Естественная циркуляция
Вычисления в данном разделе произведены по методике, описанной в [2, стр. 199-201,333-337]. При имеющихся исходных данных – известной температуре на выходе, равной температуре насыщения, и условии охлаждения активной зоны посредством естественной циркуляции – теплогидравлические вычисления были начаты с определения входных характеристик теплоносителя.
Для их определения производился поиск решения уравнения естественной циркуляции, т.е. нахождения условий равенства гидравлического сопротивления контура и движущего напора, т.е. .
Суммарные гидравлические потери по всему контуру определялись как сумма гидравлических потерь на трение и местных сопротивлениях на каждом из участков контура, потери на ускорение потока не учитывались:
, (1)
где:
i – номер участка циркуляционного контура;
j – номер местного сопротивления на i-ом участке контура (на одном участке их может быть несколько).
Движущий напор определялся как разница давлений столбов жидкости на опускном и подъемном участках:
, (2)
где:
i – номер участка подъемной части контура;
j – номер участка опускной части контура.
Таким образом, путем последовательного перебора температуры теплоносителя на входе в активную зону и соответствующих вычислений были построены графики зависимостей гидравлического сопротивления контура и движущего напора от задаваемой температуры (отражены на рисунке 3, стр. 14 в виде зависимости от энтальпии).
Шаг вычислений при последовательном переборе температуры был принят равным 5 ºC, количество точек – 5. Решение произведено графически: как видно из рисунка 3, графики гидравлического сопротивления и движущего напора пересекаются в точке с iвх ≈ 775 кДж/кг, что соответствует tвх ≈ 183 ºC.
Данной точке соответствуют значения pсопр= 64587 Па, pдв = 65424 Па. Относительное расхождение значений, в целом, обеспечивает достаточную точность и составляет:
. Точность вычислений можно увеличить путем нахождения корня уравнения естественной циркуляции математическими методами (например, последовательным перебором с шагом на несколько порядков меньше).
Влияние самовскипания теплоносителя на тяговом участке учитывалось только при расчете движущего напора, т.к. на данную величину ощутимо влияет изменение плотности из-за появления в теплоносителе пара. При вычислениях сопротивлений трения и местных сопротивлений расчет производился для воды в состояния насыщения с нулевой относительной энтальпией (без пара). Коэффициенты местных сопротивлений вычислены согласно данным [3]. Потери давления на каждом из участков контура определялись для средних параметров теплоносителя на этих участках. Подробный ход вычислений отражен в таблице 4.
Рисунок 3 – Гидравлические характеристики и решение уравнения циркуляции
Таблица 4 – Расчет естественной циркуляции | ||||||||
Наименование параметра | Формула / обозначение | Ед. изм. | Значение | |||||
Температура теплоносителя на входе в активную зону | Tвх | ºC | ||||||
Энтальпия теплоносителя на входе в активную зону | iвх | Дж/кг | 7,75*105 | 8,08*105 | 7,86*105 | 7,63*105 | 7,42*105 | |
Удельный объем воды на входе в активную зону | υвх | м3/кг | 1,131*10-3 | 1,142*10-3 | 1,134*10-3 | 1,127*10-3 | 1,120*10-3 | |
Плотность воды на входе в активную зону | кг/м3 | 875,7 | 881,8 | 887,4 | 892,6 | |||
Динамическая воды вязкость на входе в активную зону | µвх | Па·с | 1,47*10-4 | 1,41*10-4 | 1,45*10-4 | 1,49*10-4 | 1,54*10-4 | |
Массовый расход теплоносителя в контуре | кг/с | |||||||
Количество тепла, переданного на участке конденсации пара в теплообменнике | Вт | 1,280*108 | 3,205*108 | 1,586*108 | 1,059*108 | 0,797*108 | ||
