Наука как движущая сила развития современной цивилизации

Введение

Особенности подготовки магистров состоят в том, что освоение изучаемых курсов, дисциплин ими должно осуществляться самостоятельно, так как овладение тем разделом научного знания, который является основой накопления интеллектуального богатства общества, возможно только постоянным расширением научного багажа по кругу вопросов, непременно возникающих перед исследователями.

Назначение лекций в таком учебном процессе заключается в ознакомлении обучающихся с совокупностью понятий, проблем, оценочных показателей точности, закономерностей изменения, возникающих или обязательно предписываемых при исследованиях любых объектов. Этим самым учебной работе будущих исследователей придается целенаправленность в формировании профессионализма в избранной научной области.

Наука ее представителями рассматривается как род познавательной деятельности, результаты которой признаны дать объективные, независящие от субъективных устремлений отдельного человека, социальных групп, общества в целом представления об изучаемом мире. Эта направленность научной деятельности породила героев среди ее создателей, готовых ради истины на самые страшные жертвы, вызываемые сопротивлением господствующих воззрений.

Вместе с этим среди научной общественности возникал кодекс поведения представителей науки, формирующий правила, требования к научным разработкам и их результатам. Эти требования представляют собой не только морально-этические нормы общения ученых между собой, но и формулируют условия, которым должны удовлетворять используемые ими методы и получаемые результаты (объективность анализа, проверяемость, воспроизводимость, точность и др.). Таким образом, нейтральность науки (независимость от субъективных мнений) никак не противоречит внутренней системе оценок в ней.

Методология науки в качестве цели обучения ставит и задачу овладения методами оценок результатов научной деятельности, то есть овладения способами избегания ошибок.

Практическое освоение курса студентами осуществляется проведением семинарских занятий по теоретическим вопросам общей методологии науки: на практических занятиях по методам исследования в агроинженерии; в процессе составления методики исследовательской работы по тематике магистерской диссертации по следующему плану.

· Изучение научных работ по тематике исследовательской работы;

· Выявление нерешенных аспектов задачи, формирование направления дальнейшей работы.

· Формализация объекта исследования. Выявление значащих (главных) факторов, определяющих поведение объекта;

· Составление сетки опытов и плана экспериментов;

· Создание экспериментальной установки, способной подтвердить или опровергнуть теоретические положения;

· Выбор оптимизируемых величин (критериев оптимизации);

· Выбор способа регистрации измеряемых факторов и характеристик объекта;

· Оформление методики выполнения работы по стандартной (или индивидуальной) форме.

Наука как движущая сила развития современной цивилизации

Современный уровень качества жизни человеческого общества основан на использовании научных достижений. Наука не только преобразует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие стороны человеческой деятельности.

Однако это не всегда было так и не во всяком обществе, в связи с этим и возникают вопросы о влиянии особенностей развития цивилизации на использование научных достижений. Историк и философ А. Тойнби выделил 21 цивилизацию после стадии дикости и варварства. Все их можно поделить на два класса: традиционные и техногенные цивилизации. Два этих вида обществ радикально отличаются друг от друга.

Техногенная цивилизация – порождение европейского региона ХV…ХV11 столетий, распространившееся и на остальной мир с разрушением там традиционных обществ.

В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая на Земле одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя и передавая их следующему поколению в виде устойчивых стереотипов. В них господствует приоритет традиций, канонизированный тип мышления, инновационная деятельность ограничена и допустима в рамках традиций. Это - древняя Индия, Китай, древний Египет, страны мусульманского Востока эпохи средневековья, некоторые страны нынешнего третьего мира.

Техногенная цивилизация(западная – по месту возникновения) характеризуется быстрым темпом изменений, интенсивным развитием, перестройкой прежних способов жизнедеятельности и формированием принципиально новых возможностей.

