Взаимоотношение естествознания и религии в современном мире
Естественно-научное знание не является оценочным, идеологическим, нацеленным на то, чтобы нарисовать негативный или позитивный образ религии. Знание о природе само по себе не является религиозным или антирелигиозным. Среди ученых можно найти как верующих, так и неверующих тоже. Задача ученого не совпадает с теми задачами, кот.ставят перед собой религиозный проповедник или атеистичный критик религии.
Существует 4 варианта взаимодействия естествознания и религии:
1. Давление ест-я на религию в процессе секуляризации(изъятие гос-ом церковного иму-ва,духовного ведения)
2. Давление религии на ест-ие и попытка использ-я научных методов для док-ва креационизма (учения о сотворении мира Богом)
3. Невмешательство на основе признания сущ-ия двух разных феноменов культуры
4. Объединение рел и науч путей познания действительности.
Роль естествознания как инструмента познания неуклонно растет. Но при этом не происходит автоматического вытеснения религии. Развитие естествознания сопряжено как с завоеваниями, так и с потерями. Решение одних проблем выдвигает другие, часто создавая проблемные ситуации.
Подходы к изучению истории естествознания.
Подходы к изучению истории науки:
· Составление хронологической шкалы достижений с демонстрацией неуклонного роста знаний;
· Реконструкция хода мысли, особенностей рассуждений и доказательств ученых прошлых времен, полемика с идеями предшественников и современников
· Определение соц и культ контекстов, в которых происходили те или иные события в развитии познания.
В наст время обсуждаютсядве традиции изучения истории науки :
1. Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком современности
2. Антикваризм – желание восстановить картины прошлого в их внутр целостности, без отсылок к современности
Изучая историю науки, нельзя вступить в прямой контакт с прошлым. Носители современной культуры сталкиваются с необходимостью описать действия исследователей прошлого, кот были осуществлены в рамках той или иной культуры, т.е. возникает проблема понимания прошлого. Можно сказать, что презентизм понимает прошлое, а антикваризм объясняет его.
Одной из проблем, связанных с развитием науки, является унаследованноть научного знания. В современной науке живут идеи, выдвинутые Аристотелем, Пифагором, Платоном и многими другими учеными прошлого. Эти идеи переосмысляются, меняются, но сохраняют свое интеллектуальное значение. Более того, чем глубже идея, тем более она обогащается со временем новыми значениями и смыслами. Великие идеи прошлого как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания.
Развитие знаний- это истор процесс, когда существующие сис-мы знаний постоянно перекраиваются, перестраиваются, одни разделы исключаются, а вписываются другие, часто заимствованные из далеких отраслей знания.
Еще одной характерной чертой развития ест-ия является сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции научного знания. С одной стороны, накопление большего фактич и теоретич материала обусловлено появление все большего кол-ва самост естеств-научных дисциплин (дифференциация научного знания ) со своими специфическими задачами и методами исслед-я. С другой стороны, объект естест-я един, поэтому между отдельными есте-научными дисциплинами постоянно возникали и возникают многочисленные междисциплинарные связи (интеграция научного згания)
Кумулятивная модель развития науки.
Возникновение кумулятивной модели развития науки прежде всего связано с большой популярностью закона о 3 стадиях О.Конта , который предполагает наличие 3 стадий в развитии как науки в целом, так и каждой дисциплины и даже каждой научной идеи :
· теологической (религиозной) (исследование внутр природы вещей, принимая причины явлений сверхъестественные факторы)
· метафизической (философской) (сверхъестественное заменяются абстрактными силами или сущностями)
· позитивной (научной) (человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, стремится к познанию действит законов и явлений)
По мнению Г.Спенсера в процессе развития науки меняется лишь степень общности выдвигаемых концепций , зависящая от широты обощений, кот возрастает по мере накопления опыта.
В свою очередь, Э.Мах формулирует «принцип непрерывности» , который позволяет ему включить научное открытие в непрерывный ряд развития. Научное знание, по маху, состоит в том, чтобы представить неизвестное, непонятное явление или факт действительности как подобное уже чему-то известному и как подчиняющееся тому же правилу или закону, что и это известное.
Большой вклад в развитие кумулятивной модели внес П.Дюгем, который выдвинул идею непрерывного развития науки, опирающуюся на отделение науки от философии. Так же он выдвинул идею абсолютной непрерывности и кумулятивности развития науки.