Эвристический потенциал теории личностного познания М. Полани
Майкл Полани (1891-1976) - британский ученый и философ, выходец из Венгрии. Полани - физикохимик, один из пионеров применения квантовой химии в химической кинетике. Как философ и социолог науки Полани является основателелем «посткритического рационализма» (в противоположность критическому рационализму К. Поппера). Самая известная работа Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958). Полани пытается преодолеть деперсонифицированное представление о научном знании, которое ошибочно принимается за объективность (т. е. представление о том, что подлинное знание считается всеобщим, безличным).
Абсолютная объективность - это иллюзия, заблуждение, Полани предлагает концепцию неявного «личностного знания»: «в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и... эта добавка - не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания». Всегда существуют личностные особенности восприятия, которые могут вносить систематические искажения в результаты считывания экспериментальных данных.
Полани пытается выявить структуру личностных актов познания.
«Наука создается искусством ученого; осуществляя свои умения, ученый формирует научное знание. Поэтому, чтобы проникнуть в сущность того личного вклада, который совершает ученый, необходимо исследовать структуру умений». Полани опирается на факт, что цель искусного действия достигается путем следования ряду норм и правил, неизвестных как таковые человеку, совершающему это действие.
Содержание науки в виде ясных формулировок преподается сейчас во всем мире, но неявное искусство научного исследования для многих остается неведомым. Итак, в научном познании имеется явное, интерперсональное знание, которое представлено в научных гипотезах, теориях, законах. Но прогресс науки, как считает Полани, невозможен без неявного личностного знания, которое содержится в индивидуальном опыте исследователя - искусстве экспериментирования, диагностики, мастерстве владения теоретическими методами. При этом неявное знание может быть передано лишь посредством личного контакта либо в процессе совместных экспериментальных исследований.
Учиться на примере — значит подчиняться авторитету. Вы следуете за учителем, потому что верите в то, что он делает, даже если не можете детально проанализировать эффективность этих действий. Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю. Этими скрытыми нормами может овладеть только тот, кто в порыве самоотречения отказывается от критики и всецело отдается имитации действий другого. Общество должно придерживаться традиций, если хочет сохранить запас личностного знания.
Полани не согласен с представлением о науке, как с тем, что установлено объективно, независимо от эмоциональных корней. Он неоднократно говорит о том, что научное открытие сопровождается потрясающим эмоциональным подъемом ученого. Полани хочет показать, «что страстность в науке — это не просто субъективно-психологический побочный эффект, но логически неотъемлемый элемент науки. Она присуща всякому научному утверждению и тем самым может быть оценена как истинная или ложная в зависимости от того, признаем мы или отрицаем присутствие в ней этого качества». Страстность в науке необходима, по мнению Полани, для различения фактов, имеющих и не имеющих научный нтерес. Любой процесс научного познания, лишенный интеллектуальных эмоций, неизбежно потонет в тривиальностях. Выявление фактов, имеющих научный интерес - это дифференцирующая роль страстности в науки.
Выводы: 1.науку делают люди, обладающие мастерством; 2.искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь в непосредственном общении с мастером; 3.люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от произведенного ими знания; 4.в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, страстность.
Согласно Полани, личностное знание необходимо предполагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатлена не только познаваемая действительность, но сама познающая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию, личный подход к его трактовке и использованию, собственное осмысление его в контексте специфических, сугубо индивидуальных, изменчивых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций. Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта "добавка" насущный необходимый элемент знания, что не делает последнее чисто субъективным.
Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: явного, артикулированного, выраженного в понятиях, суждениях, теориях и других формах рационального мышления, и неявного, имплицитного, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается "из рук в руки", в общении и личных контактах исследователей.
Полани, доказал, что многие успехи ученых зависят от "скрытого знания", которое является личностно практическими, не допускает полной экспликации и не подпадает ни под какие правила.