Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства
Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 метра.
Дети 2—4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате двигательных упоений — в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к собственному движению (глаз, головы, тела и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практическое освоение (расстояние от одного предмета до другого).
В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово.
Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
вверху — это там, где голова;
внизу — это там, где ноги;
впереди — это там, где лицо;
позади — это там, где спина;
справа — это там, где правая рука;
слева — это там, где левая рука, и т. д.
Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово.
Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные.
В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов на ограниченном пространстве. В 5 лет возрастает степень удаленности предметов.
Выводы:
Дошкольный возраст — это период освоения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.
Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Особенности развития пространственных ориентировок у детей | Методические рекомендации по формированию пространственных ориентировок в ДОУ |
Без ориентации на своем теле невозможна ориентировка относительно себя | Сначала учим называть и показывать части тела, затем ориентироваться на нем (что где находится), потом даем другие виды ориентировок |
Трудно воспринимаются отношения «право - лево», правосторонние и левосторонние части тела | Обращаем внимание на преимущественные функции правой и левой руки и постоянно тренируем в их названии. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, придерживаем лист бумаги. С леворукими необходима индивидуальная работа). Левосторонние и правосторонние части тела связываем с соответствующей рукой. |
Легче ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости | Вначале рассматриваемое пространство или плоскость искусственно ограничиваем, затем постепенно расширяем обзор |
Труднее ориентируются в движении, чем в статичном положении | Сначала учим ориентироваться в неподвижном положении, ориентировку в движении даем как усложнение, по этапам |
Не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентировку в клеточном и строчечном микропространстве | Вначале даются специальные упражнения для различения клеток и строк и только затем проводится основная работа, связанная с ориентировкой на листе бумаги в клетку |
Задание для самостоятельной работы студентов
Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве.
Тема № 6 (2 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 2 ч – с.раб)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка во времени».
2. Значение развития временных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени.
4. Особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка во времени».
Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «веремя». Особенности времени:
текучесть (нельзя остановить);
необратимость (нельзя повернуть вспять);
непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.
Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью.
В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».
В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.
Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
2.Значение развития временных представлений у дошкольников.
Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:
планировать деятельность во времени (сначала — потом);
менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
правильно обозначать в речи временные понятия;
определять время по часам;
измерять временные промежутки и др.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».
С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора:
содержание деятельности;
интерес к деятельности;
возраст детей.
Ю. Д. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).
Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.