Вопрос 2. Методика анализа безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия
Точка безубыточности показывает такой объём производства и реализации продукции, при котором предприятие не получает ни прибылей, ни убытков, т.е. чистая прибыль предприятия равна нулю. Это минимальный объём производства и реализации продукции, при котором предприятие не будет получать убытков. Предприятие начнёт получать прибыль, когда объём производства и реализации продукции будет выше минимального.
Анализ безубыточности – это анализ взаимосвязи: «Затраты – объём – прибыль». Существуют два основных подхода к анализу безубыточности: количественный подход и качественный подход.
1. Согласно количественному подходу, объём продаж выражается в количестве проданных единиц.
Для иллюстрации количественного подхода придадим отчету о прибылях и убытках аналитическую форму, используя при этом следующие обозначения:
Р - цена за единицу продукции;
Х - количество проданных единиц продукции;
V - совокупные переменные затраты;
v - средние переменные затраты на единицу продукции;
F - совокупные постоянные затраты;
I - прибыль до налогообложения.
Введя данные обозначения, можно выразить выручку как РХ (цена, умноженная на количество), а совокупные переменные затраты как vX (средние переменные затраты на единицу продукции, умноженные на количество единиц продукции). Тогда отчет о прибылях и убытках принимает следующий вид:
I = PX - vX - F = (P - v) X - F. (1);
X = (F + I) / (P-v). (2);
Разница между ценой и средними переменными затратами на единицу продукции (P-v) и есть маржинальный доход на единицу продукции.
Одним из направлений анализа соотношения «затраты - объем – прибыль» является определение точки безубыточности, которая показывает не только, при каком объеме продаж не появится ни прибыли, ни убытка, но и возможности, связанные с изменениями затрат или объема продаж.
Количественный подход к исчислению точки безубыточности выражается в следующих формулах:
Количество единиц продукции = Постоянные затраты : Маржинальный доход на единицу продукции (3);
Маржинальный доход на единицу продукции = Продажная цена единицы продукции (без налогов) – переменные затраты на единицу продукции (4);
2. Согласно стоимостному подходу, объём продаж выражается в сумме полученной выручки.
Вместо объема продаж в единицах продукции используется выручка от продаж в денежных единицах R.
Значение прибыли может быть получено по формуле:
I = R - VR - F. (5);
Параметр V называют отношением переменных затрат к выручке. Это доля каждой денежной единицы, вырученной от продаж, необходимой для покрытия переменных затрат, или как переменные затраты в денежной единице выручки. Отношение переменных затрат к выручке может быть исчислено либо путем деления совокупных переменных затрат, приходящихся на выручку, либо в случае продажи единственного изделия делением средних переменных затрат, приходящихся на единицу продукции, на цену.
Чтобы определить доход от продаж, необходимый для получения целевой прибыли (I), из уравнения
I = (1 - V) R – F (6);
определим значение выручки:
R = (F +I) / (1 - V). (7);
Так как V = v/P, то 1 - V равняется 1 - v/Р, или (Р - v)/Р. (Р - v) представляет собой маржинальный доход на единицу продукции, поэтому (Р - v)/Р называют коэффициентом маржинального дохода (G), который показывает долю каждой денежной единицы, необходимой для покрытия постоянных затрат и обеспечения прибыли.
Коэффициент маржинального дохода может быть исчислен двумя способами. Во-первых, по формуле G = 1 - V. (8);
Согласно второму способу предполагается разделить маржинальный доход на выручку от продаж (для всех проданных единиц или в расчете на единицу).
Следует отметить некоторые различия между стоимостным и количественным подходами к анализу соотношения «затраты - объем – прибыль». Во-первых, при стоимостном подходе продажи характеризуются не количеством реализованных единиц продукции, а таким показателем, как выручка. Во-вторых, переменные затраты представляют собой не часть себестоимости единицы продукции, а часть выручки. Можно предположить, что если совокупные переменные затраты меняются с изменением количества проданных единиц, то они должны также меняться и при изменении выручки от продаж.
Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, - «зона безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):
Зона безопасности = Фактический объём выпуска и реализации продукции минус критический объём выпуска и реализации продукции (9);
Удельный вес, % = (Зона безопасности : Фактический объём)×100% (10).
Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.
Задача. Используя данные таблицы, рассчитайте влияние на уровень прибыли на единицу материальных затрат следующих факторов:
- рентабельности продаж;
- доли выручки в объёме производства;
- материалоотдачи.
Показатель | t=0 | t=1 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | ||
Выручка от реализации, тыс. руб. | ||
Объём выпуска продукции, тыс. руб. | ||
Материальные затраты, тыс. руб. |
Решение.
Для расчётов приведём следующие формулы:
1) Рентабельность продаж = (1);
2) Доля выручки в объёме производства = (2);
3) Материалоотдача = (3);
4) Уровень прибыли на единицу
материальных затрат: = (4);
Из приведённых формул видно, что формула (4) получается произведением формул (1), (2) и (3).
В результате получаем мультипликативную модель для факторного анализа уровня прибыли на единицу материальных затрат:
× × = . (5);
Произведём расчёты:
1. При t=0 (базисный):
1) рентабельность продаж: (15477 / 83414) × 100% = 18,55%;
2) доля выручки в объёме производства: (83414 / 80000) × 100% = 104,27%;
3) материалоотдача: 80000 / 35000 = 2,28 руб.
4) Уровень прибыли на рубль материальных затрат: 15477 / 35000 = 0,44 руб.
