Универсальный эволюционизм и современная научная картина мира
Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единые целые идеи системного и эволюционного подходов.
Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии и стал ее фундаментальным принципом со времени Ч. Дарвина (1809-1882).
Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в современной науке в концепции глобального (универсального) эволюционизма. Его принципы позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе.
Универсальный (глобальный) эволюционизм характеризуется часто как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.
Определяющее значение в его утверждении как принципа построения современной общенаучной картины мира сыграли три важнейших концептуальных направления в науке ХХ в.: во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитые на ее основе концепции биосферы и ноосферы.
Начало ХХ в. ознаменовалось цепью научных революций, среди которых существенное место заняла революция утверждения идеи эволюции в неорганической природе, что вызвало радикальную перестройку представлений о Вселенной.
Модель расширяющейся Вселенной вела к трем важным предсказаниям, которые впоследствии оказалось возможным проверить путем эмпирических наблюдений. Речь идет, во-первых, о том, что по мере расширения Вселенной галактики удаляются друг от друга со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними; во-вторых, эта модель предсказывала существование микроволнового фонового излучения, пронизывающего всю Вселенную и являющуюся реликтовым остатком его горячего состояния в начале расширения; в-третьих, данная модель предсказывала образование легких химических элементов из протонов и нейтронов в первую минуту после начала расширения.
Модель расширяющейся Вселенной существенно трасформировала наши представления о мире. Она требовала включить в научную картину мира идею космической эволюции.
Теория раздувающейся Вселенной, трансформируя сложившуюся физическую картину мира, дает новый импульс формированию общенаучной картины мира на основе идей глобального эволюционизма. Она требует корректировки философско-мировоззренческих оснований науки, выдвигая ряд весьма важных проблем мировоззренческого характера.
Не менее важную роль в утверждении этих идей сыграла теория самоорганизации (синергетика). Термин "синергетика" (с греч. - содействие, сотрудничество) использовал Г. Хакен. Специфика синергетики заключается в том, что основное внимание она уделяет когерентному согласованному состоянию процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей). Для того, чтобы система могла рассматриваться как самоорганизующаяся, она должна удовлетворять, по меньшей мере, трем условиям: 1. система должна быть термодинамически открытой; 2. динамические системы являются нелинейными; 3. процессы в системе происходят кооперативно (В. Эбелинг). Самоорганизация начинает рассматриваться как одно из основных свойств движущейся материи и включает все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения.Она выступает как процесс, который приводит к образованию новых структур.
Уже в 20-х годах 20 столетия в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения, которое было вязано с именем В.И. Вернадского и которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. Его, несомненно, следует рассматривать как один из существенных факторов естественнонаучного обоснования идеи универсального эволюционизма.
В концепции В.И.Вернадского жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию. Своим учением о биосфере ноосфере В.И. Вернадский продемонстрировал связь планетарных и космических процессов.
Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.
Универсальный эволюционизм позволяет рассматривать окружающий мир и, прежде всего, общество как информационное общество, где решающую роль играет современная информатика, которая сближает различные цивилизации, общественно-экономические формации и на первый план выходят проблемы глобального развития человечества. Глобализация общественного развития является в сегодняшнем мире наиболее острой на путях дальнейшего развития человечества.