Понятие о подъемно-транспортных машинах, их классификация
ПТМ называются машины, предназначенные для перемещения груза на относительно короткие расстояния без его переработки. Они позволяют облегчить и ускорить процесс перегрузочных работ.
По принципу работы, по характеру выполнения рабочих движений ПТМ делятся на две большие группы: машины циклического действия (иначе грузоподъемные машины) и машины непрерывного действия (иначе машины непрерывного транспорта). В машинах циклического действия, как следует из названия, происходит последовательное повторение движений элементов машины для перемещения груза. К машинам циклического действия относятся краны, погрузчики (автопогрузчики, электропогрузчики), подъемники (лифты, вагоноопрокидыватели).
По типу движения ГПМ подразделяются на три группы:
перемещающие груз в вертикальном и горизонтальном направлении (краны и перегружатели);
Перегружателем называется перегрузочное устройство, состоящее из одной или нескольких ПТМ и механизмов, обеспечивающих возможность захвата, приема и передачи груза, а также маневрирования самой машины.
перемещающие груз в вертикальном или близком к нему направлении (подъемники: лифты и вагоноопрокидыватели);
перемещающие груз в горизонтальном или близком к нему наклонном направлении (погрузчики и т.д.).
По конструктивным особенностям ГПМ разделяют на простейшие, краны, машины безрельсового транспорта (погрузчики) и подъемники.
К простейшим ГПМ относятся домкраты, лебедки, тали. Лебедка – это механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана. Таль – это механизм подъема, представляющий собой лебедку соединенную посредством гибкого органа с системой блоков (полиспастом), предназначенных для снижения нагрузки или уменьшения пути или скорости.
Погрузчики – это самоходные ПТМ на колесном шасси с вертикальным грузоподъемником.
Они классифицируются
- по роду перегружаемого груза: для штучных грузов, для навалочных грузов;
- по типу грузозахватного органа (устройство для захвата и перемещения груза): вилочные, ковшевые и пр.;
- по расположению ГЗУ: фронтальные и боковые;
- по виду ходового оборудования: пневмоколесные и гусеничные;
- по роду привода: электропогрузчики (с электроприводом), автопогрузчики (с приводом от ДВС) и т.д.
Подъемниками называют ГПМ, перемещающие грузы в кабинах, на площадках или в ков-шах, движущихся в жестких направляющих.
Классифицируют подъемники по следующим признакам:
- по конструктивным особенностям: мачтовые, лифты, выжимные, рычажные, вагоноопрокидыватели;
- по назначению: грузовые, грузопассажирские, пассажирские.
Наиболее распространенный в портах вид ГПМ – кран. Кран представляет собой универсальную ГПМ, состоящую из металлоконструкции и нескольких установленных на ней механизмов. Можно выделить следующие основные классификационные признаки и типы кранов, соответствующие им:
по конструктивным особенностям
- по возможности передвижения: кран передвижной (кран, имеющий возможность передвижения при работе), кран переставной (кран, установленный на основании, который может быть перемещаемым с места на место вручную или с помощью других грузоподъемных средств), кран стационарный (кран, закрепленный на фундаменте или на другом неподвижном основании);
- по типу конструкции: кран стрелового типа (кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле), кран мостового типа (кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемешающимся по мосту), кран кабельного типа (кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах);
- по возможности поворота: кран полноповоротный (кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол 360° и более), кран неполноповоротный (кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол менее 360°), кран неповоротный (кран, не имеющий возможности вращения груза (в плане) относительно опорной части);
- по способу передвижения: самоходные, прицепные (кран передвижной, не оборудованный механизмом для передвижения и перемещаемый в прицепе);
- по типу передвижения: на колесном ходу, плавучие и на гусеничном ходу;
- в свою очередь, по типу шасси колесные делятся на: автомобильный (кран на серийном автомобильном шасси), рельсовый (кран на рельсовом ходу);
- по типу основания: портальный (кран передвижной поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта), козловой (кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек), мостовой (кран, у которого несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь), консольный (кран стрелового типа, грузозахватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или к тележке, перемещающейся по консоли (стреле)), башенный (кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни);
- по типу ГЗУ: крюковой, грейферный, магнитно-грейферный и т.д.;
по назначению: перегрузочные и монтажные;
Грейфер – управляемое грузозахватное устройство, производящее захват груза и освобождение от него без применения ручного труда. Грейферы предназначаются для перегрузки как навалочных, так и штучных грузов.
по отрасли, в которой используется: портовые, металлургические, строительные и т.д.
Машины непрерывного действия (непрерывного транспорта) – это ПТМ, обеспечивающие непрерывное перемещение грузов без остановки машины для их захвата и выгрузки. Номенклатура машин непрерывного транспорта (МНТ) достаточно разнообразна. К ним относятся конвейеры (ленточные, цепные, винтовые, роликовые, вибрационные и пр.), пневмо- и гидротранспортные установки и метательные машины. Принята классификация МНТ по следующим признакам: по роду перегружаемого груза (для пассажиров, штучных грузов, навалочных, наливных), по направлению транспортирования (реверсивные, нереверсивные), по конфигурации трассы (плоско-параллельные, пространственные), по способу создания движущей силы (механические, установки трубопроводного транспорта, гравитационные – спускные самотечные устройства).