Тема № 1 (4 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 4 ч – с.раб)

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.В.9.).

Для освоения дисциплины «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения таких дисциплин как «Педагогика», «Специальная психология», «Технологии преподавания русского языка».

Освоение дисциплины является основой для последующего успешного прохождения учебной и производственной практик и подготовки к итоговой государственной аттестации.

Цель изучения дисциплины

Формирование у студентов системы знаний и умений в области методики формирования элементарных математических представлений у детей.

Структура дисциплины.

Общие вопросы обучения математике детей с отклонениями в развитии. Значение, задачи и содержание математического развития детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Методика формирования количественных, пространственных, геометрических представлений, представлений о величинах и их измерениях у детей с отклонениями в развитии. Планирование и учёт работы по формированию элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении.

Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины применяются традиционные формы обучения (лекции и практические занятия, самостоятельная работа); активные, интерактивные методы и технологии (учебные и деловые игры, проектное представление результатов работы студенческих исследовательских групп; методы дискуссии, моделирования и анализа фрагментов уроков); инновационные технологии (мультимедийное и видео-сопровождение лекций и практических занятий, использование Интернет-ресурсов).

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-3, ПК-5, ПК-10(наименование в соответствии с ФГОС ПО):

– осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

– организации и осуществлению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

– способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· теоретические основы формирования математических представлений в специальной образовательных учреждениях для детей с нарушениями в развитии;

· трудности и особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с нарушениями в развитии;

· содержание и формы организации формирования математических представлений у детей с проблемами в развитии;

· средства и методы обучения математике детей с особыми образовательными потребностями;

· методику обучения математике детей с особыми образовательными потребностями.

уметь:

· анализировать программные требования к содержанию и организации обучению детей с проблемами в развитии;

· планировать и контролировать работу по обучению математике в специальной образовательных учреждениях для детей с проблемами в развитии;

· изучать специальную методическую литературу по вопросам обучения математике детей с проблемами в развитии;

· целенаправленно выбирать и использовать разнообразные методы и приёмы обучения математике детей с проблемами в развитии;

· взаимодействовать с учителями-дефектологами, учителями-логопедами и родителями.

владеть:

· понятийным аппаратом математики (специальной);

· технологиями планирования и реализации учебной и коррекционной работы по обучению математике;

· навыками анализа занятий по формированию элементарных математических представлений с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической точки зрения;

· профессиональным мышлением, необходимым для проведения занятий по формированию элементарных математических представлений.

Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 часа).

Формы контроля

Промежуточная аттестация – зачет

Составитель

Гуженкова Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ.

Принятые сокращения

ДОУ — дошкольное образовательное учреждение

ЗУН — знания, умения, навыки

ММР — методика математического развития

РЭМП — развитие элементарных математических представ­лений

ТиММР — теория и методика математического развития

ФЭМП — формирование элементарных математических представлений.

лекции 18 ч
практические 10 ч
лабораторные 8 ч

Тема № 1 (4 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 4 ч – с.раб)

Общие вопросы обучения математике детей с отклонениями в развитии.

План

1. Цели и задачи математического развития дошкольников.

2. Содержание программы ФЭМП в ДОУ.

3. Значение и возможности математического развития детей
в дошкольном возрасте.

4. Принципы обучения математике.

5. Методы ФЭМП.

6. Приемы ФЭМП.

7. Средства ФЭМП.

8. Формы работы по математическому развитию дошкольников.

Наши рекомендации