Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства

Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глаза­ми предмет на расстоянии 1—1,5 метра.

Дети 2—4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате двигательных уп­оений — в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к собственному движению (глаз, головы, тела и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практиче­ское освоение (расстояние от одного предмета до другого).

В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение на­чинает приобретать слово.

Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:

вверху — это там, где голова;

внизу — это там, где ноги;

впереди — это там, где лицо;

позади — это там, где спина;

справа — это там, где правая рука;

слева — это там, где левая рука, и т. д.

Этапы восприятия пространственных отношений между пред­метами:

I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без простран­ственной взаимосвязи.

II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается ру­кой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости за­меняется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово.

Практические действия постепенно сворачиваются и перехо­дят в умственные.

В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов на ограниченном пространстве. В 5 лет возрастает степень удаленности предметов.

Выводы:

Дошкольный возраст — это период освоения словесной сис­темой отсчета по основным пространственным направлениям.

Ориентировка на собственном теле служит исходной в ос­воении ребенком пространственных направлений.

При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.

Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.

Особенности развития пространственных ориентировок у детей Методические рекомендации по формированию пространственных ориентировок в ДОУ
Без ориентации на своем теле невозможна ориентировка относительно себя Сначала учим называть и показывать части тела, затем ориентироваться на нем (что где находится), потом даем другие виды ориентировок  
Трудно воспринимаются отношения «право - лево», правосторонние и левосторонние части тела Обращаем внимание на преимущественные функции правой и левой руки и постоянно тренируем в их названии. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, придерживаем лист бумаги. С леворукими необходима индивидуальная работа). Левосторонние и правосторонние части тела связываем с соответствующей рукой.  
Легче ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости Вначале рассматриваемое пространство или плоскость искусственно ограничиваем, затем постепенно расширяем обзор  
Труднее ориентируются в движении, чем в статичном положении Сначала учим ориентироваться в неподвижном положении, ориентировку в движении даем как усложнение, по этапам  
Не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентировку в клеточном и строчечном микропространстве Вначале даются специальные упражнения для различения клеток и строк и только затем проводится основная работа, связанная с ориентировкой на листе бумаги в клетку  

Задание для самостоятельной работы студентов

Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве.

Тема № 6 (2 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 2 ч – с.раб)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

1. Содержание понятия «ориентировка во времени».

2. Значение развития временных представлений у дошколь­ников.

3. Физиологические и психологические механизмы воспри­ятия времени.

4. Особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.

Содержание понятия «ориентировка во времени».

Слово «время» в переводе с древнерусского славянского язы­ка обозначает вращение — «веремя». Особенности времени:

текучесть (нельзя остановить);

необратимость (нельзя повернуть вспять);

непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);

отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).

Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжитель­ность, последовательность, частота, ритм, темп.

Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбира­ется регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы време­ни, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секун­да придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

В младшей группе дети способны воспринять такие проме­жутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связы­вая их со своей деятельностью.

В средней группе необходимо углубить и расширить эти зна­ния и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».

В старшей и подготовительной группах можно знакомить де­тей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.

Параллельно надо развивать «чувство времени» — способ­ность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познако­мить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундо­мером.

2.Значение развития временных представлений у дошколь­ников.

Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научить­ся самим ориентироваться во времени:

планировать деятельность во времени (сначала — потом);

менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;

правильно обозначать в речи временные понятия;

определять время по часам;

измерять временные промежутки и др.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как орга­низованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.

Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».

С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правиль­ную оценку длительности времени оказывают три фактора:

содержание деятельности;

интерес к деятельности;

возраст детей.

Ю. Д. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).

Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формирова­нию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уло­житься), чтобы дисциплинировать детей.

Наши рекомендации