Методологические основы технического диагностирования
Одной из наиболее важных характеристик САУ является восстанавливаемость. Контроль работоспособности системы и поиск дефекта, составляющие подчас до 90 % времени, затрачиваемого на восстановление системы, имеют в этом случае определяющее значение.
Дальнейшее развитие и усовершенствование САУ приводит к противоречиям. С одной стороны, требования к надежности систем повышаются, с другой — их усложнение приводит, как правило, к снижению надежности. Так как конструктивные, схемные и технологические возможности повышения надежности САУ ограниченны, то очевидным путем устранения этих противоречий является разработка методов и средств контроля работоспособности и поиска дефекта, т. е. решение задач, присущих технической диагностике.
Как известно, техническая диагностика направлена на исследование текущего состояния объектов диагностирования и форм его проявления во времени, на разработку методов его определения и принципов построения систем диагностирования.
Технические средства, используемые на различных объектах диагностирования, весьма разнообразны. Поэтому диагностирование должно учитывать различие в формах проявления технического состояния САУ, целесообразность использования тех или иных методов определения работоспособности и поиска неисправности и особенности технической реализации средств диагностирования.
Условия непрерывной эксплуатации систем различного назначения в отрыве от ремонтной базы при ограниченном времени их восстановления заставляют ориентироваться не только, а подчас и не столько на обнаружение места возникновения дефекта, сколько на определение его характера, возможных последствий.
Так как рассматриваемыми объектами диагностирования (ОД) являются САУ, то задачи технического диагностирования имеют непосредственную связь с задачами теории управления и с методами, используемыми для их описания и анализа, что и определяет специфику исследований САУ как объекта технического диагностирования.
Техническое диагностирование предполагает определение технического состояния ОД с определенной точностью. Причем результатом этого процесса должно быть заключение о техническом состоянии объекта с указанием места, а при необходимости, вида и причины дефекта.
Поскольку необходимо классифицировать исправное (отсутствие дефектов) и неисправное (наличие дефектов) состояние ОД, то возникают задачи формирования математических моделей ОД анализа влияния дефектов на работоспособность ОД по тому или иному критерию. Результат такого анализа позволяет определить наиболее рациональный алгоритм поиска неисправности и направление проектирования систем диагностирования. Организация диагностирования может быть представлена схемой, приведенной на рис.36.
В процессе функционирования система переходит из одного состояния в другое. В связи с тем, что исходным является исправное состояние и оно определено, наиболее существенным следует считать определение оператора перехода системы в те или иные состояния. Математическая формулировка оператора может быть различной в зависимости от природы рассматриваемой системы, ее структуры, характера упрощающих предположений и др. При всех обстоятельствах любое состояние системы должно определяться этим оператором однозначно, в этом состоит его детерминированность.
Ограниченность достоверности знаний закономерности переходов системы приводит в ряде случаев к необходимости использования вероятностных характеристик.
Переход системы в различные состояния происходит под влиянием возникшей неисправности. При контроле работоспособности результат перехода системы в то или иное новое со состояние известен, хотя не всегда могут быть достоверно определены причины этого перехода. Когда причины неизвестны возможно установить некоторую регулярную взаимосвязанную день событий, которая с определенной достоверностью, зависящей от числа и качества наблюдений, устанавливают указанную закономерность.
Р и с.36. Организация технического диагностирования САУ
Особенностью детерминированных моделей является единственность траекторий, определяющих однозначно связь работоспособности САУ с характером ее неисправности.
Для случайных моделей оператор перехода учитывает вероятностные характеристики. Оператор здесь также имеет детерминированный характер, хотя он и не определяет достоверно траектории перехода системы из одного состояния в другое.
Состояние ОД в общем случае может быть описано n- мерным вектором
, (6.1)
где - составляющие вектора.
Оператор перехода системы из состояния в состояние может быть описан матрицей вида
, (4.2)
где - коэффициенты преобразования.
Модель дает возможность представить любые процессы в форме линейных и нелинейных преобразований. Например, если вектор Х характеризует исходное состояние системы, то её производное состояние для линейного преобразования вида
(4.3)
может быть записано в виде
(4.4)
Для широкого класса систем, описываемых дифференциальными уравнениями, математическая модель принимает форму
(4.5)
где и - n-мерные векторы,
и - их составляющие.
Вероятностная математическая модель ОД также может быть представлена в векторной форме. Оператор перехода в выражениях (4.4) и (4.5) является при этом матрицей случайных величин.
Принятые принципы представления математических моделей не противоречат методам получения рациональных программ определения работоспособности и поиска дефекта, широко представленным в различных публикациях. В основе этих методов лежит представление оператора перехода в виде таблицы состояний, характеризуемых символами 0 и 1. Использование указанного подхода построения математической модели позволяет задать данные состояния, связав их с физически возможными, а следовательно, и правомерными для той или иной системы.
Анализ математической модели ОД должен быть направлен на решение двух основных задач: получение качественной и количественной оценок влияния возможных неисправностей на целевую функцию, характеризующую работоспособность ОД, и определение необходимого и достаточного числа контролируемых параметров.
При анализе математических моделей существует две тенденции. Первая из них состоит в том, что в рассмотрение вводится максимально возможное число состояний, в конечном счете определяемое числом элементов САУ. Вторая исходит из того, что второстепенные признаки нецелесообразно принимать во внимание в силу их незначительной информативности.
В случае использования детерминированного оператора (4.2) работоспособность ОД рассматривается в предположении определенного характера изменения параметров САУ.
При учете случайных законов изменения параметров работоспособность оценивается с помощью вероятностных характеристик. Подобное представление модели ОД не противоречит принципам, которые положены в основу построения алгоритмов определения работоспособности САУ и поиска дефекта при представлении процедур диагностики марковскими процессами, поскольку будущее состояние системы действительно может определяться предыдущим состоянием. В любом случае существует вероятность того, что система, находящаяся в состоянии j в момент времени t перейдет в состояние i в момент времени t+Δt. Если рассматривать дискретный марковский процесс и характеризовать поведение системы n-мерным вектором с составляющими Рij, определяющими вероятность нахождения системы в момент времени t в состоянии j, то поведение системы в момент времени t+1 может быть найдено из решения системы уравнений вида
(4.6)
Направленность на ограничение числа состояний системы вполне оправданна, поскольку учет всех возможных связей, особенно для сложной системы, может создать непреодолимые трудности при разработке модели ОД. Кроме того, степень сложности модели может оказаться слишком высокой и за множеством второстепенных связей могут потеряться основные связи, определяющие процесс функционирования.
Разумное упрощение модели ОД может быть выполнено только при анализе специфики ОД и учете ограничений, диктуемых задачами диагностирования.
Объективной мерой ограничений служит время, отводимое на восстановление системы, и цена отказа системы. Эти параметры взаимосвязаны и образуют единый критерий, характеризующий эффективность решения задачи или степень возможных последствий, вызванных отказом системы.