Тема № 1 (4 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 4 ч – с.раб)
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.В.9.).
Для освоения дисциплины «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения таких дисциплин как «Педагогика», «Специальная психология», «Технологии преподавания русского языка».
Освоение дисциплины является основой для последующего успешного прохождения учебной и производственной практик и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Цель изучения дисциплины
Формирование у студентов системы знаний и умений в области методики формирования элементарных математических представлений у детей.
Структура дисциплины.
Общие вопросы обучения математике детей с отклонениями в развитии. Значение, задачи и содержание математического развития детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Методика формирования количественных, пространственных, геометрических представлений, представлений о величинах и их измерениях у детей с отклонениями в развитии. Планирование и учёт работы по формированию элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении.
Основные образовательные технологии
В ходе изучения дисциплины применяются традиционные формы обучения (лекции и практические занятия, самостоятельная работа); активные, интерактивные методы и технологии (учебные и деловые игры, проектное представление результатов работы студенческих исследовательских групп; методы дискуссии, моделирования и анализа фрагментов уроков); инновационные технологии (мультимедийное и видео-сопровождение лекций и практических занятий, использование Интернет-ресурсов).
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-3, ПК-5, ПК-10(наименование в соответствии с ФГОС ПО):
– осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
– организации и осуществлению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
– способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· теоретические основы формирования математических представлений в специальной образовательных учреждениях для детей с нарушениями в развитии;
· трудности и особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с нарушениями в развитии;
· содержание и формы организации формирования математических представлений у детей с проблемами в развитии;
· средства и методы обучения математике детей с особыми образовательными потребностями;
· методику обучения математике детей с особыми образовательными потребностями.
уметь:
· анализировать программные требования к содержанию и организации обучению детей с проблемами в развитии;
· планировать и контролировать работу по обучению математике в специальной образовательных учреждениях для детей с проблемами в развитии;
· изучать специальную методическую литературу по вопросам обучения математике детей с проблемами в развитии;
· целенаправленно выбирать и использовать разнообразные методы и приёмы обучения математике детей с проблемами в развитии;
· взаимодействовать с учителями-дефектологами, учителями-логопедами и родителями.
владеть:
· понятийным аппаратом математики (специальной);
· технологиями планирования и реализации учебной и коррекционной работы по обучению математике;
· навыками анализа занятий по формированию элементарных математических представлений с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической точки зрения;
· профессиональным мышлением, необходимым для проведения занятий по формированию элементарных математических представлений.
Общая трудоемкость дисциплины
2 зачетных единицы (72 часа).
Формы контроля
Промежуточная аттестация – зачет
Составитель
Гуженкова Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ.
Принятые сокращения
ДОУ — дошкольное образовательное учреждение
ЗУН — знания, умения, навыки
ММР — методика математического развития
РЭМП — развитие элементарных математических представлений
ТиММР — теория и методика математического развития
ФЭМП — формирование элементарных математических представлений.
лекции | 18 ч |
практические | 10 ч |
лабораторные | 8 ч |
Тема № 1 (4 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 4 ч – с.раб)
Общие вопросы обучения математике детей с отклонениями в развитии.
План
1. Цели и задачи математического развития дошкольников.
2. Содержание программы ФЭМП в ДОУ.
3. Значение и возможности математического развития детей
в дошкольном возрасте.
4. Принципы обучения математике.
5. Методы ФЭМП.
6. Приемы ФЭМП.
7. Средства ФЭМП.
8. Формы работы по математическому развитию дошкольников.