Психологический контекст открытий
Самым приблизительным образом можно психологический контекст этих двух открытий ( открытия на основании неведения и отк на осн незнания) можно характеризовать как непосредственное вИдение, открытие в полном смысле этого слова.
Выдвижение новых фундамент принципов связывалось с дея-ью гениев. Обращаясь к истории ест-ия, мы видим, что такого рода открытия осуществляются незаурядными людьми. Более того, многие открытия делали независимо друг от друга несколько ученых в одно время (Ч.Дарвин впервые обнародовал свои идеи об эволюции видов на заседании в 1858 в Лондоне; на этом же заседании А.Р.Уоллес выступил с изложением рез-ов исследований, которые по существу совпадали с дарвиновскими.
Иногда фундамент открытия самими учеными и их современниками трактуются как решения частных задач и не связываются с фундаментальными проблемами. Например, Н.Коперник создал свою теорию в связи с тем, что в исследованиях были обнаружены несоответствия наблюдений и предсказаний на базе птолемеевской геоцентрической сис-мы, т.е. возник конфликт между новыми данными и старой теорией. Решение этой фундамент проблемы привело к великому открытию. Поэтому следует признать, что фундамент. открытия всегда связаны с решением фундамент проблем, т.е. таких, которые касаются наиболее общих представлений о действительности.
Этапы изменения характера науки.
I ЭТАП ( Возникновение науки следует отнести к каменному веку)
ü человек в процессе жизнедеят-ти начинает накапливать и передавать дургим знания о мире;
ü наука-опыт практич и познават деят-ти;
ü кулминационным пунктом стала наука древнего Египта и Вавилона.
II ЭТАП ( с V в до н.э. в Древней Греции)
ü наука –доказательное и логичное знание;
ü Аристотель проанализировал процесс доказат-ва и создал теорию док-в – логику;
ü Возникновение первых сис-м о первоначалах, атомистика, развиваются мат-ка и механика, астрономия;
ü Появление описаний окружаемого мира, систематизирующие природные явления ( работы Страбона)
III ЭТАП (V в. – вторая половина XV в.
ü Наука- опытное знание;
ü Естествоиспытатели и деят-ли церкви Р.Гроссетест, Р.Бэкон и другие следуют опираться на опыт и наблюдение а не на авторитет предания или философской традиции;
ü Большое значение уделяется вненаучным видам знания ( астрология, алхимия, магия)
ü Центр ест-науч. исследований в начале этапа переместился в Азию.
IV ЭТАП (вторая половина XV-XVIII в)
ü Наука- ест-ие, умеющее строить математические модели изучаемых явлений;
ü Начало этапа отмечено созданием гелиоцентрической сис-мы (Н.Коперник);
ü Эпоха великих гегорафич открытий;
ü В XVII в происходит рождение ест-ия как соц института
V ЭТАП (с первой половины XIX в)
ü Первыми реформаторами стали ученые Берлинского университета, суть реформ состояла в оформлении науки в особую профессию;
ü Наука- проф.знание : совмещение исследоват деят-ти и высшего образования
ü Этап эволюц.идей в ест-ии : -теория катастроф, - формулировка Периодической сис-мы хим.элементов , - закон сохранения и превращения энергии ;
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ( конец XIX - начало XX)
ü Разработка классич электродинамики
ü Обнаруживается и изучается явление радиоактивности
ü Открыт электрон и атомное ядро; формулировка квантовой гипотезы и квантовой теории атома
ü Создание модели расширающейся вселенной, квантовой механики, кибернетики и др.
Типы научной рациональности.
Три стадии развития естест-ия, каждая из кот начинается с глобальной революции, можно охарактеризовать с точки зрения научной рациональности :
1. Классичсекая рац-ть (соответствующая классической науке в двух ее состояниях –додисциплинарном и дисциплинарно организационном)
Классический тип научной рац-ти, концентрируя внимание на объекте, стремится при теоретич. Объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциями его дея-ти, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания.
2. Неклассическая рац-ть( соотв.неклассич.науке)
Неклассический тип научной рац-ти учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деят-ти, причем выявление этих связей рассматривается в качестве условия научного описания и объяснения мира.
Постнеклассическая рац-ть
Расширяет поле осмысления деят-ти, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте ; анализируется связь внутринаучных целей с вненаучными, соц.ценностями и целями.
Каждый новый тип научной рац-ти характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответсвующие типы системных объектов. При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Между ними сущ-ет некая преемственность.