недопустимо большой. Во избежание этого применяют оптические системы, концентрирующие часть светового потока, что значительно увеличивает силу света в требуемом направлении.
Коэффициент усиления оптики:
Ку = , (1.2)
где I2 – сила света пучка, вышедшего из оптики;
I1 – сила света, падающего от источника света.
От свойств и размеров оптической системы коэффициент усиления зависит следующим образом:
Ку = k = k , (1.3.)
где k – коэффициент потерь в стекле;
ω1 – телесный угол охвата;
ω2 – телесный угол рассеивания;
α – плоский угол, соответствующий телесному углу охвата;
β – плоский угол, соответствующий телесному углу рассеивания.
Ку = k , (1.4.)
где D – диаметр линзы,
d – диаметр источника света.
Для светофоров можно применять только те оптические системы, которые имеют возможно более высокий коэффициент усиления и не имеют возможность ложного восприятия сигнала вследствие отражения.
Рассмотрим возможные варианты оформления сигнальной оптики. Преломляющий тип оптики (рис. 1.4) не может дать большого коэффициента усиления Ку, так как имеет небольшой угол охвата. Ложное восприятие сигнала с линзовой оптикой маловероятно, так как источником ложного отраженного сигнала может служить только стеклянная поверхность баллона электрической лампочки, от которой возможно отражение лучей, попавших внутрь головки светофора извне, но сила света их при линзовой оптике будет очень мала.
Рис. 1.4. Преломляющий (линзовый) тип оптики
Для того, чтобы свести к минимуму влияние отраженных лучей света стеклянный баллон лампочки стремятся сделать как можно меньше, внутреннюю часть сигнальной головки светофора окрашивают в черный цвет, а с внешней стороны головки навешивают защитный козырек. Поэтому считается, что линзовая оптика является безопасной в отношении ложного сигнала.
Отражательный тип оптики (рис. 1.5) позволяет получать бóльшие углы охвата и, следовательно, более высокий коэффициент усиления. Однако высокая отражательная способность параболического зеркала приводит к возникновению ложного сигнала вследствие отражения солнечных лучей или направленных пучков света, например, от локомотивного прожектора. По этой причине от применения отражательной оптики в светофорах железнодорожного транспорта отказались.
Рис. 1.5. Отражательный тип оптики
В прожекторном светофоре применяется смешанная оптика – отражательная и преломляющая (рис. 1.6), в которой вследствие применения эллипсоидного отражателя свет от источника, помещенного в первом фокусе, собирается во втором фокусе. В месте второго фокуса располагают цветные светофильтры. Размер таких фильтров обычно меньше размеров светофильтров преломляющей оптики, и поэтому можно осуществлять автоматическую смену положения светофильтров при смене сигнальных показаний светофора. Этим достигается возможность подачи нескольких сигнальных показаний от одной оптической системы. Появление ложных сигналов исключено, так как отраженный луч от постороннего источника света будет всегда окрашен в тот же цвет, что и основной. Наличие отражателя позволяет получать большой угол охвата и, следовательно, большой коэффициент усиления. Однако, сложная конструкция таких светофоров снижает эффективность их использования.
Рис. 1.6. Прожекторный тип оптики
На отечественных железных дорогах в основном применяются светофоры с линзовой оптикой, реже – с прожекторной.
Нормально световой пучок, выходя из линзы светофора, расходится постепенно, а так как вблизи светофора он остается ещё достаточно узким, то на близком расстоянии от светофора (около 10 м) его показание может быть невидимым для машиниста. Для обеспечения видимости показаний светофора вблизи него применяют установку отклоняющих вставок, представляющих собой круглую пластинку прозрачного стекла, имеющую зубчатые бороздки. Вставка устанавливается в линзовом комплекте так, чтобы она отклоняла лучи, падающие на центральную зону линзы, довольно круто (под углом 30º) вниз и в сторону сигнализируемого пути. Благодаря этому отклонению получается видимость показаний светофора и в непосредственной близости около него (около 10 м). Отклоняющая вставка помещается в центре между передней и задней линзами, удерживаясь в этом положении при помощи спиральной пружины, упирающейся в заднюю линзу.
В последнее время в эксплуатацию поступают светофоры мозаичного типа. В таких светофорах в качестве источника сигнала используется поверхность, набранная в виде мозаики из светодиодов. Каждая поверхность излучает световой поток в виде основных сигнальных цветов. Интенсивность такого излучения зависит от типа применяемых светодиодов и вполне соизмерима с интенсивностью излучения светофоров с оптическими системами. Достоинством такого типа светофоров является простота конструкции, а следовательно, высокая надежность, низкое энергопотребление, простота эксплуатации. Срок их службы в десятки раз выше аналогичных комплектов на лампах накаливания. Кроме того, выход из строя отдельных светодиодов мозаики не влечет за собой отказа светофора в целом. Применение светодиодов исключает ложные показания светофоров за счет отражения солнечных лучей. К недостаткам следует отнести сравнительно высокую стоимость изготовления.