5) Расчёт по мультипликативной модели: 1,0427 × 0,1855 × 2,28 = 0,44 руб.
2. При t=1 (фактический):
1) рентабельность продаж: (18957 / 97120) × 100% = 19,52%;
2) доля выручки в объёме производства: (97120 / 100320) × 100% = 96,81%;
3) материалоотдача: 100320 / 45600 = 2,2 руб.
4) Уровень прибыли на рубль материальных затрат: 18957 / 45600 = 0,41 руб.
5) Расчёт по мультипликативной модели: 0,9681 × 0,1952 × 2,2 = 0,41 руб.
Расчёты представим в таблице:
Показатель | t=0 (базисный) | t=1 (фактический) | Отклонения, +,- |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | +3480 | ||
Выручка от реализации, тыс. руб. | +13706 | ||
Объём выпуска продукции, тыс. руб. | +20320 | ||
Материальные затраты, тыс. руб. | +10600 | ||
Рентабельность продаж, % | 18,55 | 19,52 | +0,97 |
Доля выручки в объёме производства, % | 104,27 | 96,81 | -7,46 |
Материалоотдача, руб. | 2,28 | 2,20 | -0,08 |
Уровень прибыли на единицу материальных затрат, руб. | 0,44 | 0,41 | -0,03 |
Из приведённых данных таблицы видно, что уровень прибыли на единицу материальных затрат снизился на 0,03 руб., материалоотдача снизилась на 0,08 руб., доля выручки в объёме производства снизилась на 7,46%, а рентабельность продаж увеличилась на 0,97%. В то же время, прибыль от продаж увеличилась на 3480 тыс. руб., выручка от реализации увеличилась на 13706 тыс. руб., объём выпуска продукции увеличился на 20320 тыс. руб., а материальные затраты – на 10600 тыс. руб.
Применим способ цепных подстановок для расчёта влияния факторов:
y0 = a0 × b0 × c0 ; ya = a1 × b0 × c0 ; yb = a1 × b1 × c0 ; y1 = a1 × b1 × c1 ; (6);
Δy = Σ Δy (a, b, c) = Δya + Δyb + Δyc ; (7);
Δya = ya - y0; Δyb = yb - ya; Δyc = y1 - yb . (8).
Где
a0 , b0 , c0 – базисные значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y;
a1, b1, c1 – фактические значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y;
ya, yb – промежуточные значения обобщающего показателя, связанные с изменением факторов a и b соответственно;
Δy – общее изменение обобщающего показателя y;
Δya, Δyb, Δyc – изменение обобщающего показателя y, связанное с изменением факторов a,b и с соответственно.
Результирующий показатель – уровень прибыли на рубль материальных затрат (у).
Факторы – это рентабельность продаж (а), доля выручки в объёме производства (b) и материалоотдача (с).
Произведём расчёты:
1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 0,1855 × 1,0427 × 2,28 = 0,44 руб.;
2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 0,1952 × 1,0427 × 2,28 = 0,46 руб.;
3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 0,1952 × 0,9681 × 2,28 = 0,43 руб.;
4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 0,1952 × 0,9681 × 2,2 = 0,41 руб.
5) Δya = ya - y0 , то есть 0,46 руб. – 0,44 руб. = 0,02 руб;
6) Δyb = yb - ya , то есть 0,43 руб. – 0,46 руб. = - 0,03 руб;
7) Δyc = y1 - yb , то есть 0,41 руб. – 0,43 руб. = - 0,02 руб;
8) Δy = 0,41 руб. – 0,44 руб. = - 0,03 руб.;
или Δy = 0,02 руб. - 0,02 руб. - 0,03 руб. = - 0,03 руб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) за счёт изменения (увеличения) рентабельности продаж уровень прибыли на рубль материальных затрат увеличился на 0,02 руб.;
2) за счёт изменения (уменьшения) доли выручки в объёме производства уровень прибыли на рубль материальных затрат снизился на 0,03 руб.;
3) за счёт изменения (уменьшения) материалоотдачи уровень прибыли на рубль материальных затрат снизился на 0,02 руб.;
4) общее изменение уровня прибыли на рубль материальных затрат составило - 0,03 руб. (уменьшение).
Список использованной литературы:
1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013.
2. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / М.В. Мельник, А.И. Кривцов, О.В. Горлова. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
3. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
4. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Экономический анализ : учеб. пос. для бакалавров / Под ред. Н.В. Парушиной. - М.: Кнорус, 2013.
6. Экономический анализ: учебник для бакалавров / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.
7. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. пос. для бакалавров / Н.А. Лытнева, Н.В., Парушина, Е.А. Кыштымова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 604с.
8. Герасименко, Г.П.; Маркарьян, С.Э.; Маркарьян, Э.А. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Практикум; Ростов-на-Дону: МарТ; Издание 3-е, перераб. и доп. - Москва, 2011. - 160 c.
9. Казакова, Н. А. Управленческий анализ. Комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности; Инфра-М - , 2013. - 272 c.
10. Киселева, О. В., Макеева, Ф. С. Инвестиционный анализ; КноРус - Москва, 2010. - 208 c.
11. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности; М.: Финансы и статистика; Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва, 2012. - 512 c.
12. Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ; Инфра-М - , 2011. - 208 c.
13. Корчагин, Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции и инвестиционный анализ; Феникс - Москва, 2010. - 608 c.
14. Кравченко, Н. А. Инвестиционный анализ; Дело - Москва, 2013. - 264 c.