Новая система ценностей, лежащих в основе развития техногенной цивилизации, - инновация как ценность, выделяющая не только общества, но и человека. При этом речь идет не только о сущностном предмете, а вообще об оригинальности, пусть даже в духе рекордов Гинесса. Оригинальность есть и ей всегда будет иметь место в таком обществе, в отличие от традиционных обществ, где семь чудес уже сотворено и других уже не будет. В этой иерархии ценностей автономия личностинаходится на одной из верхних ступеней лестницы. Автономия личности уже не принадлежность к касте, корпорации, а возможность изменения корпоративных связей.

Породили техногенную цивилизацию, создали ее корни античные культуры, давшие миру два великих изобретения – демократию и теоретическую науку, первым образом которой стала Евклидова геометрия. Средневековье тоже стало небесплодным в этом отношении с его особым пониманием человека, созданного по подобию Бога, с культом любви к человекобогу Христу, с культом человеческого разума, способного расшифровать письмена, которые Богом заложены в мир (хотя тогда официально считалось, что это глубоко еретическая мысль). От этого времени и просчитываются прединдустриальный, индустриальный и, наконец, постиндустриальный периоды техногенной цивилизации.

Так возник этап развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, чего не допускало традиционное общество, и предметного мира, в котором живет человек, Названные возможные изменения, в свою очередь, приводили к трансформации социальных связей, теперь уже не являющихся неприкосновенностью. Направленность прогресса такого общества на будущее, которое теперь не какое – то место на спирали развития, а непрерывная цепь от прошлого через настоящее к будущему, становилась в нём целевым принципом.

В техногенном обществе иная ориентация по сравнению с традиционным: золотой век не в прошлом, а в будущем, движение к которому обеспечивает все более счастливое мироустройство. Этот тезис – «генетический код» техногенной цивилизации. Такая ориентация - альтернатива древнекитайской культуры «у – вей», не допускающей вмешательства в принцип течения жизни, в том числе и социальной. В техногенном обществе жизнь людей опирается на преобразующую деятельность человека как главное его качество, на человека как активного элемента в мастерской природы. Она теперь мастерская, а не храм, как в традиционном обществе.

1.1 Наука и ее содержание. Место аграрной науки в системе

Создание технологий (всяких, не только сельскохозйственных) и орудий, обеспечивающих их выполнение с помощью энергетических средств, - величайшее достижение инженерной мысли, разработавшей алгоритм действия орудия на обрабатываемый материал. Однако, такой подход к решению задачи формулировал лишь принцип действия орудия. Совершенствование взаимодействия орудия и обрабатываемого материала возможно только при условии изучения всех тонкостей этого взаимодействия, закономерностей протекания явлений, сопровождающих это взаимодействие, и составления математического описания его результатов.

Все сказанное является предметом изучения науки, хотя и не фундаментальной, отраслевой, каковой является сельскохозяйственная наука и ее составляющая, называемая земледельческой механикой.

Земледельческая механика возникла на рубеже ХIХ и ХХ веков. Создателем ее был Василий Прохорович Горячкин, один из учеников великого ученого Николая Егоровича Жуковского, пропустившего всех своих воспитанников через математический факультет Московского университета и Московское высшее техническое училище. Жуковский был убежден, что ученый, работающий в области прикладной механики, должен иметь глубокую механическую и математическую подготовку, и не менее фундаментальную инженерную.

Поэтому его ученики – Л.В.Ассур, Н.И.Мерцалов, В.П.Горячкин и М.Н.Летошнев – прошли научную школу по его стопам. Научную щколу Н.Е.Жуковского продолжили развивать академик И.И.Артоболевский, академики ВАСХНИЛ Желиговский В.А., Болтинский В.Н., Василенко В.М., Мацепуро М.Е. и многие другие.Ими же закладывались научно - исследовательские центры по сельскохозяйственной технике, впоследствии ставшие известными научно – исследовательскими институтами: ВИМом, ВИСХОМом, НАТИ, опытно – испытательными станциями.