Количество переданного тепла на участке охлаждения в теплообменнике | Вт | 4,719*108 | 2,795*108 | 4,414*108 | 4,941*108 | 5,204*108 | ||
Протяженность участка конденсации теплообменника | м | 2,68 | 6,70 | 3,32 | 2,21 | 1,67 | ||
Протяженность участка охлаждения теплообменника | м | 9,87 | 5,84 | 9,23 | 10,33 | 10,88 | ||
Движущий напор | Па | |||||||
Скорости течения теплоносителя внутри участков циркуляционного контура: | (i – номер участка контура) | м/с | ||||||
– в активной зоне (ТВС) | 2,65 | 6,67 | 3,29 | 2,19 | 1,64 | |||
– на участке защитных чехлов | 2,51 | 6,29 | 3,11 | 2,08 | 1,56 | |||
– на участке приводных тяг | 2,38 | 5,95 | 2,94 | 1,97 | 1,48 | |||
– на участке конденсации теплообменника | 3,29 | 8,23 | 4,07 | 2,72 | 2,04 | |||
– на участке охлаждения теплообменника | 2,30 | 5,79 | 2,85 | 1,90 | 1,43 | |||
– в свободном опускном участке | 1,23 | 3,11 | 1,53 | 1,01 | 0,76 | |||
Значения числа Рейнольдса на участках циркуляционного контура: | ― | |||||||
– в активной зоне (ТВС) | 3,429*105 | 8,950*105 | 4,304*105 | 2,791*105 | 2,038*105 | |||
– на участке защитных чехлов | 1,375*106 | 3,440*106 | 1,702*106 | 1,137*106 | 0,855*106 | |||
– на участке приводных тяг | 1,659*107 | 4,153*107 | 2,055*107 | 1,372*107 | 1,032*107 | |||
– на участке конденсации теплообменника | 2,699*105 | 6,756*105 | 3,343*105 | 2,232*105 | 1,679*105 | |||
– на участке охлаждения теплообменника | 2,594*105 | 6,634*105 | 3,235*105 | 2,128*105 | 1,576*105 | |||
– в свободном опускном участке | 1,183*107 | 3,089*107 | 1,486*107 | 0,963*107 | 0,703*107 | |||
Значения коэффициента гидравлического сопротивления трения: | ― | |||||||
– в активной зоне (ТВС) | 0,014 | 0,0118 | 0,0135 | 0,0146 | 0,0155 | |||
– на участке защитных чехлов | 0,011 | 0,0095 | 0,0106 | 0,0114 | 0,0119 | |||
– на участке приводных тяг | 0,008 | 0,0067 | 0,0073 | 0,0078 | 0,0081 | |||
– на участке конденсации теплообменника | 0,015 | 0,0124 | 0,0141 | 0,0153 | 0,0161 | |||
– на участке охлаждения теплообменника | 0,015 | 0,0125 | 0,0142 | 0,0154 | 0,0164 | |||
– в свободном опускном участке | 0,008 | 0,0070 | 0,0077 | 0,0082 | 0,0085 | |||
Коэфициенты местных гидравлических сопротивлений: | i – номер участка контура; j – номер местного сопротивления на участке | ― | ||||||
– в активной зоне (ТВС) | – дистанцинирующие решетки (в том числе концевые), 12 шт. принимается равным 0,5 на одну решетку | 6,00 | ||||||
– резкое расширение объема в область защитных чехлов, 1 шт. | 0,11 | |||||||
– на участке защитных чехлов | ― | |||||||
– на участке приводных тяг | – поворот на 180º, 1 шт., значение принимается | 5,20 | ||||||
– на участке конденсации теплообменника | ― | |||||||
– на участке охлаждения теплообменника | – резкое расширение объема в область свободного опускного участка, 1 шт. | 0,21 | ||||||
– в свободном опускном участке | – поворот в днище на 180º, 1шт., значение принимается | 5,20 | ||||||
– резкое сужение объема (вход в тепловыделяющие сборки), 1 шт. | 0,27 | |||||||
Суммарные гидравлические потери на сопротивление по контуру. В том числе: | Па | |||||||
– в активной зоне (ТВС) | 161458,40 | 40835,16 | 18593,61 | 10692,49 | ||||
– на участке защитных чехлов | 2953,10 | 808,28 | 385,31 | 228,86 | ||||
– на участке приводных тяг | 44044,21 | 10790,45 | 4812,97 | 2724,11 | ||||
– на участке конденсации теплообменника | 95323,57 | 13124,54 | 4221,45 | 1900,90 | ||||
– на участке охлаждения теплообменника | 61825,73 | 26543,71 | 14241,44 | 8960,46 | ||||
– в свободном опускном участке | 23225,69 | 5649,72 | 2503,93 | 1408,83 | ||||