В 1929 году заложена основа Российской академии сельскохозяйственных наук с сетью научно – исследовательских институтов по всей стране. В послевоенный истории сельскохозяйственной науки плодотворно трудились Линтварев Б.А. (ЭМТП), Ждановский Н.С. (ДВС), Лурье А.Б. (СХМ), Артоболевский И.И. (ТММ), Сверщевский Б.С. (ЭМТП), Веденяпин Г.В. (ЭМТП), Гудков А.Н. (СХМ), Казарцев В.И. (ремонт машин), Николаенко А.В. (ДВС) и др.

Математизация науки – основа совершенствования машин, орудий, процессов в любом производстве, установления закономерностей взаимодействия элементов машин, систем, оптимизации технологических процессов и параметров сложных объектов. Вот поэтому обучение математике и физике должно составлять основу подготовки инженеров любой отрасли производства.

Говоря о роли агроинженерной науки в механизации сельского хозяйства, в развитии производства, мы подчеркиваем ее авангардную роль не только в совершенствовании уже созданной техники, но и в постановке новых вопросов, требующих решения с целью перехода на более высокий уровень развития.

Таким образом, совершенствование производства и даже массовое производство давно известных изделий невозможно без использования знаний, содержащихся в теориях механики, химии, физики и других наук.

Знания, о которых идет речь, - это достоверная информация об окружающем мире, способная при правильном использовании служить человечеству инструментом не только материального обеспечения, но и решения социально – культурных запросов.

В первом приближении можно считать, что знание– определенное представление всего того, что окружает человека (в том числе и самого сознания).Знание может быть бытовым, благоприобретенным в результате человеческого общения, помогающим отдельному индивиду или некоторому сообществу жить в определенных природных и социальных условиях.

Кроме бытового знания, существуют (даже можно сказать в сокровищнице человечества они преобладают в настоящее время) знания научные.

Научное знание – специальный вид знаний, накопленных деятельностью особых представителей человеческого общества (ученых) и характеризующихся, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой реальностью.

Необходимость такого знания появилась тогда, когда обнаружилась недостаточность представлений, возникающих в рамках повседневного мышления, и данных невооруженных органов чувств, понятий здравого смысла и опыта. История науки показывает, что если эта недостаточность осознается, то возникает и потребность в научном познании соответствующего предмета. С развитием научного знания появляются причины изучения глобальных проблем, без решения которых срок возможного существования человечества может значительно снизиться.

После этого можно, вроде бы, сказать, что вот это научное знание и является наукой, хотя такое утверждение больше похоже на тавтологию. Можно было бы воспользоваться словарями и энциклопедиями, но и этим мы получим не четкое определение науки, а развернутое объяснение ее содержание разными тезисами (например, они приведены в философском труде М.С Бургина и В.И Кузнецова «Введение в современную точную методологию науки»). Наиболее полным из них, наверное, является следующее определение:

Наука – это особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научными учреждениями и имеет задачей исследования на основе определенных методов познания объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества.

Таким образом, наука - исключительно сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. Поэтому она изучается с самых различных точек зрения. И аналогично тому, как сложность и многосторонность явлений окружающей нас действительности служит объективным основанием классификации наук, сложность самой науки приводит к возникновению различных наук о науке. Это и методология науки, и философия науки, и логика науки, и история науки, и социология науки, и этика науки, и науковедение, и др.

В результате этого в науке о науке вычленяются научные подсистемы: социокультурная, социально – экономическая, семиотическая, гносеологическая, внедренческая и др. Ведущее место среди них занимает когнитивнаяподсистема, в центре которой находится само научное знание. Эта подсистема обеспечивает получение, проверку, сохранение, передачу и практическое применение знания о реальности, изучаемой наукой.

Итак, когнитивная система науки включает знание об объективной действительности, изучаемой наукой, но и сама эта система может и должна быть предметом изучения. Изучающая ее наука носит название методологии науки.

Наши рекомендации